Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Почему в Узбекистане сокращается производство и потребление сигарет?

Почему в Узбекистане сокращается производство и потребление сигарет?

Почему в Узбекистане сокращается производство и потребление сигарет?

По экспертно-аналитическим данным, объем табачного рынка Узбекистана в 2016 году составил 11,2 млрд сигарет. В 2017 году потребление табачной продукции в стране экспертами отрасли оценивалось на уровне 10,5 млрд штук (минус 6% ).

Ключевой производитель табачных изделий в Узбекистане АО СП «УзБАТ А.О.» при годовой производственной мощности около 15 млрд. сигарет сократил производство табачной продукции с 10.4 млрд. сигарет в 2016 году до 9.7 млрд. ( минус 7% ) в 2017 году. Иными словами, в стране отслеживается тенденция, присущая развитым государствам мира (постепенное снижение производства и потребления табачных изделий, идущее во благо здоровью населения).

С другой стороны, табачная промышленность остается одной из весьма прибыльных отраслей экономики любого государства и крупным плательщиком налогов в государственный бюджет. Достаточно сказать, что в 2016 году то же СП «УзБАТ», согласно ранее распространявшимся пресс-релизам этой компании, заплатило в казну 634 млрд. сумов налогов (в том числе 284 млрд. сумов акцизов). В 2017 году эти показатели составили соответственно 723 млрд. сумов (рост на 14%), в том числе 411 млрд. сумов акцизов (рост на 45%).

Заметим, что, по мнению экспертов, именно с повышением акцизов на табачные изделия за последние 12 месяцев в 2.2 раза – с 37 432 сумов за 1000 сигарет в декабре 2016 года до 84 222 сумов в январе 2018 года в определенной степени связано снижение объемов производства.
Далеко не случайно в мире табачный бизнес относят к противоречивой индустрии.

Редакция nuz.uz задалась вопросом, какие же глубинные процессы происходят в психологии потребителей табачных изделий, а также в недрах табачной отрасли Узбекистана?

В апреле 2012 года Узбекистан присоединился к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Данный документ налагает на присоединившуюся к нему страну определенные обязательства. Отметим, что конвенция была разработана в ответ на глобализацию табачной эпидемии и является договором, в котором подтверждается право всех народов на наивысший уровень здоровья. В ней особое значение придается стратегиям сокращения спроса, а также вопросам, связанным с предложением.

Основными положениями этого документа, регламентирующими сокращение спроса на табак, являются ценовые и налоговые, а также неценовые меры. К последним отнесены защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий, раскрытие этого состава, упаковка и маркировка табачных изделий, вопросы просвещения, рекламы, стимулирования, продажи и спонсорства табака, а также меры, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака.

Ключевые положения, регламентирующие сокращение предложения табака, касаются незаконной торговли табачными изделиями, продажи несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также поддержки альтернативных видов экономически жизнеспособной деятельности.
В Узбекистане еще за несколько месяцев до присоединения к РКБТ ВОЗ был введен целый ряд серьезных законодательных ограничений на рекламу, иные формы стимулирования сбыта и розничную торговлю табачной продукцией.

Законом «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» была полностью запрещена реклама сигарет. В отличие от большинства стран мира, где реклама определена как информация, рассчитанная на неограниченный, неопределенный круг лиц, у нас в стране рекламой считается и работа индивидуальных промоутеров в местах продаж, которые, к примеру, могут рассказывать совершеннолетним потребителям подакцизных товаров в формате «один на один» о потребительских свойствах новых видов продукции. Именно в силу более широкого определения рекламной деятельности у нас никогда не наблюдалось подобного рода стимулирования продаж табачных изделий и алкогольных напитков, весьма распространенного и в Европе, и в СНГ, где оно не подпадает под определение рекламы.

На два года выше, чем в большинстве стран мира у нас и минимальный возраст для приобретения табака и алкоголя – 20 лет.

