Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Аваз Камалов: Каковы вызовы на пути к демократии в Узбекистане?

Аваз Камалов: Каковы вызовы на пути к демократии в Узбекистане?

Аваз Камалов: Каковы  вызовы на пути к демократии в Узбекистане?


Наше представление о том, какими должны быть условия быта, правовые, политические отношения в обществе сформировались на примере этих условий и отношений в развитых обществах. Высокое качество этих условий и отношений является для многих обществ эталоном. И если качество этих условий и отношений в слабых обществах не соответствует эталону, то это вызывает неприязнь, гнев и недовольства в этом обществе. Однако высокое качество этих условий и отношений в развитых обществах имеет свою цену, и она настолько высока, что слабые общества платить такую цену просто не могут.

Общества обладают своей ценой и качеством. Невозможно за низкую цену создать высокое качество. Цену общества наиболее правильно отражает ВНД (валовой национальный доход) на душу населения, а качество – уровни развития инфраструктуры, образования и здравоохранения, демократии и правовой системы, культуры и искусства, уровни безработицы и коррупции, конкурентоспособности обществ и его институтов и т.д. Чем выше цена общества, тем выше его качество, и наоборот. В мире не существует страны, которая бы обладала высоким качеством при низкой цене, и это не случайность, а закономерность! Безусловно, отдельные личности в слабых обществах могут обладать намного высокими, чем в развитых обществах показателями качества. Но это утверждение верно исключительно части, а не целого, то есть всего общества.

Зависимость качества общества от его цены можно увидеть и в теории Маслоу, которая утверждает, что человек не может обладать высоким спросом на социальные и престижные, духовные и эстетические потребности если у него не удовлетворены базовые физиологические потребности. Как и в теории Маслоу, потребности общества можно представить в виде пирамиды, на основании которой можно расположить базовые физиологические потребности – утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п. Ступенью выше –потребности в безопасности, привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее идут потребности в уважении и одобрении, в познании и эстетике - жажда знаний, жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством.
Чем богаче общество, тем высок в этом обществе спрос на эстетические, познавательные потребности и возможности их удовлетворить. А в слабых обществах ресурсы недостаточны, чтобы удовлетворить базовые, а тем более высокие потребности общества.

Теория цены и качества общества

Чем выше доход человека, тем выше уровень его жизни, его интеллектуальные и культурные, духовные и моральные качества. Качество жизни среднестатистического гражданина - врача, милиционера, преподавателя, прокурора и т.д., - с ежегодным доходом в размере $2.000 - не может быть таким же высоким и содержательным, как и качество жизни человека, доход которого составляет $60.000 тысяч/год. Соответственно, качество общества с низким доходом не может быть таким же высоким, как и качество общества с высоким доходом. Поэтому доходы людей определяют качество труда и образования, уровень производительности и качество функционирования институтов, государственной системы общества, в целом.

В слабых обществах повышение доходов госслужащих и других поставщиков услуг в корне не повлияет на повышение качества образования, правовой системы, медицины и т.д. Потому что качество этих услуг зависит не только от поставщиков, но и от потребителей этих услуг – населения и бизнеса. Низкий уровень доходов населения – это неполноценное питание, высокие уровни преступности и коррупции, гнева и недовольства, низкие уровни социальной отвественности, дисциплины и порядка, которые влияют на качество общества в целом.

Гуманизм и справедливость так же имеют свою цену, поскольку гуманное и цивилизованное общество — это, в первую очередь, общество сытых, не имеющих повода для страха и тревоги, гнева и безнадежности людей. Слабые общества гуманными и цивилизованными (в целом, а не в части) быть не могут, потому что их ресурсы недостаточны, чтобы удовлетворить базовые потребности людей.
Если ограниченные ресурсы в этом обществе распределить среди всех граждан поровну, то это будет гуманно, но не справедливо по отношению к тем, кто обладает большими способностями и вносит больший вклад для создания этих ресурсов. Если распределить ресурсы по способностям – то это будет справедливо, но не гуманно с учетом того, что неудовлетворённой большей части общества достанется еще меньший объем ресурсов. Но основная суть в том, что кем и как бы ни распределялись ресурсы, в слабых обществах они не достаточны, чтобы удовлетворить базовые потребности всех членов общества. Это означает, что каким бы ни была политика распределения ресурсов – посредством рынка или государством - базовые потребности людей в слабых обществах останутся неудовлетворенными и избежать гнева и недовольства в этих обществах будет практически невозможно.

Размер имеет значение

Степень политической и деловой активности общества так же зависит от объемов дохода и сконцентрированного в этом обществе частного капитала. Капитал всегда стремится защищать свои интересы. И чем больше объем частного капитала, тем высоки возможности общества защищать свои интересы, поскольку интересы капитала в совокупности определяют интересы общества и его вовлеченность в законотворческие и политические процессы.

