5.1 C
Узбекистан
Среда, 1 февраля, 2023

Изучая зарубежный опыт, Узбекистан делает шаги в сторону циркулярной экономики

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

За прошедшее десятилетие глобальные действия в отношении циркулярной экономики (или экономики замкнутого цикла) привели к тому, что в настоящее время концепция утвердилась во многих государствах в качестве главного компонента решения экологических проблем. 

В последние годы многие страны мира считают, что замкнутая (циркулярная) экономика является основной мерой решения экологических проблем. Потому что, помимо предотвращения загрязнения окружающей среды, она позволяет экономить ресурсы, сохранять биоразнообразие, создавать устойчивые модели производства и потребления, бороться с изменением климата, внедрять инновации в этих областях, развивать бизнес и создавать дополнительные рабочие места.

Циркулярная экономика — это новый способ создания ценности. В отличии от линейной модели в экономике замкнутого цикла продукты рассчитаны на долговечность, повторное использование и пригодность для вторичной переработки.

‍            Циркулярная модель экономики помогает странам:

  • Бороться с ключевыми факторами нагрузки на окружающую среду, такими как загрязнение, истощение ресурсов, утрата биоразнообразия;
  • Способствовать прогрессу в достижении Целей ООН в области устойчивого развития за счет создания устойчивых моделей производства и потребления (ЦУР 12), борьбы с изменением климата (ЦУР 13);
  • Стимулировать инновации, новую деловую активность и занятость в этой сфере.

Это не зря. Причина в том, что скорость образования отходов во всем мире увеличивается с каждым годом. По данным Всемирного банка, в 2020 году в мире на душу населения в среднем приходилось 0,79 кг отходов в день, в целом, за год образовано 2,24 миллиарда метрических тонн твердых отходов. Только 17% из этих твердых отходов перерабатываются, большая часть 83% (1,86 миллиарда тонн) включает отходы, которые в конечном счете захороняются, сжигаются или утилизируются иным способом. Ожидается, что в связи с быстрым ростом населения и урбанизацией ежегодное образование отходов увеличится на 73% по сравнению с уровнем 2020 года до 3,88 млрд тонн в 2050 году. Общемировой объем отходов составит в среднем 1,09 кг отходов на душу населения в день.[1]

В связи с этим, многие страны предпринимают меры для уменьшения образования твердых бытовых отходов и создают условия для вторичного использования или переработки продукции.

Европейская комиссия в 2015 году утвердила План действий по ускорению перехода континента к циркулярной экономике. План, направленный на «замыкание жизненного цикла» продуктов, включает 54 мероприятия по устойчивому потреблению, производству и рациональному регулированию отходов, более широкой рециркуляции и повторному использованию, созданию рынка вторичного сырья. Действия сосредоточены на пяти секторах: пластмассы, пищевые отходы, важнейшее сырье, строительство и снос зданий, биомасса и биопродукты.[2]

В 2018 году Европейская комиссия приняла:

Стратегию ЕС по использованию пластмасс в циркулярной экономике, в основу которой заложено проектирование и производство пластмасс и пластмассовых изделий с учетом потребности в повторном использовании, ремонте и переработке, а также разработка и продвижение экологичных материалов.[3]

Система мониторинга прогресса в направлении экономики замкнутого цикла охватывает различные аспекты на всех этапах жизненного цикла ресурсов, продуктов и услуг, а именно: (i) производство и потребление, (ii) управление отходами, (iii) вторичное сырье и (iv) конкурентоспособность и инновации. [4]

В марте 2020 года, в рамках «Зеленой сделки» (Green Deal) был введен новый План действий по циркулярной экономике (Circular Economy Action Plan), направленный на долгое сохранение ресурсов и совмещающий меры для органов государственной власти, бизнеса и потребителей. 