Жестче, чем во многих развитых странах, не говоря уже о развивающихся, в Узбекистане регулируются и допустимые формы розничной торговли табаком. Продавать сигареты разрешено только юридическим лицам, имеющим стационарный торговый объект. К слову, в России в 2013 г. тоже ввели запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных торговых точках (кроме легких павильонов, имеющих торговый зал), однако индивидуальных предпринимателей было решено не дискриминировать по сравнению с юрлицами – и те, и другие могут заниматься этим видом торгового бизнеса. Ведь, по-хорошему, нет большой разницы в том, какая у кого форма регистрации. Главным критерием здесь является стационарность торгового объекта: если предприниматель систематически нарушает закон, к примеру, не обращая внимания на возраст покупателя, его торговый объект могут закрыть в отличие от нестационарного, способного быстро сменить место положения. Впоследствии в Узбекистане был введен запрет на реализацию табака и алкоголя дистанционным способом, например, через Интернет.

До недавних пор в стране была разрешена выездная торговля сигаретами и пивом (автолавки) по специальным разрешениям хокимиятов, рассчитанная, в первую очередь, на те районы и местности, где нет покрытия потребителей объектами стационарной торговли. Однако в 2015 году данную форму торговли запретили. Если сравнивать с той же Россией, то там допускается развозная торговля сигарет в населенных пунктах или местностях, где нет магазинов или торговых павильонов.

В этой связи отраслевые эксперты отмечают серьезную недостаточность покрытия курящей части населения легальными торговыми точками. Покрытие разрешенными формами торговли у нас в 7-10 раз ниже, чем в среднем по Европе, где местные власти различными законодательными мерами за последние десять-пятнадцать лет серьезно снизили процент курильщиков. Однако, если пройтись по нашим продуктовым магазинчикам и лавкам, зарегистрированным в форме ИП, то во многих из них можно приобрести сигареты, правда, из-под прилавка и без кассовых операций. Не проще ли разрешить ИП легально торговать табаком, обусловив такую возможность, как это было недавно сделано в России, а еще раньше – во многих европейских странах, обязательным наличием стационарного магазина с торговым залом?

Не умаляя эффективности вышеуказанных законодательных мер по ограничению распространения табака, можно отметить, что узбекистанцы, в отличие от народов большинства других республик бывшего СССР, никогда не относились к числу сильно курящих наций. По оценкам той же Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране курительные табачные изделия (сигареты) потребляет 11-12% взрослого населения. В России, по тем же оценкам – 35%, Казахстане – 25%, в среднем по Европейскому союзу – 20% (25-27% в странах Южной и Восточной Европы и 15-17% - в Западной, Центральной и Северной). Это подтверждается и данными об объемах страновых рынков сигарет – в Узбекистане с населением 32 млн. в 2017 г. было продано 10.5 млрд. штук сигарет, в России с население 145 млн. человек (в 4.5 раза больше, чем в РУз) – 290 млрд. шт. (в 28 раз больше!), в Казахстане (население 18 млн. чел. – в 1.8 раза меньше, чем в РУз) – 21 млрд. шт. (т.е. в два раза больше, чем в РУз), в Германии (население 83 млн. чел. – в 2.5 раза больше, чем в РУз) – 80 млрд. шт. (почти в 8 раз больше, чем в РУз). Таким образом, распространенность табакокурения у нас в три раза ниже, чем СНГ и примерно в 2 раза ниже, чем в ЕС. Интенсивность курения в 2.5-3 раза ниже, чем в СНГ, и 1.5-2 раза ниже, чем в Европе.

Это означает, что среднестатистический узбекский курильщик выкуривает 7-8 сигарет день, в то время как в Европе – 12-15, а в России – около одной пачки (20 шт.) в день. Объем узбекского рынка сигаретной продукции, действительно, снижается на 1.5-2 процентных пункта в год уже много лет подряд. В начале 2000-х гг. он оценивался в 14 млрд. шт., сейчас – около 10 млрд.шт., суммарно потеряв за истекшие 16-17 лет более 30% своего объема.

