Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Туризм и культурное наследие. Почему сохранять обязательно?

Туризм и культурное наследие. Почему сохранять обязательно?

Туризм и культурное наследие. Почему сохранять обязательно?

Все города мира, возникшие в результате более или менее стихийного развития или по продуманному плану, представляют собой материальное выражение различных общественных систем, существовавших на протяжении всего исторического процесса, и именно поэтому являются историческими.

Исторические города с их природным или созданным человеком окружением, кроме своих свойств своеобразных исторических документов, выражают ценности, свойственные городским цивилизациям. Однако эти города находятся под угрозой повреждения, разрушения и даже уничтожения под воздействием урбанизации, порожденной индустриальной эрой и свойственной сегодня всем обществам. Исторические ансамбли, являясь частью повседневного окружения людей, обеспечивают живое присутствие прошлого, сформировавшего их, придают условиям жизни разнообразие, приобретают дополнительную ценность и значение для людей.

Традиционные архитектурные ансамбли на протяжении веков служат самыми реальными свидетельствами богатства и разнообразия культурного, религиозного и социального творчества. Это, как правило, является фундаментальным фактором их сохранения и интеграции в при современном градостроительстве. Поскольку есть опасность единообразия и обезличения исторических центров, как для человечества в целом, так и народов, которые видят в них проявление своей культуры и основы своей самобытности. Во всем мире достаточно примеров, когда серьезный ущерб историческому наследию наносят разрушения, совершаемые под предлогом расширения или перестройки, развития транспорта или модернизации.

Для того чтобы своевременно реагировать на новые вызовы, ЮНЕСКО за многие годы разработала пакет нормативных актов, направленных на сохранение культурного наследия. Каждая из этих конвенций направлена на интеграцию культурного аспекта в общую парадигму развития и связанные с ней направления и программы деятельности ЮНЕСКО. В них рекомендуется государствам-членам применять разработанные положения в виде национального закона или в иной форме меры по осуществлению на территориях, находящихся под их юрисдикцией, принципов и норм, содержащихся в рекомендациях.

Правительством многих стран уделяется огромное внимание сохранению культурного наследия и развитию культурно-познавательного туризма, принимаются меры и действуют специальные программы сохранения культурного наследия и развития туризма на ближайшие годы. Туризм во всех странах признается стратегически важным направлением развития города и природных комплексов. Для этого прилагаются все усилия для формирования мощной инфраструктуры, поскольку это является эффективным инструментом поддержания культурного разнообразия, устойчивого развития и борьбы с бедностью, созданием новых рабочих мест. Данная отрасль растет в среднем на 4-5% в год.

Развитие культурного туризма – один из приоритетов 21 века. Место туризма в мировой экономике сегодня трудно переоценить – он поглощает 11,4% от мировых инвестиций и дает 10,9% мирового базового дохода. Рост туризма приводит к накоплению значительных финансовых средств, меняет региональные экономические системы и приносит выгоды охраняемым территориям и местному населению. Объекты всемирного наследия являются наиболее привлекательными для туристов, в связи с чем, туризм - главная управленческая забота для большинства объектов всемирного наследия.

При этом из-за своего многообразия и постоянно возрастающей роли туризма, объекты всемирного наследия дают уникальную возможность для проведения исследований по сохранению наследия и управлению туризмом. Однако, сегодня широко признано, что процесс развития невозможно понимать только в терминах экономики, необходимо учитывать неразрывную связь между экономической, социальной, экологической и культурной сферами. Применение комплексного подхода требует выявления, охраны всех видов наследия – природных и культурных, материальных и нематериальных. При этом необходимо создать атмосферу, благоприятную для их сохранения и полноценного развития. Когда объект включен в Список всемирного наследия или когда охраняемая территория определена как «Охранная зона», «Биосферный заповедник», растет понимание важности охраняемого и защищаемого наследия. Это также стимулирует интерес к объекту наследия, активизирует связанную с ним деятельность, в результате чего увеличивается число туристов, желающих его посетить.

