Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Помоги, о всемогущая Биби-мушкиль-кушо…

Помоги, о всемогущая Биби-мушкиль-кушо…

 Помоги, о всемогущая Биби-мушкиль-кушо…


Каждую среду с раннего утра десятки самаркандских женщин устремляются в одно и то же место…Оно весьма почитаемо мусульманским населением города и его окрестностей. Существует предание, что здесь якобы нашла вечный покой легендарная Биби – мушкиль - кушо. Вокруг ее мавзолея есть еще три ритуальные постройки, посещение которых считается обязательным для правоверных ...

В отличие от христианства в исламе не существует практика канонизации святых, и потому реально существовавший человек или мифический персонаж становился почитаемым лишь по воле народных масс. Такая свобода инициативы привела к введению в ислам ряда совершенно чужеродных элементов, что приводило к протесту отдельной части мусульман, требовавших очистить ислам от предшествовавшего – языческого - культа святых. По мере завоевания мусульманами стран и земель, жители которых до этого придерживались языческих и политеистических верований, в ислам проникали разные элементы этих религий. Культ святых стал удобным каналом для проникновения в религию пережитков более ранних верований.

Прежние языческие божества, которым поклонялись жители завоёванных земель, в связи с новыми реалиями перевоплощались в мусульманских святых - авлия. Нередко народная религия шла вразрез с официальным и систематизированным исламским богословием. Наиболее отчётливую связь между древними верованиями и современным культом святых можно проследить в тех местах, где мусульманская святыня находится на месте прежнего языческого капища. Также об этом убедительно свидетельствует тот факт, что некоторые святые сохранили свои прежние языческие имена.

Так, например, широко известные среднеазиатские святые - Биби-сешанби, Биби-мушкиль-кушо, Джоумард-кассаб, Амбар-она, Хубби и другие почитались местными народами задолго до обращения их в ислам. И потому вовсе не удивительно, что в образе героя Сиявуша нетрудно заметить образ языческого умирающего и воскресающего божества, а в легендах о Хасане и Хусейне, Кусаме ибн Аббасе или куня-ургенчском Джамильджане прослеживаются мотивы мифов о «страдающем божестве». И в том, что до недавнего времени вокруг гробниц Бахауддина Накшбанда (Бухара) и Баварис-бобо (Хива) ежегодно устраивались шествия и процессии с цветами, можно проследить явные остатки традиций древних аграрных культов.

Ислам был внедрен в Среднюю Азию силой оружия и, просуществовав здесь более двенадцати веков в качестве господствующей религии, оказал весьма сильное влияние на весь уклад жизни местных мусульман. Однако же существовавшие здесь прежде обряды, обычаи и языческие представления не исчезли совсем, они сохранились и своеобразно «вписались» в мусульманство, внеся в него нечто свое, региональное. Довольно показателен в этом отношении существующий и пользующийся у жителей Средней Азии широкой популярностью культ Биби-мушкиль-кушо. На первый взгляд он, несомненно, весьма близок по своей мифической и обрядовой стороне культу Биби-сешанби, которая в представлениях узбеков и таджиков является покровительницей семейного счастья. Ей в местном варианте ислама посвящен особый день для почитания и посещения – вторник (сешанби). К святой же Биби-мушкиль-кушо (в переводе «разрешительница затруднений») таджики и узбеки обращаются за помощью только в несчастных случаях. У этой дамы тоже свой день «приема» страждущих – среда.

Существует немалое количество мифов, посвященных деяниям названных выше персонажей. В большинстве своем они имеют несомненное сходство между собой и, как можно заметить, очень напоминают известную западноевропейскую сказку о Золушке. Истоком этих историй, вне всякого сомнения, является древнейший языческий культ очага. Так, например, в одном из узбекских мифов Биби-сешанби в облике благообразной старой женщины помогает бедной девушке, пряча ее в очаге. Отметим, кстати, что в исламе бытуют еще несколько персонажей, связанных своим именем с днями недели. Так, например, в мифологии турок существуют Першенбе-кары (женщина-четверг), Чаршанбе-кары (женщина-среда), Джума-карысы (женщина-пятница) и Пазар-ана (воскресенье-мать). Все эти образы, созданные народной фантазией, несомненно, имеют домусульманское происхождение.

В культе святых некоторых мусульманских регионов отчетливо заметны остатки доисламского культа предков, когда основатель рода или его старейшины с прошествием времени обожествлялись и наделялись сверхъестественными способностями. Согласно народным верованиям, святые эти могут творить чудеса, они способны напрямую общаться с Аллахом и даже спорить с ним, угрожать ему. Одной из способностей святых считается защита и покровительство своих родственников и потомков. Известно, что среднеазиатские разбойники боялись посягать на стада потомков ходжей, опасаясь гнева со стороны их могущественного предка. Простолюдины опасались даже соревноваться с потомками святых и перед началом скачек и тому подобных состязаний непременно вручали первый приз ходжам.

