Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Шарофат Арабова (Таджикистан): странам Центральной Азии нужен общий кинопроект как проект по формированию региональной общности

Шарофат Арабова (Таджикистан): странам Центральной Азии нужен общий кинопроект как проект по формированию региональной общности

Шарофат Арабова (Таджикистан): странам Центральной Азии нужен общий кинопроект как проект по формированию региональной общности


В рамках продолжающейся виртуальной экспертной дискуссии на проекте "Центральная Евразия" очередную "пятерку" мнений представителей культуры и искусства стран Центральной Азии (ЦА) "открывает" мнение известного ученого, кинорежиссера, историка кино и культуролога из Таджикистана Шарофат Арабовой.

Даниал Саари (Казахстан), редактор Экспертной сети "Центральная Евразия": какие основные проблемы на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Шарофат Арабова (Таджикистан), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения проблем стран Азии и Европы Академии наук Республики Таджикистан, руководитель Отдела "Дебют" Государственного учреждения "Таджикфильм" (тадж. Тоҷикфилм), член Союза кинематографистов Таджикистана и НЕТПАК (NETPAС, англ. Network for the Promotion of Asian Cinema, международная организация по продвижению азиатского кино): я бы выделила цивилизационный фактор, как принципиально важный для интеграции стран ЦА, в частности в области культуры. Проблема заключается в том, что за цивилизационную основу берется языковая дифференциация, акцентирование на которой может привести к дезинтеграции. В чувстве конкуренции, которое присуще каждому из государств региона нет ничего плохого, все имеют право на самовыражение. Однако, права ни одной из стран ЦА при этом не должны быть ущемлены. Важно понять, что единство региона именно в многообразии, и что наряду с тюркской культурой, есть и ираноязычная. Как у Фирдоуси в "Шахнаме", наряду с "Тураном" есть и "Иран".

Вторую проблему я бы обозначила как неравномерное развитие кинематографа в регионе. Данная проблема обусловлена разным уровнем развития экономик и различной степенью рациональной разработки законодательства в области кино. Несмотря на существующие различия в кинематографе стран ЦА существуют и схожие проблемы в сегментах сценаристики, актерского мастерства, кинопроизводства и кинопроката.
Нам нужно осознать и принять тот факт, что центральноазиатским странам важно сотрудничать в области кино и что это принципиально выгодно: общий кинопрокат, циркуляция фильмов и кадров, позиционирование положительного имиджа всего региона.

В этой связи весьма показательно то, что за последние два десятка лет не было ни одного фильма, созданного совместными усилиями нескольких государств ЦА. Одним из последних, кто пытался создавать подобного рода фильмы, был таджикский кинорежиссер Бако Садыков, снимавший так называемые центральноазиатские притчи в середине 90-х годов. Сотрудничество на данном этапе ограничивается только двусторонними и намного реже трехсторонними контактами.

Показательно также и то, что страны ЦА если даже и пытаются готовить кадры в области кинематографа, то используют для этого внешние / внерегиональные ресурсы, то есть приглашаются специалисты из-за рубежа, и крайне редко - из стран самого региона.

Кроме того, соблюдение прав и реализация перспективных форм сотрудничества подразумевается в рамках неких объединений, которые способствовали бы их официальному закреплению. Сейчас же сотрудничество в области кинематографа и искусства в целом, строится в основном на принципах народной дипломатии. В данное время более тесные связи существуют между представителями современного искусства, ремесленниками, а менее тесные - между кинематографистами отдельных стран региона.

Впрочем, это опять же зависит от конкретной страны. К примеру, казахские кинематографисты тесно сотрудничают с кыргызскими, а кыргызские приступили к сотрудничеству с узбекскими. Меморандум о сотрудничестве в области кино между "Узбеккино" и "Точикфилм" был подписан еще в августе 2018 года, а осуществление проектов в рамках которого пока только на стадии планирования и переговоров.

Д.Саари: как, на Ваш взгляд, следует "подойти" к решению данных проблем?

Ш.Арабова: опять же, равноправное сотрудничество возможно только в ситуации, когда кинематография внутри страны будет уверенно "стоять на ногах". В этой связи каждому государству ЦА необходимо укреплять собственную киноиндустрию.

С точки же зрения развития регионального сотрудничества, то на первых порах можно было бы предложить подготовку кинематографических кадров в центральноазиатских странах: то есть друг у друга. Такие случаи есть, но они единичны. Это подразумевает также и приглашение профессионалов региона для преподавания. В целом же, более тесное сотрудничество в области подготовки творческих и технических специалистов кино (искусства, культуры) способствовало бы взаимообмену культурным опытом и духовной интеграции.

В Казахстане существует Международный кинофестиваль студенческих фильмов и киношкол "Бастау", в рамках которого несколько лет назад был подписан Меморандум об образовании Ассоциации киношкол членами, которой стали киношколы и киноинституты как в центральноазиатском регионе, так и за его пределами. Число членов Ассоциации постоянно растет и сейчас включает в себя более 16 высших учебных заведений, в том числе Таджикский государственный институт искусства и культуры.

Однако, деятельность данной ассоциации нуждается в дополнительных, а главное - практических мерах по интеграции всех ее членов. В частности, Ассоциация могла бы поддерживать студенческие обмены, прохождение практики в творческих группах, проведение молодежных форумов, публичных лекций, видеоконференций и т.д. То есть речь должна идти не об однократных мероприятиях, а тех мероприятиях, которые бы осуществлялись долгосрочно, как минимум, на протяжении года.

Более того, странам ЦА было бы важно создать первый общий фильм: не односторонне или двусторонне, а именно многосторонне. Это должен быть совместный центральноазиатский кинопроект, причем проект по формированию региональной общности. Вклад каждой из стран заключался бы именно в том, в чем она сильна: выбору и подготовке нужных съемочных локаций, обеспечении техническими кадрами и творческим составом (сценаристами, режиссерами, операторами, композиторами, художниками и т.д.), актерскими типажами, специалистами по продвижению фильмов и прочим.

Успех этого масштабного кинопроекта (фильма), как коммерческий, так и кинематографический, явился бы крайне показательным и выигрышным для всех. Во-первых, он способствовал бы формированию и сплочению уникальной региональной команды во имя одной идеи. Тем более, кино - работа коллективная. Во-вторых, проект покажет насколько интересен регион как целостность. В-третьих, фильм, уверена, станет сенсацией мирового масштаба.

Д.Саари: спасибо за Ваше мнение! Хотелось бы надеяться на то, что Ваши рекомендации будут услышаны и реализованы! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org и редактор одноименной Экспертной сети: в свою очередь, мне также хотелось бы поблагодарить Шарофат за ее вклад в дискуссию. Кроме того, разрешите поддержать все высказанные предложения, призвать меценатов, представителей различных Фондов и политикоформирующих кругов стран Центральной Азии не только услышать все пожелания, но и поддержать их!



Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Какие изменения произойдут в Узбекистане с 1 ноября?

Двойник Зеленского в Москве оказался гражданином Узбекистана (ВИДЕО)

На одном из ташкентских рынков покупательница украла у продавца около 15 миллионов

Невыносимая жестокость: сеть взорвало выступление мужчины и ребенка в телепередаче на узбекском канале (видео)

expo
Похожие статьи