По оценке Всемирной туристской организации ООН, количество туристов на сегодняшний день удвоилось, и из одного государства в другое путешествуют свыше 1 миллиарда человек, а к 2020 году – 2,6 млрд. В 2016 году Францию признали самым популярным туристическим направлением в мире. Среди достопримечательностей путешественники чаще всего посещали собор Парижской богоматери, базилику Сакре- Кер и Лувр. Туристический поток в столицу Франции больше всего вырос из Японии – 40, 5%, Китая – на29, 8%, США на 20,5%, из Германии на – 20, 4% . Среди лидеров роста – Триумфальная арка – (плюс 36%), Версаль (плюс 24%), башня Монпарнас ( плюс 21%). Цель правительства – до 2200 года принять в стране 100 миллионов туристов. Это может пополнить бюджет на 50 миллиардов евро и создать 300 тысяч рабочих мест.

Культурный туризм и сохранение культурного наследия – понятия взаимосвязанные и взаимозависимые. Бесспорным фактом остается то обстоятельство, что умелое использование культурного наследия, его сохранение, является одним из определяющих факторов развития государства. В этой связи культурно-познавательный туризм призван придать серьезные импульсы к развитию бизнеса вокруг объектов культуры, обеспечить развитие там гостиничной и транспортной инфраструктуры, выпуск качественной сувенирной продукции, ткацкой, гончарной и других народных промыслов и т.д. Центр мирового наследия не собирает конкретные данные о прибыльности в отношении признания объектов мировым наследием. Общепризнано, что выгоды оказываются значительными настолько, что СМИ зачастую предполагают, что они являются основным побуждением для государств номинировать свои объекты в Список мирового наследия ЮНЕСКО, эти же СМИ указывают, в частности, на прямые доходы от туризма.

Цифры, действительно впечатляют, как в случае с укрепленным городом Кампече в Мексике: после того как он был внесен в список в 1999 г., количество посещающих его людей растет с каждым годом.(1999 г. по 2004 г. общий рост составил 39%, количество доступных гостиничных номеров увеличилось на 45%, а доходы от туризма выросли почти вдвое. Прямые инвестиции, а именно: 62 миллиона рандов от Мирового банка на программу консервации и развития Пограничного парка «уКхахламба-Дракенсберг-Малоти»; 163 миллиона рандов от государственно-частного партнерства на проект центров для посетителей в Колыбели человечества в Гаутенге (общая стоимость 360 миллионов рандов); 260 миллионов рандов на парк «Сент-Лусия Ветлэндз» (Ква Зулу Наталь) для развития инфраструктуры и экономики; 70 миллионов рандов от Мирового банка на проект биологического разнообразия охраняемых флористических территорий Кейпа; 72 миллиона рандов в течение трех лет на капитальную инфраструктуру острова Роббен; 101 миллион рандов на развитие Национального парка «Мапунгубве» (провинция Лимпопо) и 17 миллионов рандов на развитие туристической инфраструктуры во Вредефорт-Дом (Северо-западная провинция Свободное государство), о которых было объявлено в день, когда Комитет по мировому наследию решил внести Вредефорт-Дом в Список мирового наследия (июль 2005 г.) в широкой среде. (4)Недавние цифры из Южной Африки показывают, что 745 миллионов рандов (примерно 75 миллионов долларов США) дополнительных прямых инвестиций были вложены в течение трехлетнего периода (2004-2006 гг.) в семь объектов мирового наследия в Южной Африке.

Эти цифры не включают текущие управленческие бюджеты агентств по консервации и управлению, таких как Cape Nature Национальных парков Южной Африки, которые ежегодно предоставляются южноафриканским правительством. Например, бюджетные ассигнования для Cape Nature, агентства по охране природы провинции Западный Кейп, которое отвечает за управление самой большой частью Охраняемых флористических территорий Кейпа (шесть из восьми объектов), составляют 65 миллионов рандов в год. Эти суммы также не включают прямые расходы правительства и частного сектора на программы и проекты регулярного ремонта дорог, рекламы туризма и т.д.

Кроме того, примечательно, что, согласно подсчетам, в течение последних пяти лет одна Столовая гора, символический природный памятник Кейптауна, заработала для ВВП Южной Африки 600 миллионов рандов (около 60 миллионов долларов США). Новые многоквартирные дома на берегу гавани Кейптауна продаются по миллиону долларов США или больше именно потому, что из них открывается вид на всемирно знаменитую Столовую гору. Исторический характер и идентичность являются частью уникального торгового имиджа городов, в особенности, всемирно признанная универсальная ценность, связанная с включением в Список мирового наследия, стала мощным активом на переполненном глобальном рынке, нравится ли это кому-то или нет.