Общество с размером капитала в 1 единицу на душу населения не может обладать такой же деловой и политической активностью, как и общество с размером капитала в 1.000 единиц/на душу. Чем больше в обществе размер капитала, тем значительно его влияние на решения властей и политические процессы в обществе.

Риски тоже имеют свою цену. Для слабой страны риск в размере 100 единиц может составить 100% ВВП, в то время как данный объем риска составит всего лишь 1% от ВВП для сильного общества. Поэтому возможности сильных и слабых обществ сильно отличаются.

Форма и содержание

Экономические, социальные, политические, поведенческие и т.д. явления проявляются в виде определённых форм, которые обладают собственным содержанием. Содержанием американской улыбки является уровень американского благосостояния и культуры, а не способность произносить «cheese». Эта улыбка – отражение внутренней удовлетворенности, американского благосостояния и культуры. И люди, которые живут в тяжелых условиях не могут обладать внутренней удовлетворенностью, а значит и яркой и привлекательной американской улыбкой. И основным выводом из этого является то, что внутренняя удовлетворенность определяет форму улыбки, а не наоборот. Мы не станем обладателями американского благосостояния и культуры, даже если научимся замечательным образом произносить «cheese» и улыбаться по-американски. Поэтому, важно отличать форму явлений от их содержания.

Очень часто слабые общества стремятся подражать и копировать формы сильных обществ, что отражает благородные намерения и стремления. Однако копирование формы без содержания приводит лишь к имитации этих явлений, которые имеют ограниченные сроки годности и полезного действия.

Например, слабые общества копирует форму демократии и считают, что достаточно дать свободу слова, чтобы общество стало демократичным. Однако наличие свободы слова недостаточно для создания сильной демократии в обществе. Копирование законов развитых обществ, например, правил дорожного движения так же не сделают дорожное движение в слабых обществах безопасным и культурным. Поскольку социальная ответственность и культура не могут доминировать в обществах, где доминируют гнев и недовольство.

Демократия и свобода слова

Чтобы общество стало правовым оно, в первую очередь, должно исполнять свои обязательства - материальные и моральные. В сильных обществах доходы людей достаточно высоки, чтобы нести высокие расходы на исполнение своих обязательства и отстаивание своих прав. Высокие расходы на правовые услуги – это высокие доходы поставщиков правовых услуг (следователи, юристы, прокуроры, судьи, адвокаты), которые позволяют им получать качественные образование и медицинские услуги, обладать качественными условиями быта и труда. Все это формирует высокие культуру, правовое сознание и ответственность, качественное функционирование правовой системы в целом. Поэтому эффективное исполнение законов, цивилизованные правовые отношения – это роскошь, которую слабые общества позволить не могут, поскольку в слабых обществах люди не могут платить высокую цену за свои права и обязательства. А качественное право стоить дешево не может.

Низкое качество правовой системы и культуры создаёт условия, при котором моральные и материальные выгоды от нарушения законов значительно превысят выгоды от их соблюдения. В подобных ситуациях общества стремятся решать проблемы вне правового поля, что формирует нелегальные отношения и институты. Например, в 90-е годы прошлого века, большинство проблем в нашем обществе решались вне правового поля – коммерсантами, духовенством и т.д., что положило начало развитию таких институтов как «авторитеты».
Свобода слова играет крайне важную роль в развитии личности и общества, становлении правового государства, и является неотъемлемой частью демократии. Однако демократия – это не только свобода слова, поскольку в мире немало слабых обществ, где существует свобода слова, но отсутствует сильная демократия.

Слово может быть, как созидательным, так и разрушительным. Оно формирует мнения, отношения, взгляды, которые, в последствии, приводят к определенным действиям. Созидательное слово приводит к созидательным действиям в обществе, а деструктивное слово – к деструктивным действиям.

Слово способствует эффективному решению проблем, но оно не гарантирует их решение. Чтобы слово было созидательным, решало проблемы, оно должно быть грамотным и обоснованным, выражать в рамках закона определенные позиции и взгляды, интересы и требования определенных групп лиц. Для этого общество должно обладать зрелыми политическими взглядами, грамотной гражданской позицией, которая достаточно сильна, чтобы создавать сильные институты и обеспечить реализацию принципа разделения власти. И как показывает практика, подобных институтов и взглядов слабые общества создать не смогли.

Слово может использоваться как инструмент для различных интриг и провокаций, оно может легко раскачать слабые общества, где и так доминируют гнев и недовольства, поставив под сомнение решения властей. Однако слово не может раскачать сильные общества, поскольку это общество сытых, занятых и самодостаточных людей. Поэтому сильная демократия – это не только свобода слова, но и высокий уровень благосостояния общества, который обладает определенным иммунитетом.

Признание – это не оправдание проблем и отказ от их решения

Взаимосвязь цены и качества общества является базовым инструментом, посредством которого можно дать разумное объяснение системным проблемам и их причинам, определить их взаимосвязь, форму и содержание. Важно признать, что все слабые страны обладают проблемами, наличие которых – это неизбежность на определенном этапе их развития.