А по словам шиитских богословов, имамы из рода Али ибн Абу Талиба заведуют исполнением людских нужд. Для этого следует бросить записку со своим пожеланием к могиле одного из имамов или (если могилы поблизости нет) в реку или глубокий колодец, и просьба обязательно дойдёт до святого. А для получения заступничества Хусейна шииты даже поедают землю с его могилы.

Целью паломничества (зиярат) к могилам святых является получение благодати и покровительства от святого. При совершении зиярата к святым местам мусульмане читают возле могилы суры из Корана, совершают ритуальный обход вокруг него (таваф), совершают жертвоприношения. Множество мусульман при посещении могил напрямую просят у умерших удовлетворения своих нужд, совершают земные поклоны (суджуд) и трутся о поверхность могилы, что приравнивается богословами к поклонению идолам.

Другие же возносят свои молитвы, используя святых в качестве заступников перед Аллахом. Также среди мусульман распространено мнение, что мольбы возле могил святых лучше и благосклоннее принимаются ими. В большинстве своем святые места в мусульманских странах являются могилами потомков пророка Мухаммеда от Али и Фатимы (сеиды и шерифы) или же четырёх Праведных халифов (овляд). Традиционно считается, что они имеют сверхъестественные силы и могут творить чудеса (карамат)…

Вернемся, однако же, к женским культам среднеазиатского ислама. При всем своем сходстве Биби-сешанби и Биби-мушкуль-кушо все же имеют существенные различия. Так, например, все без исключения героини сказаний о Биби-сешанби, которым она оказывает протекцию, персонажи женского пола. В сказаниях же о «госпоже-разрешительнице затруднений» Биби-мушкиль-кушо их героем обычно является пожилой мужчина.

Содержание этих мифов практически однозначно: бедный старик, сборщик топлива, потерял свой серп и тем самым лишился заработка. В поисках этого рабочего инструмента он случайно попадает в пещеру, где обитает Биби-мушкуль-кушо. Поведав ей о своем несчастье, старик получает взамен обещание о помощи. Она заверила его, что серп вскоре найдется и бедняк в первый же день соберет больше топлива, чем обычно.

Биби велела ему продать это топливо за две таньги, одну из которых он должен был потратить на ритуальное угощение в ее честь. Причем на дастархане должны были непременно лежать несколько сдобных молочных лепешек «ширмол», хорошо истолченная соль и кишмиш, тщательно очищенный от черенков. Черенки же эти нужно было собрать, завернуть в вату и бросить в мельничный желоб. На угощение следовало пригласить только бедных женщин.

Когда все требования стариком были исполнены, святая велела ему читать вслух посвященное ей сказание, добавив, что она будет незримо присутствовать при обряде и тем самым способствовать разрешению всех затруднений, имевшихся у приглашенных участников застолья. Причем обряд этот следовало повторять каждую среду. При безусловном выполнении наказа старику было обещано богатство и удача во всех его делах.

Исполнив все предписания, сборщик топлива разбогател и стал обеспеченным человеком. Но как-то раз он, по небрежности, пропустил одну среду и не исполнил обряда Биби-мушкиль-кушо. В наказание за это он опять стал бедняком. В такое же затруднительное положение попал и состоятельный человек, к которому старик обратился за помощью в проведении обряда святой. И лишь через некоторое время, повинившись и регулярно выполняя все ее наказы, они оба получили прощение и выбрались из беды…

Если сравнивать этот миф со сказанием о деяниях Биби-сешанби, то бросается в глаза существенная разница как в отношении самих героев, так и в характере угощения. Культ Биби-сешанби – исключительно женский, со строгим запретом для мужчин принимать участие в обряде и просто присутствовать при нем. Да и угощение для нее более простое и примитивное: несколько пресных лепешек, выпеченных в золе (кумоч) и клецки из теста (умоч).

Разница довольно ощутима, что позволяет говорить о разновременном появлении этих мифов. Второй из них явно более позднего происхождения. К тому же в мусульманской среде Бухары «разрешительница затруднений» Биби-мушкиль-кушо названа теткой по матери (хола) известного мистика Бахауддина Накшбанда, который был историческим лицом и жил в Бухаре XIV века. Особо доверять этой версии не следует, ибо такая родственная связь явно понадобилась лишь для более широкого распространения и популяризации культа Биби-мушкиль-кушо. Против этого свидетельствует и то, что в Бухаре, где имя Накшбанда возведено в сугубо городской культ, о Биби-мушкиль-кушо знали очень немногие. Здесь она была лишена того ореола популярности, который имела и имеет в Самарканде или Ташкенте…

Рубен НАЗАРЬЯН

Комментарии
Не важно
"Ислам был внедрен в Среднюю Азию силой оружия"
Вы б сначала читали б истории Ислама, чем писать такую ерунду!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Мигрант из Таджикистана два года насиловал и шантажировал 15-летнюю девочку из Узбекистана

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

«Сын сидел год ни за что»: дело Жасурбека Ибрагимова продолжается в гражданском суде

НАК "Узбекистон хаво йуллари" планирует открыть три новых рейса

expo
Похожие статьи