Нидерланды 

Нидерланды являются одной из самых амбициозных европейских стран с точки зрения стремления к созданию циркулярной экономики. Правительство Нидерландов имеет амбициозный проект «Экономика замкнутого цикла в Нидерландах к 2050 году»[5], который устанавливает руководящие принципы для сокращения использования ресурсов на 50% к 2030 году и полного перехода к безотходной циркулярной экономике к 2050 году. В рамках этого проекта в 2018 году был утвержден ряд переходных программ, ориентированных на пять секторов, включая строительный сектор. В связи с этим, все правительственные здания, построенные с тех пор, должны иметь нулевой уровень выбросов и содержать как можно больше рециркулированных материалов и ресурсов.

‍            В 2019 году был запущен проект сети поддержки бизнеса Het Versnellingshuis Nederland Circulair[6] (Нидерландский циркулярный ускоритель), основанный на сотрудничестве между правительственными организациями и агентствами по предпринимательству. Акселератор предоставляет предпринимателям рекомендации с опытом и знаниями в области экономики замкнутого цикла, а также работает над отраслевыми переходами.

Франция

Франция в 2018 году разработала и утвердила Дорожную карту экономики замкнутого цикла[7], которая включает в себя 50 мер для 100% циркулярной экономики по четырем ключевым приоритетным областям: лучшее производство, лучшее потребление, лучшее управление отходами и привлечение всех заинтересованных сторон. 

В 2020 году был принят Закон о борьбе с отходами[8] с целью устранения отходов и загрязнения, а также преобразования системы производства, распределения и потребления из линейной экономической модели в циркулярную модель. Одной из целей, содержащихся в законе, является поэтапный отказ от одноразовой пластиковой упаковки к 2040 году.

В Программе о борьбе с отходами также предусматриваются[9]:

  • Добавление пластикового фильтра из микрофибры в новые стиральные машины с целью предотвращения рассеивания микроволокон полиэстера и акриловых волокон в океанах. Мера коснется новых машин, поступивших на рынок с 2025 года.
  • Информирование потребителей производителями о возможном наличии эндокринных разрушителей в продуктах потребителей.
  • Информирование клиентов Интернет- и телефонными операторами об углеродной стоимости их цифрового потребления. То есть, при потреблении нескольких ГБ интернета пользователем, оператор сообщает ему эквивалент выбросов парниковых газов.

В 2021 году в рамках Закона[10] был введен обязательный индекс ремонтопригодности электронных и электрический изделий, который  подразумевает маркировку устройств с оценкой степени ремонтопригодности.

Германия

С целью преобразования своей экономики в циркулярную систему производства и потребления Германия ещё в 1996 году приняла «Закон о замкнутом цикле веществ и управлении отходами» (Kreislaufwirtschafts- und Abfallgesetz) Отрасли Германии по управлению отходами сделала своим руководящим принципом «предотвращение, затем рекуперация, а затем удаление».

В принятой в 2012 году Программе эффективного использования ресурсов (ProgRess)[11], Германия определила цели, принципы и подходы к сохранению природных ресурсов в 6 направлениях: снабжение сырьем, производство, потребление, строительство, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), сквозные инструменты, включающие исследования, инновации, образование и правовую базу.

В 2016 года была принята Национальная программа по устойчивому потреблению («National Programme for Sustainable Consumption», NPNK), которая содержит политические концепции и действия по устойчивому потреблению, учитывающие большое количество потребительских секторов.

В 2017 году с целью поддержки Программы был создан Центр компетенций по устойчивому потреблению (КНК), работа которого направлена на усиление стимулов для инновационных подходов, которые способствуют устойчивому потреблению и стимулируют более широкую национальную дискуссию об образе жизни и изменении ценностей.[12]

Италия

В Законе о бюджете Италии на 2020 год существуют меры, которые помогают стране соблюдать «Зеленый курс», предусматривающие создание государственного инвестиционного фонда для продвижения инновационных проектов в области устойчивого развития, циркулярной экономики, устойчивого туризма, декарбонизации и смягчение последствий изменения климата.[13] Италия также является одной из стран с самым высоким уровнем по экологическому управлению и аудиту (EU Eco-Management and Audit Scheme[14]— EMAS) и занимает второе место по экомаркировкам в ЕС.