Несмотря на это, необходимо помнить, что туризм остается крайне неустойчивой индустрией. Недавние сильные колебания были вызваны опасениями по поводу терроризма, эпидемий и стихийных бедствий. Однако набор выгод оказывается значительно более широким, например, за счет прямых инвестиций государственного и частного сектора. Хотя получить подобные цифры сложнее, учитывая проблемы взаимодействия, они служат убедительными аргументами в пользу того, что сохранение наследия в целом и Список мирового наследия в частности идут в русле основного развития, а не против него. При условии правильного управления, означающего, что ценности не компрометируются, ни Комитет по мировому наследию, ни ЮНЕСКО не имеют против этого возражений.

Инвестиции в сохранения культурного наследия в нашей стране, тоже дают положительные примеры. В последнее время в Бухаре, прямые инвестиции правительства и частного сектора идут на сохранение и восстановление памятников архитектуры, на восстановление дорог и переустройству инженерных сетей, на строительство жилых домов, благоустройству территорий, в сферу обслуживания, развития гостиниц, на сохранение природных комплексов и многое другое. Однако, с 1980 – года прошлого века, генеральные планы исторических городов страны ни разу не подвергались пересмотру и корректировке, хотя население и территории их увеличилось в несколько раз. В новых социально - экономических условиях, стихийно начали появляться в большом количестве магазины, рестораны, малые промышленные предприятия. С увеличением в потребности в жилье, в большом количестве рядом историческим центром появились высотные дома, началось усложнение транспортной и планировочной структуры, экологического состояния городов и многое другое, в разрез генеральному плану развития, что привело к искажению силуэта и панорамы застройки.

В прошлом, Генеральные планы исторических Самарканда, Бухары, рассматривались обособленно в отрыве от малых городов и сельских поселений, не учитывалась ее агломерационная взаимосвязанная природа. Постановление президента и правительства страны по формированию промышленных зон в малых городах говорит о том, что сегодня развитие крупных и малых городов, сельских населенных пунктов необходимо рассматривать во взаимосвязи, на уровне агломерации, так как они имеют тесные социально – экономические и производственные связи. К тому же в малых городах Бухарской области находятся целое созвездие памятников архитектуры, святых мест. Малые города, сельские населенные пункты – это субурбанизированная часть больших городов. Они должны быть также вписаны в единую систему: энергетической, транспортной, туристической, производственной инфраструктур, которые связаны с развитием большого современного города.

К тому же, в законодательном порядке не установлены буферные зоны исторических городов. Основным документом, на который должны опираться все преобразования исторических городов, является Закон республики Узбекистан об охране и использовании памятников истории и культуры. Но отсутствие необходимого комплекса дополняющих документов затрудняет применение Закона в практике проектирования и строительства. Кроме того, действие Закона распространяется лишь на объекты, имеющие статус памятника, состоящего на государственной охране. В целом, и другие существующие нормативные документы не охватывают всего круга вопросов, связанных с формированием исторических городских ландшафтов, формирования архитектурного облика исторических городов, и другие.

Всемирный комитет по наследию, по всему миру проводит международные конференции и семинары, которые являются частью разработки теоретической схемы по Программе "Города Всемирного наследия", содействующей обсуждению специфических тем, направленных на установление или обновление международных стандартов на подходы и методологии сохранения и управления историческими городскими ансамблями. Поэтому, при разработке Генеральных планов, регенерация среды исторической зоны должны отвечать всем последним требованиям положении конвенции о всемирном наследии, а также Руководства об установлении адекватных буферных зон. Последние решения устанавливают, что обязательство сохранить открывающиеся виды и панорамы распространяется и за границы буферных зон, это необходимое условие для комплексных объектов, таких как исторические центры городов. Все эти разработки должны учитываться при разработке и принятия нового закона об охране исторического и культурного наследия. Было бы целесообразным проведение Международной конференции по сохранению исторического наследия в рамках Всемирного комитета по наследию в городе Самарканде, с привлечением международных экспертов.

