Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Герой нашего времени. Кто он? Размышления ветерана труда о предпринимателях и не только…

Герой нашего времени. Кто он? Размышления ветерана труда о предпринимателях и не только…

Герой нашего времени. Кто он? Размышления ветерана труда о предпринимателях и не только…


Учительница спрашивает ученицу:«Скажи-ка, Малика, кто твой герой?»Малика: «Мой герой – моя мама. Потому что она каждый день даёт мне шококрем».«Фархад, ответь, а кто твой герой?» Фархад: «Мой герой – мама Малики. Потому что она каждый день угощает Малику шококремом».
Из рекламы по телевидению.

Смотрю рекламу по телевидению и задумываюсь: а кто же мой герой? Кто он герой нашего времени? На кого нынешнее поколение должно равняться? С кого ему брать пример? И кто герой произведений наших поэтов, писателей, драматургов?

Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев на встрече с представителями творческой интеллигенции поставил перед ними конкретные задачи, воодушевив на создание произведений, достойных нашего великого времени, строительства нового общества. реформирования и стремительного развития всех сфер нашего независимого Узбекистана. Действительно, сейчас для творческой интеллигенции создаются все условия. Для «инженеров человеческих душ» под руководством главы государства построено новое здание Союза писателей. Когда Абдулла Кадыри начал работу над своим романом «Минувшие дни», таких условий не было, не было ему и особого поручения-заказа написать такое произведение. Роман был создан по зову его сердца, чтобы показать, какой прекрасный человек погибает в борьбе за независимость своей Родины и как со временем его дети оказываются по обе стороны баррикады: один борется за советскую власть, другой против неё.

Мы с детства знаем имена Ширака, Тумарис, Джалолиддина Мангуберди, Амира Темура, Улугбека, Алишера Навои, Бабура, имена великих мыслителей и учёных прошлого, других наших предков. Из недавней истории мы знаем имена Акмаля Икрамова, Файзуллы Ходжаева, Усмана Юсупова, Шарафа Рашидова. Целая эпоха в жизни нашей страны, как и каждого нашего гражданина неразрывно связаны с именем основателя независимого Узбекистана и Народно-демократической партии Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова. Образы этих великих личностей учат любить свою Родину, независимость, народ, природу, знания, науку и т.д. Они решали задачи своего времени. Мы живём в ХХI веке, в условиях глобализации. Перед нами стоят грандиозные задачи нашего времени. И эти задачи в силах решить только герой нашего времени, наш современник, воспитанный на примерах наших великих предков, стоящий на их плечах и поэтому знающий больше и видящий дальше. Думается, отечественная литература и искусство с помощью своих художественно-выразительных средств, должны создавать образ именно такого героя…

Мы должны гордиться, восхищаться наши великими предками. Однако это не должно превратиться в пустое созерцание. Потому что это может стать тормозом, препятствием на пути дальнейшего развития, прогресса. Если всё время созерцать достижения прошлого и не создавать нового, наступит кризис.

В годы независимости ряд деятелей науки и искусства, литературы, передовиков производства получили почётное звание Героя Республики Узбекистан, сотни людей награждены орденами и медалями, другими наградами. О них написаны статьи, очерки, выходят в эфир теле - и радиопередачи. Однако нужны и серьёзные литературные произведения. Ведь художественное слово обладает огромной силой.

В то время, когда я работал в аппарате Центрального Совета НДП Узбекистана, была учреждена «Книга почёта». За прошедшие годы имена десятков активистов партии были занесены в эту книгу. О ряде из них силами заведующего идеологическим отделом Центрального Совета партии Сабира Курбанова и заведующего сектором Утамурода Нурмухамедова в партийной печати был опубликован цикл материалов. Однако об активистах партии, её лидерах нет художественных произведений…

Думая о герое нашего времени, я вспоминаю академика-литератора Иззата Султана. В 1996 году, накануне празднования Дня независимости Центральный Совет НДП Узбекистана организовал с ним у себя – в большом зале заседаний встречу. Патриарх нашей науки и литературы говорил о роли Амира Темура в истории Узбекистана, о значении достижения независимости нашей страны.