Принятый в 2020 году Законодательный проект налагает строгие обязательства по соблюдению стандартов экологической маркировки на участников цепочки поставок, делая экологическую маркировку обязательной на всей упаковке существующей продукции в Италии.  Производители должны использовать коды для указания типа и количества используемых упаковочных материалов, чтобы облегчить идентификацию и классификацию, повторное использование, утилизацию и переработку упаковки, предоставляя потребителям информацию о правильной обработке отходов по истечении срока годности.[15]

            Япония

Япония на раннем этапе начала проводить амбициозную политику, уже в 2000 году правительство Японии приняло «Основной закон о создании циркулярного общества».  В 2003 году был принят Фундаментальный план создания Общества устойчивого материального цикла, что заложило основу для разработки нормативно-правовой базы для экономики замкнутого цикла в Японии. Правительство пересматривает план каждые пять лет, в четвертом плане отмечается, что финансовые учреждения и инвесторы должны предоставлять средства компаниям, некоммерческим организациям и проектам, которые работают над созданием «здорового общества материального цикла». В плане есть три основных драйвера: — региональная активизация через формирование циркулярных и экологических систем; — полная переработка ресурсов в течении жизненного цикла; — продвижение надлежащей утилизации, восстановления ресурсов и окружающей среды.

Для дальнейшего продвижения экономики замкнутого цикла в Японии было объявлено о Концепции экономики замкнутого цикла на 2020 год (Circular Economy Vision 2020), призванной стимулировать развитие цифровых технологий, переход на новые бизнес-модели с более высокой цикличностью и повышение эффективности использования ресурсов. Она также разработала стратегию циркуляции ресурсов для пластмасс (Resource Circulation Strategy for Plastics), направленную на решение проблемы отходов одноразовых пластмасс. [16]

Китай

В Китае в 2021 году Национальная комиссия по развитию и реформам утвердила План развития экономики замкнутого цикла на период 14-й пятилетки на 2021–2025 годы[17], в котором одной из ключевых целей выступает повышение производительности ресурсов на 20 % к 2025 году по сравнению с уровнем 2020 года. В рамках Плана будут приняты меры в отношении следующих проектов:

  • Строительство системы утилизации городских отходов
  • Развитие парка вторичной переработки
  • Комплексная утилизация сыпучих твердых отходов
  • Утилизация строительных отходов
  • Ключевые инновации в области технологий и оборудования
  • Улучшение переработки и утилизации электротехнических отходов и электронных изделий
  • Управление жизненным циклом транспортных средств
  • Борьба с загрязнением пластика
  • Продвижение экологически чистой упаковки для доставки и логистики
  • Утилизация использованных батареек

На государственном уровне Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) совместно с другими министерствами курирует систему «Обмен старого на восстановленное».  Клиенты системы получают скидку 10% при обмене своего старого оборудования на восстановленное.

Другими примером развития циркулярнорй экономики является GEM Co. Ltd[18] — ведущий лидер рынка в области переработки материалов в Китае. Одно из направлений деятельности компании связано с утилизацией аккумуляторов. Для поддержки отрасли Китая по производству электрических и подключаемых гибридных автомобилей компания перерабатывает более 10% всех использованных аккумуляторов, извлекая никель и кобальт для создания химикатов, которые можно использовать для производства новых аккумуляторов электромобилей.

Узбекистан

Узбекистан также стремится к внедрению и развитию экономики замкнутого цикла в стране. В 2019 году была утверждена «Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов»[19], которая предусматривает создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов. В Стратегии предусматривается достижение таких целевых индикаторов, как обеспечение переработки не менее 60% образуемых твердых бытовых отходов, увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов до 25% и сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 %.

