24.5 C
Узбекистан
Вторник, 4 августа, 2020

Косимшо Искандаров (Таджикистан): следует обеспечить условия для коммуникации ведущих экспертов Центральной Азии

Топ статей за 7 дней

Наедине с болезнью: жительница Ташкента рассказала, как COVID-19 забрал ее мать, и никто не пришел на помощь

Шокирующую историю борьбы своей семьи с коронавирусом рассказала на своей странице в Facebook жительница Ташкента Евгения. Девушка...

В Ташкенте в экспериментальном порядке будет внедрена система «Добросовестный налогоплательщик»

27 июля Шавкат Мирзиёев провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.

До какого числа в Узбекистане продлят карантин (опрос)

На этой неделе Шавкат Мирзиёев согласился с предложением Республиканской специальной комиссии о продлении карантинных ограничений. Стало понятно,...

Подпишитесь на нас

51,570участниковМне нравится
22,003участниковЧитать
2,130участниковПодписаться
Косимшо Искандаров (Таджикистан): следует обеспечить условия для коммуникации ведущих экспертов Центральной Азии

На вопросы Владимира Парамонова, руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» отвечает известный ученый из Таджикистана Косимшо Искандаров.

Владимир Парамонов (Узбекистан): рад приветствовать Вас, уважаемый Косимшо! Итак, первый вопрос: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Косимшо Искандаров, доктор исторических наук: существует целый ряд проблем на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними. Это внутриполитические, социально-экономические проблемы, проблемы безопасности, а также проблемы, имеющие внешнеполитический характер.

Прежде всего, нужно отметить, что в регионе еще не завершился процесс утверждения идей национальной независимости, национально-исторической самобытности. Другими словами, каждая страна стремится искать свои корни в глубине веков, чтобы обеспечить устойчивость национальной государственности.

Нельзя сбросить со счетов и наличие проблем, исходящих из национально-территориального размежевания в регионе в 1924 году и в последующие годы. В этих условиях у национальных элит стран региона всегда есть опасения, что более тесное сотрудничество и создание наднациональных региональных структур может ущемить их национальную независимость и самобытность.

Поэтому страны ЦА зачастую предпочитают налаживать политические, финансово-экономические и иные связи с крупными в политико-экономическом плане внерегиональными государствами, по сути, в ущерб более тесному внутрирегиональному сотрудничеству. Кроме того, в настоящее время страны ЦА маневрируют между глобальными игроками, используя соперничество между ними в своих интересах. Однако, это требует умелого и осторожного подхода.

Как показывает опыт взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном, очень многое в двусторонних отношениях зависит от политической воли лидеров стран. С приходом к власти Шавката Мирзиеёва в Узбекистане отношения между двумя странами изменились очень быстро.

Представляется, что прорыв в таджикско-узбекских отношениях снял многие проблемы не только между этими двумя странами, но и между всеми странами региона. Политическая атмосфера стала более благоприятной для развития регионального сотрудничества. Теперь для развития отношений с Таджикистаном в той или иной сфере остальным странам региона нет необходимости оглядываться на Узбекистан.

Вместе с тем, необходимо понимать, что проблема распределения и использования водно-энергетических ресурсов региона способна в будущем проявить себя. В частности, она может повлиять на сотрудничество между государствами региона. Поэтому для минимизации соответствующих угроз требуется разработка механизма решения этой проблемы.

Помимо этого, существует комплекс проблем, который одинаково важен для всех стран региона — комплекс проблем безопасности, в том числе, в связи с активизацией терроризма и ростом влияния исламского экстремизма. Казалось бы, что в подходах к решению этого комплекса проблем все страны региона должны быть едины и заинтересованы в более тесной координации и кооперации. Тем не менее, в итоге каждая страна ЦА предпочитает решать проблемы своей безопасности преимущественно на двустороннем уровне, развивая связи с различными государствами как внутри самого региона, так и вне его.

Другая немаловажная проблема — это наличие территориальных споров между отдельными странами региона. В частности, в настоящее время эта проблема особо актуальна для отношений между Таджикистаном и Кыргызстаном. Если не удастся решить это проблему, то существует угроза того, что она может негативно повлиять не только на двусторонние отношения между этими странами, но и на региональное сотрудничество в целом.

В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно если не решить данные проблемы, то по крайней мере подойти к их решению?

К.Искандаров: во-первых, важно выработать некий формат для регулярных встреч лидеров стран ЦА по обсуждению вопросов, несущих потенциальную опасность интересам государствам всего региона.

Во-вторых, следует обеспечить условия для регулярных встреч и постоянной коммуникации ведущих ученых и экспертов стран ЦА через организацию исследований, конференций и рабочих мероприятий. Ведь только эта категория профессионалов способна оценить существующие проблемы и предложить лидерам стран региона пути их решения.

В-третьих, необходимо сформировать и активно использовать совместные двусторонние механизмы (как на государственном уровне, так и на уровне народной дипломатии), направленных на укрепление мер доверия между народами конкретных стран. Представляется, что за счет таких двусторонних механизмов можно будет и открыто обсуждать, и легче решать наиболее острые проблемы, минимизировать угрозу их перерастания в конфликт.

В-четвертых, важно прилагать усилия по повышению эффективности деятельности региональных интеграционных объединений, чтобы они не превращались в малозначимые дискуссионные клубы. Пока страны региона не почувствуют свою выгоду от вхождения в интеграционные структуры, то их вовлекать туда не только очень трудно, но и бессмысленно.

В-пятых, следует задуматься над созданием Центрально-азиатской региональной структуры, которая могла бы объединить все пять стран региона без привлечения других государств. Данная структура и должна заниматься решением проблем ЦА.

В.Парамонов: спасибо, уважаемый Косимшо, за Ваши оценки и предложения. Все они, уверен, очень ценны и должны заставить задуматься представителей экспертных, научных, общественных и, безусловно, политико-формирующих кругов стран региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Хабибулла Окилов рассказал, при каком условии будут смягчены карантинные меры

Если в течение двух недель ежедневное увеличение числа больных Covid-19 снизится до 400 человек, может быть рассмотрен...

Казахстан поднял цену на пшеницу для Узбекистана почти на четверть

Узбекистан снизил в первом полугодии 2020 года импорт пшеницы мягких и твердых сортов в натуральном выражении на 5,4 процента по сравнению с...

Завод GTL сократил число рабочих с 11 до 2 тысяч человек

По сообщению информационной службы Министерства энергетики,  индийские, вьетнамские и китайские специалисты со строительной площадки завода GTL в Кашкадарьинской области будут отправлены домой....

Иностранным гражданам продлили срок визы до 1 ноября

Увеличен срок действия виз иностранных граждан, пребывающих в настоящее время на территории Узбекистана. Он автоматически продлен до 1 ноября текущего года.

Таможенники обнаружили незаконно ввезенные в страну лекарства на 144 миллиона сумов

В Яшнабадском районе Ташкента задержана партия лекарств без документов на 144 миллиона сумов. Интересно, что контрабандисты незаконно ввезли в страну не препараты...

Больше похожих статей