3.7 C
Узбекистан
Среда, 8 декабря, 2021

Поэт Чулпан родом из Бухары. Что дальше?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,570участниковПодписаться

«Поэт Чулпан жил к северу от древнего каменного пруда Ляби хауз, в то время очень благоустроенном квартале Бозори гул, в доме Мухаммадкула.

Улица-квартал, сообразно своему названию, действительно напоминала продольный цветочный ряд, где расхаживали влюбленные, сновали устроители всякого рода празднеств.

Рядом с Бозори гул находились медресе Мавлоно Шариф, частный гостиный двор и дома табибов-костоправов. Повсюду стоял душистый запах, пейзаж напоминал весеннее горное поле. Приезжий поэт выбрал соответствующее своей тонкой натуры место проживания.

Я часто видел Чулпана, торопящегося по утрам на работу и возвращающегося усталым с работы. Я был юнцом и не понимал тогда, кто это. До сегодняшнего дня сохранилась лишь часть двора, где жил Чулпан, и часть прилегавшего к нему медресе».

улица Бозори гул в ее нынешнем состоянии, с одноименной, построенной в XVIII веке мечетью; цветочники украшали свои ворота букетами; весной здесь продавали розами особого сорта, из которых готовили варенье; снимок Рахматилло Шарифова (Бухара).

…Сегодня предлагают установить памятную доску на улице, где в 1921-1922 годах жил в Бухаре Абулхамид Чулпан, открыть в одном из близлежащих зданий квартала Бозори гул первый в Узбекистане Музей журналистики (напомним, что расстрелянный в 1938 году андижанец проработал главным редактором бухарской газеты), учредить именную студенческую стипендию для недавно впервые открытого в Бухарском университете отделения журналистики и еще многое чего другое.

Что дают эти и другие подобные акции? Не являются ли они пустой тратой денег налогоплательщика? Не упрекнуть ли нас соседи и иностранцы в квасном патриотизме?

Такая череда мероприятий укрепляет национальные традиции меритократии.  Ведь узбекам дважды в XX веке пришлось благополучно испытать верховное правление интеллектуала – при Файзулле Ходжаеве, (который собрал в Бухаре того времени, кроме Чулпана, еще и других будущих титанов – Кадыри, Эльбека, Бату, ахрори) и при Шарафе Рашидове (достаточно сказать, что Узбекистан при нем, писателе и журналисте, занимал первое место в Союзе по числу докторов филологических наук на душу населения).

Далее. Чулпан со своей, пусть и не такой продолжительной бухарской историей учит и продолжает учить тому, как должны работать винтики этой самой меритократии.  Так, проникала в поры провинций бухарская государственная библиотека. В тогдашней Бухаре выходили в свет девять журналов, было создано издательство, детские книги издавались в лучших немецких типографиях. Совместно с петроградцами было создано “Бухкино”, заложившее начало узбекскому кинематографу. Гастролировали театральные труппы. Открыта музыкальная школа европейского типа, узбекский симфонический оркестр. Функционировало негосударственное научное общество. Чулпан стал свидетелем и активным участником всего этого. 

И еще одно обстоятельство в пользу перечисленных акций по увековечению памяти Чулпана в Бухаре. Чулпан олицетворял молодость. Он стал одним из зачинателей реализма нового типа в узбекской литературе. Он писал правдиво, без игнорирования уродливого и грязного. Он творил без романтической идеализации, избавля искусство от искусственности, с художественным анализом внутреннего мира.

Добавим, что средний возраст бухарского ходжаевского правительства в начале 1920-х годов составлял 29 лет. Ходжаев и другие члены его правительства два часа в неделю посвящали себя аудитории в университете (да, да, был и такой, с оборудованием, купленным из Германии) – просвещение шло в массы по всей вертикали.

Один из домов квартала Бозори гул, где жил лидер бухарских джадидов Халим Ашуров; снимок Ивана Шабадаева (Санкт-Петербург)  

Мы начали свои заметки-призыв с воспоминаний старожила Хасана Бабаева. Поиск материалов по истории культурной жизни того периода продолжается.

Назар ШОХИН

На заставке 1 – комплекс Мавлоно Шариф (хонако, мечеть, медресе XVII века); снимок Рахматилло Шарифова (Бухара).

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересно. Но вот фраза о влюбленных, которые в то далёкое время там прогуливались, совершенно не к месту. Не могло этого тогда быть, слишком строги ещё были старые нравы, особенно, по отношению к девушкам. А то, что при Рашидове было множество филологов, не повод для гордости. Ведь стране больше нужны были специалисты технических направлений, которые практически способствовали развитию региона. Как и сейчас.

  2. Надо там памятники Фрунзе поставить как освободителю от ,мракобесия, тогда все будет очень очень провильно и на это не будет жалко денег налогоплательщиков. Пусть, даже ,не смотря на то что он истребил тысячами прадедов этих налогоплатеьщиков и разбомбил их дома и мечети.

    • В мракобесие вы сейчас живёте. Задумайтесь и сравните нравы людей вашей эпохи и тех времен. По крайне мере у людей было таких понятий как доброта, богобоязнь, совесть, честь и достоинство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане получили прививку 84% взрослого населения

К сегодняшнему дню в Узбекистане прививку от COVID-19 получили более 18 миллионов человек в возрасте от 18 лет и...

Больше похожих статей

ЎЗ
×