С другой стороны, многие совершеннолетние потребители в нашей стране предпочитают курительным изделиям (сигаретам) некурительные – например, сосательное табачное изделие «насвай», выпускаемое кустарным образом и пока никак не регулируемое на государственном уровне и не облагаемое налогами. Однако потребление насвая не является явлением, присущим только Узбекистану – это довольно распространенный вид продукции и в Казахстане, и в Кыргызстане, и Таджикистане. В последние годы отмечается значительный рост его потребления в России, особенно в небольших городах и сельской местности. Данная проблема, безусловно, требует более пристального внимания. Очевидно, запрещать насвай бессмысленно – его оборот и так находится в серой зоне. Но начинать поэтапно регулировать этот продукт можно и нужно – особенно, когда он производится не для собственного потребления, а на продажу.

Внешняя трудовая миграци, по оценкам экспертов, также оказывает влияние на динамику рынка табачных изделий. Например, по данным ЦБ РФ наши граждане лидируют по объемам денежных переводов, которые в 2017 году составили около 4 млрд.долларов США, а в первом квартале текущего года они имели тенденцию к некоторому росту. Можно предположить, что сальдо внешней миграции пока еще имеет отрицательное значение, что не может не оказывать определенного влияния на потребление, и как следствие, производство табачных изделий в нашей стране.

В целом же аналитики считают, что что в Узбекистане наблюдается устойчивая тенденция по снижению потребления курительных табачных изделий. На этом фоне отмечается, что все большее число наших сограждан приобщаются к здоровому образу жизни. Очевидно, этому способствует и наш традиционный консерватизм в воспитании детей (например, большинство наших сограждан никогда не курят при своих родителях или даже в присутствии более старшего человека), и достаточно широкая государственная пропаганда здорового образа жизни, а также динамичное развитие и возрастающая доступность инфраструктуры спорта, в том числе молодежного.

В.Новиков.
Комментарии
Противно читать. "Во благо здоровью населения"? Если бы во благо, то уже давно или запретили продажу, или вели активное лечение. Но нет, выгодно видимо продавать табак. Вранье да и только. То же самое касается и алкоголя.
Statya nikakaya. Vozle lyuboy parikmaherskoy kuryat celiy den. Dve pachki v den na kajdogo
Сигареты подорожали вот и все на "Насвай" перешли. А не ваше глупое убеждение самих себя что программа по уменьшению табакокурения работает. Глупости и " замыливание глаз". Отчетность перед начальством
Напишу может не по теме так как сам из курящщих .Но все же пока мысль не убежала задумался пока читал статью.Так вот во благо здоровью пошло бы возобновление поливной системы столичных улиц трасс и пр проездов там где дворников с ТОБА днем с огнем не сыскать .Т.е куда делись поливалки ?многие наверное уже и не вспомнят когда по их улице в махалле проезжала такая машина .Я часто смотрю на асфальт после хороших ливней насколько он промыт каждой каплей дождя ,виден каждый фрагмент . Спустя несколько дней асфальт становится сплошным битумным покровом ,так как шины при стирании от авто вьедаясь закупоривают покрытие. Со временем и мы горожане бетонно-асфольтового Ташкента вдыхаем вот эту всю пыль и вред от истирания резины,бетона ,асфальта .Раз на дворников которых раньше было достаточно на, не настолько загруженный мегаполис как Ташкент.То глядя на сегодняшний день дворников ,их стало меньше а грязи больше .Что в бюджете нет средств на уборку столицы ? Так что дышать табачным дымом или пылью с дорог решать в верхах .Просто обратите внимание на кроны дубов ,чинар ,и др крупных деревьев во что они превращаются за лето .это они захватывают ту пыль которая поднимается гораздо выше елочек однолеток .
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Официально: камеры в Ташкенте фиксируют 7 видов правонарушений

Официально: Майк Тайсон стал владельцем квартиры в Tashkent City

Реклама на сайте
Похожие статьи