Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Буллинг в Узбекистане: идеи решения проблемы

Буллинг в Узбекистане: идеи решения проблемы

Буллинг — относительно новый термин, обозначающий старое, как мир явление — детскую и подростковую жестокость. Данный феномен носит массовый характер и не знает определенной локации, половых различий, а потому и в Узбекистане он коснулся множества детей.

Имея филологическое образование, проработав в нескольких образовательных учреждениях, знаю о проблеме буллинга не понаслышке. А потому, новость, вышедшая в январе текущего года о том, что Министерство народного образования и ЮНЕСКО инициировали совместный проект по предотвращению буллинга среди учащихся школ Узбекистана порадовала. В рамках проекта будут проведены практические и теоретические мероприятия для психологов, учителей, предусмотрено создание пособия.

Достаточно ли будет этих действий (внедрения американского опыта) и как еще можно обезопасить наших детей, я решила узнать у психолога-практика Бобоера Тураева, который на протяжении нескольких ведет борьбу с буллингом в некоторых ВУЗах Узбекистана.
В 2014 году он ввел и успешно реализовал авторскую программу по нейтрализации и устранению травли в Вестминстерском университете, в 2017 — в Туринском университете. В обоих случаях программа показала эффективный результат, способствовала реальному улучшению психологической обстановки в образовательных учреждениях.

Буллинг в Узбекистане: идеи решения проблемы


Успех был достигнут благодаря комплексному подходу решения задачи и самое главное — правильному использованию приложений сети Интернет (чат-ботов, мессенджеров, социальных сетей и т.д.), направленных на обнаружение и стресс-аудит психологического состояния участников образовательного процесса, поддержку и укрепление психического здоровья студентов и сотрудников.

Основной целью программы было: выявление негативных действий и намерений путем автоматизации процесса сбора информации и анализа общения в образовательной среде. Своевременное выявление назревающего конфликта, преодоление кризисных ситуаций и достижение эмоциональной устойчивости в виде индивидуальных консультаций и тренингов.

Итоги реализации программы Тураева, наглядно показали, что внедрение и налаженная работа психологических служб в образовательные учреждения, а также введение в работу психологических служб ИКТ способствуют эффективному оказанию психологической помощи учащимся и работникам этих образовательных учреждений, своевременному предотвращению насилия, и развитию здоровой психологической среды.

«В большинстве европейских стран и США в образовательных учреждениях всех уровней уже многие десятилетия функционируют службы психологов, задача которых заключается в оказании психологической помощи, создании и развитии психологически здоровой среды для детей, подростков, молодёжи посредством консультаций, эффективных программ для решения их различных проблем, возникающих в сфере образования.

Анализ опыта образовательных учреждений этих стран наглядно демонстрирует, что работа психологических служб не только способствует повышению качества образовательного процесса, но и помогает предотвратить многие преступления, в том числе латентные.

Однако с развитием информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей, мобильных приложений, психологи многих стран — и развитых и развивающихся, сталкиваются со сложными проблемами, влияющими на здоровую психологическую среду в образовательных учреждениях.

Изучение зарубежного опыта показывает, что принимаются комплексные меры, направленные на выявление и предотвращение травли посредством внедрения разных методов в психологическую работу и закрепления в нормативно-правовых актах четких запретов на буллинг.
В частности, во многих штатах США, установлены нормы о неприемлемости, запрете любых форм травли, запугивания, издевательств, а также предписывающие, что каждый инцидент должен восприниматься всерьез школьной администрацией, школьным персоналом (включая учителей), студентами и семьями учащихся.

Заслуживает отдельного внимания опыт Департамента образования США, активно использующих IT-продукты в деятельности психологических служб. В штате Калифорния создано приложение — «Посиди с нами», помогающее робким студентам найти комфортную зону общения и компанию. Подобные программы предлагают прогрессивное решение проблемы буллинга и заслуживают того, чтобы их внедрили и в других странах
», — делится Бобоер Тураев.

В связи с вышеизложенными, с целью своевременного реагирования на психологические проблемы, влияющие на образовательный процесс, предлагаю:

во-первых, в образовательных учреждениях всех уровней внедрить психологические службы, задача которых заключается в оказании психологической помощи, создании и развитии психологически здоровой среды для учащихся — детей, подростков, молодёжи, посредством консультаций, эффективных программ для решения их различных проблем, возникающих в сфере образования и обучения;

во-вторых, принять нормативно правовые акты, регулирующие эффективное функционирование психологических служб в образовательных учреждениях, а также запрещающие действия, подобные буллингу.

в-третьих, принять программы, направленные повышение осведомленности граждан о негативных последствиях травли, издевательств над учащимися, влияющих в конечном итоге на обучение учащихся, обстановку безопасности в школе и школьной среды.


Олия Таишева.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

«Я изменилась», - Гульнара Каримова впервые официально обратилась к президенту и попросила прощения у народа

Спустя год у жительницы Юнусабадского района хокимият отбирает подарок президента

В Ташкенте начались апелляционные слушания по делу знаменитого ювелира Ахмеда Алиева

Самолет, вылетевший из Ташкента в Алматы, совершил вынужденную посадку в Шымкенте

expo
Похожие статьи