В заключении, необходимо отметить, что отсутствие достаточно эффективного гибкого законодательства и стратегии охраны культурного наследия в стране, способствует случайной трансформации городской среды. В современный век урбанизма все большее и большее число исторических городов принимают стратегии и политики, которые отводят важную роль в социальном и экономическом развитии городов наследию. Хорошо управляемый исторический городской ландшафт является сильным конкурентным инструментом, который привлекает не только туристов, но и капитал и жителей.

Исторические здания и пространства вносят значительный вклад в ценность города, а характер города становится его брендом. Они являются активами, вносящими вклад в качество городской среды и обеспечивающими рыночную ценность имущества. Наряду с этими материальными активами исследования преимуществ строительного наследия рассматривают нематериальные ценности и преимущества, включая общую гордость, связи с местной историей, образовательную ценность и символическую роль наследия, потому, что они составляют «культурный капитал». При понимании инвестиций в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами как расходов с потенциальными долгосрочными преимуществами защита и управление наследием имеют именно такой смысл. Эксперты согласны с тем, что консервация наследия может быть чрезвычайно выгодной, если она происходит в контексте долгосрочного анализа.

Сегодня, назрела необходимость принятия нового Закона об охране и использовании памятников архитектуры и градостроительства, а также постановления, предусматривающего серьезные меры по совершенствованию концепции комплексной реконструкции исторических городов и сельских поселений, разработку генеральных планов исторических городов, в законодательном порядке определения и установления охранных и буферных зон, выявление и выделение историко-культурного каркаса на региональном уровне. Необходимо сформулировать основную точку зрения, подход к рассмотрению и пониманию проблемы комплексной реконструкции, ее предмета, ключевых понятий и методологических установок, организацию системы охраны исторического наследия, археологических исследований и реставрации памятников истории и культуры в исторических зонах, как комплексных памятников градостроительства, согласование планов археологических раскопок и реставрации с программами комплексной реконструкции исторических зон.

Среди прочих задач концепции:
- создание системы специализированных строительных организаций, способных выполнять работы по реставрации, реконструкции, капитальному строительству, инженерному оборудованию и благоустройству в исторических зонах, их техническое и кадровое обеспечение;
- выделение строительных организаций – генеральных подрядчиков по комплексной реконструкции конкретных исторических зон и содействие в подключении к работе по реконструкции других строительных организаций, включая иностранные фирмы;
- привлечение отечественных и зарубежных инвестиций на реконструкцию исторических зон, отчисления от туристских доходов (турсбор), средства религиозных центров, средства различных международных организаций и фондов и т. д.
- для обеспечения комплексности и согласованности проектных решений необходимо сосредоточение координирующих головных функций по проектированию комплексной реконструкции в одном специально созданных проектных организаций с распространением на него прав генерального проектировщика;
- необходимо обеспечение на всех этапах работы информирование широкой общественности, ее привлечение к участию в обсуждении и реализации мероприятий, пропаганда знаний об историческом наследии и способах его сохранения и использования.

Детальная разработка и конкретизация указанных направлений создаст организационные основы комплексной реконструкции исторических зон городов и других населенных пунктов страны.

По своему размаху, идеологическому, социально – экономическому и экологическому значению, объему привлекаемых средств и ресурсов, задача комплексной реконструкции исторических городов и поселений становится одной из ведущих в ряду общегосударственных приоритетных программ развития социальной сферы общества. Ее разработка и реализация потребует в течении длительного времени исключительного внимания и неослабевающих усилий со стороны государственных и общественных организаций, специалистов и всего населения.

В настоящей обзорной статье были использованы материалы и рекомендации ЮНЕСКО, Международных конференций по сохранению исторического и культурного наследия, а так же практика сохранения и реконструкции зарубежных исторических городов.



Рахим Авазов, кандидат архитектуры,
эксперт туристско-информационного проекта «Вкусный Узбекистан»/Delicious Uzbekistan»
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

В календаре узбекистанцев появятся два новых праздника

В столичном метро девушка упала на рельсы перед идущим поездом (видео 18+)

Евгений Петросян: «Весть о смерти Обида Асомова поразила меня в самое сердце» (видео)

Реклама на сайте
Похожие статьи