Он говорил о том, что мы должны смотреть на историю как на многогранное событие. Когда даём оценку прошлому, необходимо иметь ввиду и будущее.

Иззат Султан тепло вспоминал замечательного сына нашего народа Шарафа Рашидова, четверть века возглавлявшего Узбекистан. «Каждый раз, когда Шараф Рашидович уезжал в Москву, в нашей писательской среде говорили: «Он уехал за кульчой (маленькая лепёшка), - рассказывал учёный. Но Шараф Рашидович обычно возвращался домой не с кульчой, а с патиром (большая лепёшка, испечённая с салом и молоком). Этот «патир» имел вид строительства Дворца Дружбы народов, то строительства метро, то создания Ташкентской телебашни. Выдающийся государственный и общественный деятель, патриарх нашей науки академик Акил Умурзакович Салимов в своих воспоминаниях пишет: «Действительно, в советские времена республиканские органы власти, даже первые лица, во многих случаях не были самостоятельными в своих решениях. Всё решала Москва». Чтобы добиться решения соответствующих вопросов, требовалось большое мужество и настойчивость. Это был своего рода героизм, подвиг во имя нашего народа. Как говорил Стефан Цвейг, «Лишь сумма преодолённых препятствий является действительно верным мерилом подвига и человека, совершившего его».

У Иззата Султана есть пьеса под названием «Какнус» («Феникс») о двух поколениях. Главные герои пьесы – дедушка и его внук. Дед жил в период тоталитаризма и играл в ту пору активную роль. Внук – представитель нового поколения. Речь идёт об отношениях между ними. Показан конфликт между двумя поколениями.

Время так стремительно меняется, что внук заявляет деду: «Ваша жизнь прошла понапрасну». Дед отвечает: «Нет, она не прошла попусту». Происходит столкновение между взглядами разных поколений. Если молодое поколение заявляет, что мол дед был соучастником политики Сталина, на нём лежит вина перед народом, он преступник, что тогда должен ответить дед на эти обвинения? Дед жил и работал во имя народа и продолжает трудиться согласно своим убеждениям. Им трудно понять друг друга, это два разных мира, два противоположных полюса. В итоге он садится и начинает писать книгу под названием «Как нужно теперь жить». После смерти деда выясняется, что он написал эту книгу для своего внука, во имя него.

Иззат Султан рассказывал: «Как известно, в своё время на одном из собраний в Союзе писателей Узбекистана группа молодёжи мне прямо в лицо заявила: «Чему мы можем научиться у старшего поколения? Ведь они ни в чём не могут послужить нам примером. Поколение, жившее при Ленине, Сталине - с ними заодно, оно тоже виновато во всех преступлениях того времени». Я тогда промолчал. Потом написал эту пьесу.

Моя пьеса не всем пришлась по душе. Говорили, обязательно ли выносить на сцену конфликт между двумя поколениями? Нужен ли такой скандал кому-то?...

Думая о герое сегодняшнего дня, я обращаюсь к книге заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, доктора филологических наук, профессора Нугмана Рахимджанова «Биография художественного произведения» (Нўъмон Раҳимжонов. Бадиий асар биографияси. Тошкент. Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси “Фан” нашриёти, 2008), которая является результатом его бесед на протяжении многих лет с известным писателем и драматургом, академиком Иззатом Султаном. В этих беседах академик поднимает вопрос о герое нашего времени…

В последние годы он постоянно думал о том, кто должен быть главным героем нашей литературы.

Нужно признать, что в советское время под влиянием коммунистической идеологии в обществе воспитывалось отрицательное отношение к собственнику, хозяину собственности. В тот период таких людей отправляли в Сибирь, сажали в тюрьму, лишали Родины.

