Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

C Новым годом! 5777-м!

На фоне печальных событий последнего времени сложнее стало обращаться к темам, мало относящимся к реалиям дня. Но жизнь продолжается, и интерес к происходящему остается и должен оставаться неизменным. В Узбекистане всегда жили, и что важно, жили дружно, разные народы. И несмотря на серьезные изменения в общественно-политической жизни, это можно сказать и о сегодняшнем дне.

C Новым годом! 5777-м!

К чему это я? Да в связи с тем, что приближается еврейский Новый год, суть и празднование которого серьезно отличаются от обычаев других религий. И об этом хочется рассказать.

Этот праздник требует от человека особого, я бы сказала, философски-глубокого подхода. С какими результатами мы пришли к Новому году, все ли задуманное выполнили, чисты ли были наши дела и помыслы? Согласно еврейской традиции мы имеем еще целых десять дней, чтобы исправить то, за что следует повиниться. Речь идет, разумеется, о самом искреннем раскаянии и желании исправиться, а не торге со В-вышним по поводу нашего будущего.

Новый год - это не момент, когда последний бой часов знаменует под звон бокалов переход из одного годового цикла в другой. Это долгая декада, в течение которой положено обдумать свою жизнь, проанализировать свои поступки, покаяться перед Б-гом и людьми за вольные и невольные прегрешения. Таким образом благодаря своеобразному суду совести, самокритике происходит нравственное и духовное очищение.

Этому процессу способствует звук шофара – бараньего рога, в который трубят в эти дни в синагогах мира. Этот своеобразный звук как бы взывает: «Проснитесь, спящие! Близок Судный день, очиститесь от дурных деяний, от грехов ваших.» И действительно, подмечено, что люди (а как известно, безгрешных среди нас не бывает, но шанс на прощение имеет каждый.) в достаточно долгий предновогодний период будто становятся мягче и добрее, воздерживаются от раздоров, желают друг другу благополучия и хорошей судьбы на год грядущий.

Называется этот еврейский праздник Рош Ашана – Голова года. Согласитесь, довольно меткое название.

К праздничному столу в этот день наряду с привычными любимыми блюдами подают и специфичные, символизирующие определенные надежды: яблоки с медом (знак приятной и сладкой жизни), гранат (знак сплоченности), голову рыбы (знак успеха) и ряд других.

Итак показалась на небе первая звезда, Новый год наступил. Казалось бы, можно расслабиться и веселиться. Ан нет. И тут еврейские обычаи имеют свои особенности. Это не время отпусков, возлияний, веселья и развлечений. Ведь через десять дней наступит самый ответственный момент - Судный день, в который В-вышний, исходя из твоих поступков решает твою судьбу на год предстоящий. Именно в этот день евреи ведут свой самый проникновенный внутренний разговор с Б-гом. Каждый надеется на положительное решение «Суда». В торжественно-праздничном настроении человек с надеждой встречает завтрашний день.

Затем наступает черед других праздников новогоднего месяца, месяца Тишрей. Следующий среди них Суккот. Это праздник веселья и радости по поводу завершения сбора урожая. Однако и этот праздник несет свой моральный заряд. Он требует сохранения национальной памяти. Жизнь в ветхих шалашах в течение недели должна напоминать о тяготах жизни их предков в пустыне в период исхода из Египта, в долгих поисках свободы.

И последний в ряду еврейских праздников, начатых Новым годом, называется Симхат Тора – радость Торы. Что выглядит вполне логично: после обновления, «дней трепета» перед Судным днем, праздника урожая – подлинная радость народа Книги, которая была ему дарована как путеводитель по жизни и главные постулаты которой заимствованы основными религиями мира.

И давайте желать друг другу – к Новому году – еврейскому, христианскому, к Наврузу, Рождеству и другим праздникам разных народов, впрочем равно как и в будни – только добра, мира и благополучия.

Нина Шполянская.
Комментарии
Неужели в любимом мной Узбекистане запрещено полностью писать Всевышний и Бог?Простите меня,но это нехорошо...
Римма
В любимом вами Узбекистане, к счастью, нет запретов на то, чтобы писать слова так, как предписывает ваше вероисповедание. В иудаизме так положено. Это не сокращение, как вы, возможно, подумали.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)