Главная > Общество > Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд

Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд


Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд

Центр исламской цивилизации в Ташкенте откроют за счет экспонатов Самаркандского музея? Неужели чиновники хотят закрытие музея истории культуры народов Узбекистана, расположенного в Самарканде? Зачем они забирают его уникальные экспонаты, фактически разоряя старейший музей республики? А не повторяется ли история, когда в конце XIX века был закрыт Самаркандский музей, экспонаты которого были в принудительном порядке переданы открывшемуся Ташкентскому музею?

Кто и зачем забирает экспонаты Самаркандского музея? Насколько оправданы слухи о том, что «сверху» поступило указание о передаче уникальных экспонатов в Ташкент? Чтобы найти ответы на эти вопросы, встретился с главным хранителем Самаркандского государственного музея-заповедника Махмудхоном Юнусовым. Ниже приводятся некоторые его ответы.

В настоящее время в Ташкенте ведутся подготовительные работы к открытию Центра исламской цивилизации. Для формирования его экспозиции обязали Самаркандский музей передать 129 экспонатов будущему Центру. Это предметы археологии, нумизматики и этнографии. К данному списку, который составлен учеными разработчиками будущей экспозиции Центра исламской цивилизации, кроме предметов, относящиеся IX- XIX вв., включены уникальные экспонаты доисламского периода, являющимися гордостью музея истории культуры народов Узбекистана.

Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд

Такими экспонатами, например, являются сакский бронзовый шлем VI в. до н.э., найденный в Самарканде. Таких шлемов всего два в Центральной Азии. Еще это две оссуарии из Самаркандской области, керамика с надписями с городища Афрасиаб из коллекций В. Вяткина и М.Столярова, серебряная чаша из Челекского клада (в мировой практике разобщать предметы из кладов не допускается), материалы с городища Ер Курган (уникальные колонны, фрагменты скульптуры и фриза) и др.

Кстати, это не первый раз разоряют Самаркандский музей. В конце XIX века по распоряжению Генерал-губернатора Черняева был закрыт музей, созданный в Самарканде в 1874 году (первый музей в Туркестанском крае), а его коллекции, в том числе коллекция известного собирателя старины, купца 2-гильдии Мирзо Абдулло Бухори были переданы в Ташкент. Эти экспонаты составили основу коллекций Ташкентского музея, открытого в 1896 году.

В дальнейшем еще несколько раз повторялась подобное. Так, в 1984 году в Ташкенте создавался антикварно-ювелирный фонд, в который из Самаркандского музея было передано 35 единиц экспонатов. Среди них были уникальные предметы: золотая серьга из пары серег, найденная в могильнике эпохи бронзы Муминабад, и согдийская серебряная чаша из Челекского клада.

Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд

В 1996 году был создан музей Темуридов в Ташкенте, и из Самаркандского музея было передано туда 218 единиц исторических раритетов. В музее, который находится в столице Амира Темура, практически не остается материала, достойно отражающий величие древнего города.

В 2008 году для музея искусств забрали 7 работ художника В.Верещагина, которые в 30-е годы ХХ века были переданы Третьяковской галереей именно Самаркандскому музею.

В музей вооруженных сил, который был создан в 2010 г. в Ташкенте, Самаркандский музей передает 29 единиц экспонатов. Всего в ХХ-начале ХХI века из собрания Самаркандского музея в Ташкент было передано 289 единиц хранения. Это не считая закрытие музея в XIX в.

Материалы, включенные в список для передачи в Центр исламской цивилизации, составляют основу экспозиции Самаркандского музея. Данное учреждение является музеем истории культуры народов Узбекистана и его экспозиции отражают историю культуры Центральной Азии с древнейших времен до ХХI в. Данные экспонаты включены в каталоги, изданные в разное время. Мировой научной общественности они известны как собрание Самаркандского музея, сотрудники которого в течение более 100 лет формировали это собрание.

Коллекции каждого музея являются по-своему уникальными. В них труд не одного поколения музейных работников. Разработчики научной части экспозиции Центра исламской цивилизации не учитывают, что в случае передачи требуемых экспонатов, Самаркандский музей будет целесообразно закрыть, а оставшиеся коллекции, как было сделано в конце XIX в., передать в Ташкент.

Музееведы Самарканда задаются вопросом: Разве это справедливо, когда Галерея Национального банка должна передать Центру исламской цивилизации всего лишь три вещи, а Музей истории Узбекистана одну вещь, а Самаркандский музей – 129 экспонатов.

Самарканд – важнейший туристический центр Узбекистана, сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в Самарканд увидеть не только архитектурные памятники, но и посетить музей истории культуры народов Узбекистана, знакомиться с его коллекциями. Об интересе к уникальному собранию Самаркандского музея говорит следующий факт, хотя он не совсем приятный. Во время работы 3-го Конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами» были выставлены для ознакомления пилотные экземпляры каталогов известных музеев. Кому-то очень понадобился каталог Самаркандского музея, который был украден. Причем, пропал только этот каталог из всех выставленных.

Самаркандские музееведы обращаются к научной общественности страны, ко всем тем людям, которым не безразлична судьба старейшего музея страны, помочь сохранить собрание самаркандского музея истории культуры народов Узбекистана.

Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ,
собкор по Самаркандской области
Вернуться назад