В недавнем прошлом от деятелей культуры, литературы требовали создавать произведения, главными героями которых были бы к примеру, шелководы, хлопкоробы. При этом речь шла не о тех качествах, которые мы сегодня имеем в виду. Нужно было показать настоящего рабочего, а не того, кто занимается предпринимательством.

Сегодняшний собственник-предприниматель - это человек, который может облегчить жизнь всех людей. Жизнь показывает, что существуют неписанные законы, согласно которым все хотят иметь побольше денег, жить лучше. Существует много путей достижения этого, но не все ими владеют. Умный человек имеет деньги, поскольку они являются ключом к достатку, благополучной, обеспеченной жизни. Бедняк не может быть счастливым, ведь ему постоянно приходится бороться со многими трудностями.

Почему в состязании капитализма и социализма победил капитализм? И.Султан говорил: «Советский строй не учёл трёх вещей. Во-первых, человек был принесён в жертву идее коммунизма, который оказался миражом. Во-вторых, отрицалась вера, а в-третьих. отрицалась собственность. Согласно психологии сегодняшнего предпринимателя каждый должен уметь сам себя защищать, заботиться о своём благополучии, проявляя при этом свои способности и талант.

Деньгами овладевают умные и сообразительные, находчивые люди, которые могут придумать что-то новое, полезное для себя и для общества.

Наряду с этим И.Султан подчёркивал, что в обществе необходимо пробудить дух уважения к капиталу, материальному успеху. Но должно быть не поклонение деньгам, а именно уважение, поскольку это будет означать уважительное отношение к труду. Кто сегодня стал предпринимателем, тот живёт хорошо. Кто находит пути для развития своего дела и становится предпринимателем, твёрдо стоит на ногах.

К сожалению, однако среди предпринимателей есть разные люди. Есть благородные, заботящиеся о развитии и процветании, своём достатке и улучшении жизни вокруг. А встречаются и люди, нечистые на руку. Предпринимательство это – громадное течение, сравнимое с полноводной рекой. Иногда вода в ней чистая, прозрачная, а иногда мутная.

...Думается, сегодня перед нашей литературой стоят две взаимосвязанные задачи. С одной стороны необходимо дать объективную и глубокую оценку нашему недавнему прошлому – событиям советского времени, а с другой – глубоко понять события периода независимости, их историческое значение и создавать произведения, созвучные сегодняшней жизни, характеризующие её, помогающие человеку осознать её смысл и найти своё место в обществе, связать свою судьбу с судьбой своей Родины. В процессе выполнения этих задач в литературе, а значит и в сознании читателей должна утвердиться одна важная мысль: с достижением независимости наша жизнь вступила на путь нового развития, прогресса.

Сегодня мы постоянно говорим о развитии предпринимательства в нашей стране. Поэтому и в литературе необходимо создать образ честного, трудолюбивого предпринимателя. В какой бы то ни было сфере – будь то сельское хозяйство, промышленность или наука – в литературу необходимо ввести образ современного предпринимателя, показать его как ведущего героя.

Я вспоминаю произведения Теодора Драйзера «Финансист», «Титан», «Стоик». Перед глазами читателя этих книг проходит весь путь предпринимателя: начиная с детских лет, с первых шагов в бизнесе до самых его вершин. Но в этих книгах речь идёт о беспощадном бизнесе. Нам нужен бизнес с человеческим лицом. Тем более, что наши бизнесмены и предприниматели ведут большую благотворительную деятельность…

Главой нашего государства 2018 год объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.

Как подчеркивал наш Президент Шавкат Мирзиёев, «активное предпринимательство» – это такое направление в экономике, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, современных подходов, передовых технологий и методов управления.

Когда мы говорим «активные предприниматели», то подразумеваем деловых людей, способных производить конкурентоспособную продукцию, самое главное, создающих новые рабочие места, приносящих пользу не только себе и своей семье, но и всему обществу».