Однако неизбежность - это не оправдание этих проблем и бездействия. Это возможность разработать рациональные подходы для их решения, сконцентрировать свои трудовые, финансовые и природные ресурсы максимально на улучшение содержания, а не формы общества. Это возможность признать законы общественного развития, которые позволят обществам избавиться от внешних провокаций, вести независимую политику, больше полагаясь на собственные силы и ресурсы. Это так же возможность правильно оценить риски и возможности, расставить приоритеты общества, сконцентрировать свои ресурсы на решение тех проблем, которые вносят максимальный вклад в рост общества. Это возможность определить неизбежные проблемы и законсервировать их решение на определенное время, заключив консенсус с обществом.

Оптимизм вселяет положительный настрой и высокие ожидания, но здоровый оптимизм должен обладать реалистичными параметрами. Не правильно ожидать, что утро завтра наступит раньше, чем, когда-либо и что оно наступит раньше, только потому что сегодня 21 век!
Однако людям свойственно жить с ожиданиями, что общества могут достичь высокого уровня жизни в самое кратчайшее время. Но, чтобы достичь уровня развитой стран (ВВП надушу 30 тыс долларов) слабая страна должна расти в среднем на 20% в год в течении 20 лет, при росте населения в 1,2%. За все время своего существования, статистика не зафиксировала подобного роста какой-либо страны в течении 20 лет! Как и человек, который не может бегать быстрее тигра, прыгать выше страуса, так и развитие экономики имеет свои возможности и ограничения. Более того, человек имеет сильно ограниченное влияние на законы общественного и экономического развития.

Политика, выстроенная на ожидании того, что слабые общества могут за 20 лет войти в список развитых обществ мира и стремление этих обществ решить проблемы, которые выходят за рамки их возможностей могут создать новые проблемы, привести к нерациональному распределению ресурсов, агрессивной политике, банкротству и различным деформациям. Большая разница между высокими ожиданиями и состоявшейся реальностью приводит к разочарованиям, потере авторитета власти и политики, усиливает неприязнь, гнев и недовольства в обществе, создает идеологический вакуум, делая эти общества слабыми и нестабильными.

Итак, качество общества зависит от благосостояния и степени удовлетворенности его потребностей. И зрелые демократии существуют исключительно в обществах с высоким уровнем социально-экономического и политического развития. Слабые общества могут обладать некими формами демократии, но без содержания – высокого уровня благосостояния – эти формы всего лишь имитации, которые имеют ограниченный срок годности. Только по мере роста благосостояния и удовлетворения базовых потребностей, общества обретают качество – высокие моральные, институциональные, духовные и эстетические свойства.

Общество, которое не обладает ресурсами чтобы удовлетворить базовые потребности своих граждан не может удовлетворить потребности более высокого уровня и обладать высоким качеством. Если ресурсы удовлетворяют всего лишь 50% базовых потребностей общества, то это общество сможет удовлетворить свои базовые потребности примерно через 20 лет (при росте экономики на 5%), а эстетические потребности – не менее, чем через 60 лет! Нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, все это время в обществе будут доминировать гнев и недовольства, деструктивная критика и неприязнь, какими бы правильными ни были решения и политика властей.
Все без исключения слабые общества обладают низким качеством, поэтому причиной проблем этих обществ является то, что они бедные, а все остальное – это его симптомы. Признание этого не является основанием для оправдания проблем и бездействия в обществе, а является основанием для выработки рациональной политики развития, концентрации ресурсов на решении приоритетных его проблем.

Аваз Камалов, предприниматель
Комментарии
Интересная статья. Смесь социологии, позднего марксизма и европоцентризма. Много теоретически справедливых тезисов, но, они больше к европейским моделям общества относятся. Простые примеры азиатских тигров, таких как Япония, Ю.Корея, Сингапур показывают важность учёта большего количества факторов, чем просто экономический базис. Также в абсолют выставлено положение, что старания государства по поднятию заработной платы ничем хорошим не обернется, только гипер инфляцией. И т.д. и т.д... одним словом статья вызывает сомнение способности малых стран самостоятельно выйти из состояния "слабых стран", мол, как Вы по 20% расти будете 60 лет... А ожидаемый конец статьи - где мне казалось должны быть предложения как выйти, скромно отмечено - реформы нужны. И все... А ЧТО делать конкретно если нет "демократии"? Давать свободу слова - "зачем?", все равно вы слабая страна... Так что в целом одобряя попытку аналитически и социологически рассмотреть пути реформ, хотелось бы сказать - реформы идут, надо в них активно участвовать каждому, малые страны в состоянии самостоятельно выйти на высокий уровень и качество жизни, нужна более эффективная связь государства и общества, чтобы люди постоянно корректировали ход преобразований. А так спасибо, автору и редакции, с удовольствием прочитал материал
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

expo
Похожие статьи
Теги
А. Камалов