9.1 C
Узбекистан
Среда, 5 октября, 2022

Узбекистан и Каракалпакстан – имеют общие исторические корни и вместе смотрят в будущее

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,510ПодписчикиПодписаться

Начало июля мы пережили в тревоге и надежде что скоро все это закончится и вновь на земле братского Каракалпакстана установится мир и стабильность. Так оно и случилось. То, что произошло в Нукусе еще предстоит изучить, а правовую оценку дадут специалисты силовых ведомств.

В столь тревожной ситуации, подчеркнул президент Ш.Мирзиёев – укрепление дружбы и согласия между представителями разных наций и религий, обеспечение стабильного и непрерывного развития страны, повышение созидательного потенциала народа и его уверенности в завтрашнем дне являются не только задачей, но и человеческим долгом каждого из нас, прежде всего руководителей и ответственных лиц.

В истории государственности нашей страны есть немало примеров того, когда строительство сильного централизованного государства осуществлялось только благодаря высокой культуре и духовному богатству народа.

Народы Узбекистана объединяет общая история и культура, которые оказали значительное влияние на развитие мировой цивилизации. Сегодня можно утверждать о единстве в многообразии республик Узбекистана и Каракалпакстана.

Наши народы связаны узами дружбы и братства, как гармонично сказал президент Узбекистана Ш. Мирзиёев – «Я сын не только узбекского народа, но и каракалпакского». А обращаясь к депутатам Жокаргы Кенеса, президент указал – «… судьба Каракалпакстана – это судьба Узбекистана, счастье и благополучие каракалпакского народа – это счастье и благополучие всего узбекского народа».

Все это подтверждает главную мысль названия нашей статьи у Узбекистана и Каракалпакстана – одни исторические корни и общее будущее.

В истории обоих государств описаны кочевые племена «саки-тиграхауда» (саки в остроконечных шапках), которые проживала в Приаралье и низовьев Сырдарьи. Согласно историческим источникам, «саки-тиграхауда» считаются древними предками каракалпаков. Позже во II-VI веках н.э. произошла миграция тюркских племен с территории Алтая и Восточного Туркестана. Произошла ассимиляция кочевых тюркских и коренного сакского населения, в результате чего появились две новые этнические общности печенеги и огузы. Именно племена печенегов легли в основу этнического формирования каракалпаков.

И узбекский, и каракалпакский языки относятся к тюркской группе языков. Как отмечают сами старейшины Каракалпакии, — каракалпаки и узбеки — один народ с двумя языками. Оба народа исповедуют ислам суннитского толка. А в XVIII веке и узбеки, и каракалпаки сражались с общим врагом иранским шахом Нодир-шахом. Эта страница истории ярко описана в историческом дастане «Кирк-киз», главной героиней которого является каракалпакская принцесса Гулойим и ее возлюбленный хорезмиец Арслан.

Одной из ярких страниц истории Узбекистана являются ученые, которые своей славой вышли за рамки известности региона и получили мировое признание, среди них: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина и другие.

У братской Республики Каракалпакстан особо выделяются дастаны – «Алпамыш», «Едигей», «Маспатша», «Коблан», «Шарьяр», «Кырык кыз», «Гарип Ашык», «Ер Шора», «Бозуглан», «Ер Зийуар», «Курбанбек», «Каным», «Саятхан-Хамре», «Горуглы», «Юсуп-Ахмет», «Бозаман», «Илимхан», «Даулетиарбек» и др, которые имеют древнюю историю, воплотившую в себя жизнь и борьбу каракалпакского народа за независимость, установление своей государственности, особенностях мироощущения, бытования, культуры, образования и всех других сторон жизни и тоже получили мировое признание.

Иcторико-культyрнoе знaчeние силы устного народного творчества заключaетcя и в том, чтo они в тeчениe вeкoв оказывaли сyщеcтвeнное влияние на формиpование эстeтичecкиx норм и нациoнaльнoгo xapaктepa каракалпаков. Они пpививaют любoвь кo вceмy пpeкpacнoмy, вoзвышeннoмy, вкyc к иcкyccтвy, пoэзии, мyзыкe, кpacoтe чeлoвeчecкиx кaчecтв.

В произошедших событиях имело место знание организаторов, как каракалпаки относятся к дастанам. Дело в том, что в социальных сетях были выложены не просто воззвания, а целый ряд поэтических призывов, которые искажали суть происходящих событий.

Это показывает, что организаторы антиконституционных действий заранее изучили антропологические характеристики каракалпакского народа. Это действительно исторический и культурный факт – потомки кочевых этносов с особым трепетом относятся к поэтическим воззваниям и песням про батыров. Это стало наживкой для каракалпакского народа, в который были втянуты и молодые люди. В итоге, молодежь Каракалпакии попала под влияние внешних подрывных сил и, поддавшись эмоциям, совершила противоправные действия.

 На сегодняшний день, в Каракалпакстане установлен мир и порядок, жизнь возвращается в прежнее русло. В этой ситуации большая заслуга руководства нашей страны в лице президента Ш.Мирзиёева, который сделал ставку нашу многовековую дружбу и братство узбекского и каракалпакского народов, на нашу единую историю и общее будущее — мирное, стабильное и благополучное. 

           То, что произошло в Нукусе, требует от нас быть более бдительными и чуткими. Сегодня важно прилагать все усилия для поддержания мира и спокойствия в Узбекистане, во всех ее уголках без исключения.

Турсунова Ранохон – доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» УМЭД.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как снижение налога на добавленную стоимость отразится на экономике?

Эксперты ИПМИ проанализировали, как снижение налоговой нагрузки и налога на добавленную стоимость (НДС) до 3 процентных пунктов повлияет на...

Больше похожих статей

×