По мнению Иззата Султана, у узбекских предпринимателей есть четыре качества. Во-первых, эти люди отличаются большим умом. Глупец не может стать предпринимателем. Во-вторых, это просвещённые, хорошо эрудированные люди. В-третьих, им присущи энергичность, мужественность. В-четвёртых, как правило, они удачливы. В нашей литературе должен появиться герой, соединяющий в себе эти четыре качества. Конечно, нельзя ограничиваться. только показом этих качеств. У нас есть много вопросов, касающихся духовности.

В настоящее время наша литература находится на пути возрождения и нового подъёма. Необходимо понимать потенциал нашего времени, помогать его достижениям. Герои молодых прозаиков отличаются интеллектуальностью, современным мышлением, ответственностью, стремлением стать настоящей личностью. Однако, у нас до сих пор есть колеблющиеся литераторы, которые не знают точно, о чём писать. Сегодня настало время отбора. Кто глубоко не понимает идеологию нового независимого времени, не пропускает её через своё сердце, тот неминуемо выпадет из литературы. Об этом не нужно сожалеть. Потому что у нашей литературы мощный потенциал. У нас есть таланты, прошедшие через многие испытания, и много молодых многообещающих авторов.

Сегодня политика нашего государства защищает человека: его интересы ставятся превыше всего. Государственные учреждения служат людям. И литература также должна помогать государству в этой работе. Необходимо создавать объективные и правдивые образы предпринимателей, предприимчивых людей, принимающих активное участие в строительстве великого будущего Узбекистана.

Н. ТАИРОВ,
политолог

(При подготовке данного материала использовались книги заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, доктора филологических наук, профессора Нугмана Рахимджанова «Биография художественного произведения» (Нўъмон Раҳимжонов. Бадиий асар биографияси. Тошкент. Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси “Фан” нашриёти, 2008), “Независимость и сегодняшняя литература” (Нўмон Раҳимжонов. Истиқлол ва бугунги адабиёт. “Ўқитувчи” НАШРИЁТ-МАТБАА ИЖОДИЙ УЙИ. Тошкент – 2012) и личные воспоминания автора).
Комментарии
Да тема сложная и философская - герой нашего времени.
Мне кажется что героем можно назвать любого честного, порядочного человека, воспитавшего образованных способных мыслить детей. И которые кстати возьмут и прочитают эту статью, потому что это вызывает интерес, должно вызывать интерес.
Но к сожалению мы наблюдаем деградацию общества, молодежи в основной своей массе. Поэтому мы должны восстановить воспитание в семье и образование. Вернуть истинную историю в том числе и про период времен СССР. Нельзя давать однозначно отрицательные или положительные оценки, ведь было и то и другое. Любая власть имеет и плюсы и минусы. К примеру не стоит забывать что весь СССР восстанавливал Ташкент после землятресения, и что 95% домов квартир в которых проживают жители Республики построены и выданы бесплатно именно при СССР. Но где это в учебниках истории, выгодно было забыть, так же происходит ВОВ.
В тот период это тоже была наша история.
Теперь время собирать камни, вернуть в общество общечеловеческие ценности, если это еще возможно.
Да в каждой статье практически пишут о том, что в советское время жить было невозможно, а сейчас прям цветем, ну или на пути к этому, только никак не наступит это время. Очень похоже на обещание коммунизма. Только где мерило? Что должно произойти, чтобы мы сказали дружно "вот наступило то самое светлое будущее"? Слишком много эпититов в статье. Жить своей жизнью надо, а не равняться на чужую, каждый силен в своём.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Без прав и без лицензии: кто нас возит в Яндекс.Такси? (видео)

Чешская компания планирует наладить производство трамваев в Узбекистане

Селфи с президентом Узбекистана выложили в интернет

Все крупные оптовые рынки Ташкента могут быть вынесены за пределы города

Похожие статьи
Теги
Н. Таиров