Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ У постели умирающего ташкентского трамвая

У постели умирающего ташкентского трамвая

Объявление столичного хокимията о закрытии в течение двух месяцев всех шести действующих трамвайных маршрутов в Ташкенте и демонтаже трамвайных линий, наверное, мало кого удивило.

У постели умирающего ташкентского трамвая

Ведь трамвай в нашем городе «приговорили к смерти» вместе с троллейбусом еще в 2010 году, когда практически все популярные городские маршруты закрыли, а линии демонтировали, оставив лишь несколько, проходящих на окраине города.

За что же такая «честь» самому экологичному транспорту в мире, который в Ташкенте в 2012 году отметил свой вековой юбилей? Как нам объяснили сотрудники городского хокимията, он, оказывается, «неэффективный» по сравнению с другими видами общественного транспорта.

С какими другими? С метро и автобусом? Что касается первого, то этот очень удобный и современный вид транспорта развивается у нас крайне слабо и неэффективно. За последние годы введено в строй лишь несколько станций Юнусабадского направления. И если бы вся наша столица была испещрена «подземкой», то, возможно, был бы смысл избавляться от трамваев. А поскольку протяженность линий метрополитена очень незначительна, то наземные виды транспорта есть смысл модернизировать и развивать.

К тому же руководство метрополитена с упорством, достойным лучшего применения, почему-то не вводит проездные карточки. Поэтому многотысячная армия пассажиров, и в их числе школьники, студенты, пенсионеры, а также те, кто по месту работы получают проездные карточки, не могут воспользоваться своими законными правами на льготный проезд в метро, и вынуждены искать альтернативу.

В результате вся нагрузка ложится на автобусы, которые с ней при всем желании справиться не могут. Но этот самый массовый и востребованный вид общественного транспорта в Ташкенте так и не стал «самым любимым». Ведь, безуспешно штурмуя в «часы пик» переполненные салоны или безнадежно ожидая зеленые «Мерседесы» в ночное время, воспламеняешься несколько иными чувствами, мало похожими на любовь.

Не способствуют рождению светлых чувств и приятных эмоций у пассажиров и некоторые особенности проезда в этом транспорте. Мало того, что автобусы долго стоят на кольце, скапливаясь и пачкуясь там по несколько штук, они еще и простаивают на так называемых «узловых» остановках – возле оптовых рынков, дехканских базаров, массовых скоплений людей. Поначалу пассажиры на таких незапланированных стоянках нервничали, возмущались, на что водители терпеливо им разъясняли, что «у них план, а его надо выполнять». Теперь все попривыкли, и молча переносят долгие и нудные ожидания.

Особая речь – о кондукторах. Посмотрите, как они себя ведут и разговаривают, даже как работают! Чувствуется, что в большинстве своем они не проходили никаких даже краткосрочных курсов, и имеют весьма отдаленное представление об этой профессии, а ведь ежедневно сталкиваются с сотнями людей.

Замечу, что у трамвая перед автобусом есть определенные преимущества. И в первую очередь это - экология, так что за этим транспортом будущее. Но еще это - рельсы, из-за которых он не может уйти «налево». А вот у автобусов их нет, поэтому после девяти вечера на многих городских маршрутах их не дождешься.

Что о трамваях говорит зарубежный опыт? В некоторых странах он переживает не лучшие времена, зато в других, например, Германии, Греции, Швейцарии – настоящий ренессанс, возрождение после некоторого забвения. Там используются самые передовые технологии при его обслуживании, поездки в нем современные, быстрые, удобные и комфортные.

Так что, если бы и у нас к трамваю относились бы с таким же вниманием, то говорить о его «неэффективности» не пришлось бы. К тому же, популярности трамвая среди населения поспособствовала бы более низкая стоимость проезда. Если в автобусе и метро – 1200 сумов, то в трамвае – 800 или даже 600. При развитой инфраструктуре, которую уничтожили несколько лет назад, и возможности добраться в любую точку города в любое время, столь низкая цена привлекла бы тысячи и тысячи пассажиров. Возможно, потребовались бы дотации на это государства, но люди, особенно малообеспеченные, были бы искренне благодарны.

Не хочу показаться пророком, но не сомневаюсь, что рано или поздно и трамваи, и троллейбусы вернутся в нашу жизнь! Обязательно вернутся! Но это будет (по Марксу) на новом витке развития, и потребует огромных средств на создание транспортной инфраструктуры.

… И тогда в ожидании этого транспорта поздней ночью мы вновь станем напевать удивительные и трогательные слова из замечательной песни Булата Окуджавы «… я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный».

Б. САВЕЛЬЕВ.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Ташкентцы отстояли куранты. Черную пристройку демонтируют

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

«Потому что нет бумажки»: ведущие передачи «Орел и решка» рассказали, как им запрещали вести съемки в Ташкенте (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Б. Савельев