На территории страны существуют 183 предприятия по переработке твердых бытовых отходов общей мощностью переработки 894 тыс. тонн в год. Помимо этого, в 9 городах республики были созданы кластеры общей мощностью переработки более миллиона тонн в год, базирующиеся на сортировке поступающих смешанных твердых бытовых отходов для извлечения вторичных материальных ресурсов и их переработке.

С марта 2021 года действует система раздельного сбора отходов в городе Ташкенте, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2020 года «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами в городе Ташкенте»[20].

Согласно новому Указу Президента Республики Узбекистана от 11 августа 2022 года «О первоочередных мерах по реформированию системы организации обращения с отходами»[21] для субъектов предпринимательства — предприятий санитарной очистки отменены отчисления по 5% платы, взимаемой за оказание услуг санитарной очистки, в Республиканское объединение специализированных предприятий по санитарной очистке и в центры по организации услуг санитарной очистки.

Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с бытовыми, строительными и медицинскими отходами, по перечням, утверждаемым в установленном порядке продлены льготы на срок до 1 августа 2025 года, предусматривающие освобождение от таможенных платежей ввозимой специальной техники, технологического оборудования, запасных частей и комплектующих изделий, не производимых в Республике Узбекистан.

Переход к циркулярной экономике является общей ответственностью на всех уровнях правительства и заинтересованных сторон. Национальные правительства могут поддержать переход к экономике замкнутого цикла, предоставив всеобъемлющую политическую основу, регулятивные, финансовые и экономические инструменты для всех уровней правительства, которые позволят местным и региональным властям формировать собственное видение экономики замкнутого цикла на основе общих целей и задач. Правительствам также следует проводить кампании и предоставлять циркулярной экономике место в образовании.

Экономика замкнутого цикла, разработанная продуманно и инклюзивно, может защитить окружающую среду, улучшить экономику и повысить социальную справедливость. 

Диляра Султанова,

старший научный сотрудник ИПМИ


[1] What a Waste: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050, World bank

[2] Closing the loop — An EU action plan for the Circular Economy, European Commission  

[3] A European Strategy for Plastics in a Circular Economy, European Commission

[4] Communication on a monitoring framework for the circular economy, European Commission

[5] «A circular economy in the Netherlands by 2050», Government-wide Programme for a Circular Economy

[6] https://versnellingshuisce.nl/

[7] Circular Economy roadmap of France: 50 measures for a 100% circular economy, 2018

[8] The French Law against Waste for a Circular Economy (AGEC Law),2020

[9] Circular Economy roadmap of France: 50 measures for a 100% circular economy, European Union

[10] The French Law against Waste for a Circular Economy (AGEC Law),2020

[11] German Resource Efficiency Programme (ProgRess),2012

[12] National Programme for Sustainable Consumption” (NPNK), 2016.

[13] Report on the circular economy in Italy-2020

[14] Инструмент управления, разработанный Европейской комиссией для компаний и организаций для оценки, отчетности и улучшения их экологических показателей.

[15] EU Ecolabel, European Commission

[16] Circular economy vision, 2020, Japan

[17] China’s Circular Economy: Understanding the New Five Year Plan,2021

[18] https://en.gem.com.cn/

[19]Постановление Президента Республики Узбекистан, от 17.04.2019 г. № ПП-4291 «Об утверждении стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов»

[20] Постановление Президента Республики Узбекистан, от 15.12.2020 г. № ПП-4925 «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами в городе Ташкенте»

[21] Указ Президента Республики Узбекистан от 11.08.2022г. № УП-189 «О первоочередных мерах по реформированию системы организации обращения с отходами»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Программы партнёрства ФАО-Турция: опыт Узбекистана

Узбекская делегация из числа представителей Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Министерства природных ресурсов Республики Узбекистан, Ташкентского государственного аграрного университета...

Больше похожих статей