Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Опять о войне? Нет! О любви

Опять о войне? Нет! О любви

Опять о войне? Нет!  О любви


Приближается День Победы. В мире о нем помнят, празднуют по-разному. Сегодня видение события тоже различное. Но сейчас я, не вдаваясь в долгие рассуждения, хочу рассказать о другом. Война как разрушитель любви – везде и всегда. Этой теме посвящен спектакль, поставленный в немецком городе Майнце самодеятельной интернациональной театральной труппой.
В Германии 8 мая отмечается Tag der Befreiung – День освобождения.


На сцене – аскетичная обстановка: практически нет декораций, лишь несколько действующих лиц... И при этом – на глазах зрителей слезы, ярко выраженные эмоции сопереживания, и в заключение – зал, стоя, долгими аплодисментами провожает актеров, подаривших им этот трогательный, запоминающийся, будоражущий душу спектакль. Вызывают сценариста, автора идеи, постановщиков – всех, кто был причастен к его созданию. В зале – немцы, русские, евреи, люди других национальностей. Но как это ни пафосно звучит, в этот момент они поистине объединены великой силой искусства, передающего правду жизни.

В весенние дни, радуясь буйному возрождению природы, любуясь ее ежедневно меняющимися красками, мы с особенно щемящим чувством думаем о ценности жизни, о любви, о счастье. И о залоге этого – мире. По мере приближения знаменательного дня – 9 мая это чувство нарастает. В наше тревожное время обращение к теме войны и мира видится особенно актуальным.

Кажется, война изображена в произведениях искусства различных жанров со всех возможных сторон. И иногда думается, а можно ли найти новые аспекты рассмотрения этой темы, да и надо ли, способно ли еще что-либо сегодня разбудить новые струны человеческой души? Спектакль «Письма о любви, или отправитель – война», поставленный энтузиастами театральной студии объединения «Феникс», что в Майнце, позволяет ответить на этот вопрос положительно.

А началось все достаточно просто. Председатель объединения Ирина Кобылецкая, по прозвищу «вечный двигатель» (а без этих качеств гиперактивного взрослого человека в наших условиях вряд ли можно было создать и поднять такую махину как эта разносторонняя организация) прочла историю о том, что одна женщина нашла на чердаке дома письма отца с фронта, раскрывшие для нее романтичную историю ее родителей. Вот и все, искра возникла, а возжечь из нее пламя взялся творческий коллектив театра «Matrix“, созданный при объединении. Валентина Красюкова, с большим волнением воспринявшая эту историю (ведь все мы из послевоенного поколения имеем и собственные истории, и Валентина трепетно рассказывает о воспоминаниях своей мамы), написала сценарий. «Написала» - мало сказать, это по сути глубокая исследовательская работа – поиск сохранившихся фронтовых писем, причем не о боевых действиях, а поистине личных, лиричных, проникнутых мечтой о продолжении счастливой мирной жизни. Это непрекращающийся творческий процесс, сопереживание героям - реальным людям, попытка в своем сердце ощутить и пережить их чувства. Поэтому сценарий создавался долгим трудом. А дальше – «рутинная» творческая работа над спектаклем, премьера которого состоялась два года назад. После успешной премьеры коллектив приглашали с этим спектаклем и в российское посольство Германии, на различные театральные фестивали и конкурсы. Надо отметить, что в репертуаре театра есть и другие интересные постановки, самой первой из которых была «А зори здесь тихие». А на парижском театральном фестивале за спектакль «Письма о любви» театр получил грамоту из рук графа Шереметева.

...Итак 1941 год, июнь. Любящая молодая пара в немецком городке сидит в кинозале и смотрит фильм с участием Марлен Дитрих. С любовью глядят молодые люди друг на друга и не спешат домой. Так хочется побыть наедине, погулять по чистеньким ухоженным улочкам родного города. Маленький сын оставлен на вечер с мамой Алоиза. Молодые люди говорят о своей любви, о втором ребенке, вспоминают их первые романтические свидания, но фоном в их настроении, недомолвках сквозит тревога, ведь идет война, и как скажется она на их судьбах, кого заденет она своим черным крылом?

... «Ты обязательно вернешься, так как ты мне очень нужен. Ты нужен нашим будущим детям, матери, которая ждет тебя, ты нужен своим друзьям. Когда ты придешь - будет цвести моя любимая сирень, солнце будет ослепительно светить в глаза и мы пойдем гулять в наш любимый парк к той нашей заветной скамейке, где ты читал мне такие красивые стихи.» Это тоже строки из письма. Но из переписки другой пары – Нины и Константина, живущих в Москве. Они тоже сидели в кино, смотрели жизнерадостный фильм с Любовью Орловой, а потом гуляли, мечтали о будущем, целовались... Но нормальная человеческая жизнь осталась только в планах, мечтах и переписке. Только письма стали выразителями и хранителями их чувств, их забот, их сокровенных желаний. «Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность.
Оказывается, подобные утверждения — сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное… А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей. Ниночка, твоя улыбка сияет передо мной все время. До свидания. Твой Костя.»

А еще на сцене звучат молитвы матерей – русской и немецкой – на двух языках, но об одном: сохрани, Господи моего сына (Алоиза, Константина...). «Мурашки по коже», „Gänsehaut“ говорят зрители – на разных языках, но об общих ощущениях. В этом и заключалась задача создателей спектакля – показать, что война – это трагедия, одинаковая для всех. Она лишает любви, счастья, будущего. Она отбирает у матерей сыновей, у любящих - любимых. На всем земном шаре во все времена и у всех народов основополагающие ценности одинаковы.

В заключение хочется еще раз отметить, что самодеятельный театр «Matrix» уже заявил о себе как о зрелом талантливом коллективе. В его репертуаре и «Евгений Онегин», и «Горе от ума», и уже названные спектакли. А сейчас коллектив замахнулся на нечто новое, еще более сложное и необычное - мюзикл! Это будет «Принцесса на горошине» - абсолютно оригинальная постановка. Будем ждать.

НИНА ШПОЛЯНСКАЯ
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Один из подозреваемых в деле базаркомов был найден мертвым в тюремной камере

Президент утвердил в будущем году три дополнительных нерабочих дня

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Нина Шполянская