Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Лукмон Бойматов (Таджикистан): основы культурно-цивилизационного единства стран Центральной Азии сознательно разрушаются, а вместо них пропагандируются националистические идеи

Лукмон Бойматов (Таджикистан): основы культурно-цивилизационного единства стран Центральной Азии сознательно разрушаются, а вместо них пропагандируются националистические идеи

Лукмон Бойматов (Таджикистан): основы культурно-цивилизационного единства стран Центральной Азии сознательно разрушаются, а вместо них пропагандируются националистические идеи

После небольшого перерыва обсуждение вопросов развития и взаимодействия государств региона продолжают эксперты, чья специализация связана с самыми различными сферами, в том числе политики, экономики, безопасности, истории и социологии. Очередную "десятку" мнений на проекте "Центральная Евразия" и формируемой на его базе одноименной Экспертной сети "открывает" мнение ученого из Таджикистана, проживающего в Швеции, Лукмона Бойматова.

Даниал Саари (Казахстан), редактор Экспертной сети "Центральная Евразия": какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Лукмон Бойматов (Таджикистан), профессор, исследователь Линчёппинского и Норрчёнингского Университетов (Швеция): в последнее время центральноазиатские политики и даже некоторые эксперты из академических кругов региона весьма оптимистичны касательно региональной интеграции государств ЦА. Так, согласно мнению "экспертов-оптимистов" культурно-цивилизационное единство является одним из важнейших оснований в развитии интеграционных процессов в регионе.

Как историк, нахожу этот оптимизм ложным и научно необоснованным. Действительность совершенно другая: реальной интеграции между странами ЦА не ощущается.

Безусловно, роль истории и исторического наследия в интеграции народов региона велика. Однако, очевидно, что практически вся основа и сущность "культурно-цивилизационного единства" сознательно разрушаются и вместо них выдвигаются и пропагандируются националистические идеи. Так, идеология "тюркизации" древней истории народов Центральной Азии только один из тех недоброжелательных примеров.

Пять стран региона объединяет много общего в их истории, культуре, религии, традициях и социально-политическом развитии. Честно говоря, наличие исторической общности этих стран не дает право академическим кругам и идеологам отдельных стран искажать истину и фальсифицировать историю региона. Даже наличие "большого количества подтверждающих фактов" в отношении того или иного утверждения, полученного путем фальсификации, не делает его более вероятным. Поэтому нельзя утверждать "исторические факты", отрицая действительную историю. Подобный подход политиков, экспертов и ученых к "культурно-цивилизационному единству" в сущности является серьезной преградой для интеграции стран ЦА. Увы, это только один пример из большого арсенала подобных примеров, которые не "работают" на пользу интеграции стран региона.

Д.Саари: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать существующие проблемы?

Л.Бойматов: могу сказать, что большинство научно-исследовательских работ, посвященных проблемам и перспективам центральноазиатской интеграции имеют как политико-идеологическую, так и пропагандистскую "окраску".

На мой взгляд, академические исследователи должны актуализировать вопросы теоретического осмысления трудностей интеграционных процессов в регионе, а также исследовать концептуальные разработки механизмов интеграции в рамках определенной модели (может быть, Центральноазиатского союза).

Важно, что разработка научной концепции развития интеграции в ЦА, в том числе отдельных межгосударственных интеграционных образований, должна вестись в контексте анализа изменений, происходящих в мировой экономике в целом. Так, например, влияние того же китайского фактора - это серьезнейший вопрос на повестке дня интеграции в регионе.

Известно, что современные международные связи основаны на взаимном научно-информационном обмене экономической, политической, правовой информацией, подготовке совместных решений на межгосударственном, межведомственном и корпоративном уровнях в решении актуальных проблем региона. Такой обмен между странами Центральной Азии, к большому сожалению, отсутствует.

Поэтому странам ЦА, прежде всего, необходимо задуматься о формировании единого регионального научного информационного пространства, которое может способствовать наиболее эффективному решению актуальных проблем региональной интеграции.

Д.Саари: спасибо за Ваши ответы!

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org и редактор одноименной Экспертной сети:
в свою очередь, мне хотелось бы добавить, что абсолютно согласен с тезисом уважаемого Лукмона о необходимости формирования единого регионального научного информационного пространства. Но возникает ряд вопросов: возможна ли реализация данной идеи в принципе? Как приблизиться к формирования единого регионального научного информационного пространства? С чего начать? Какие проекты должны быть "локомотивными"? Вопросы выносятся на обсуждение.
Комментарии
Научно- исследовательское пространство всех нас на планете и в том числе стран центральной Азии давно существует, интернет назыааетя. А статья автора не более чем попытка зондирования нас на новое обьединение (разьединение) стран, отличное от того что давно есть. Пользуйтесь, и мы с вами)
А что не так с тюркизацией?
Она была и есть. Это в основном тюрки.
А таджики это те же тюрки, которые говорят на таджикском.
В чем проблема?

Просто сам националист жуткий.
Живет в гей-ропе и вещает местом, откуда воздух портят... профессор деланный
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Офицер Нью-Йоркской полиции - Садокат Максудова оказалась банальной воровкой

Гражданин Узбекистана, проживающий в США, в конце концов, сознался в оказании помощи ИГИЛ

И опять о счетчиках…

Резкий скачок: курс доллара вырос до 9061 сума

expo
Похожие статьи