0.5 C
Узбекистан
Пятница, 3 февраля, 2023

Конституционное правосудие гарант обеспечения Конституции

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

Важнейшим условием формирования правового государства является обеспечение верховенства Конституции над издаваемыми законами и иными нормативно-правовыми актами, что предполагает необходимость ее особой правовой защиты. Воплощение в жизнь принципов демократического правового государства напрямую зависит от того, насколько эффективно действует механизм охраны Конституции. Главным определяющим элементом этого механизма является конституционный контроль.

Конституция как политико-правовой документ определяет основы конституционного строя и определяет условия и принципы формирования всех ветвей власти. Основная роль конституционного правосудия в укреплении системы сдержек и противовесов заключается в обеспечении строгого соблюдения конституционных принципов и норм в процессе правотворческой деятельности органов государства.

В случае злоупотребления одной из ветвей власти и превышения правотворческих полномочий, предусмотренных Конституцией, задача органа конституционного правосудия состоит в принятии мер, обеспечивающих соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции, посредством целого ряда судебно-правовых механизмов и процедур.

Место Конституционного суда в системе высших органов государства определяется необходимостью обеспечения единства системы законодательства, устранения в нем противоречий, соответствия всех нормативно-правовых актов положениям Конституции. Деятельность органа, осуществляющего конституционное правосудие, является существенным элементом государственного механизма, построенного на принципах разделения властей, т.к. позволяет контролировать соблюдение каждым органом закрепленной за ним компетенции.

Следует отметить, что система конституционного правосудия может эффективно и полноценно функционировать только при наличии определенных организационно-правовых предпосылок. К их числу можно отнести: функциональную, институциональную, организационную, материально-финансовую обеспеченность; наличие системы гарантий независимости конституционного правосудия и судей; строгое обеспечение принципа разделения властей; отлаженность механизма осуществления конституционного правосудия, т.е. конституционного судопроизводства; строгое определение предмета конституционного правосудия; определение достаточного круга субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный суд; достаточное материально-финансовое обеспечение конституционного правосудия; наличие квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями и навыками в юридической сфере; необходимый уровень правовой культуры и правосознания в обществе.

Сегодня успешное развитие независимого Узбекистана обоснованно связывается со стабильностью конституционного строя, с отражением в законодательстве страны правовых ценностей и ориентиров, заложенных в Конституции. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные идеи, нормы и направления демократического правового развития общества и государства.

Нужно сказать, что конституционное правосудие достаточно новое явление в юридической практике страны. После обретения Узбекистаном независимости в августе 1991 года возникла потребность в коренных преобразованиях государственно-правовой сферы, принятии комплекса новых законов для обеспечения перехода от старой административно-командной системы к новому правопорядку, при котором принципы и нормы Основного закона должны реально воплощаться в жизнь, а верховенство Конституции стало подлинным императивом правотворческой и правоприменительной деятельности. За прошедшие годы в Республике Узбекистан создана последовательно развивающаяся модель конституционного правосудия с учетом мировых тенденций развития конституционного правосудия, при этом сохраняются идентичность и особенности узбекской системы конституционного правосудия.

В современном мире обеспечение верховенства Конституции и осуществление конституционного правосудия реализуется посредством функционирования различных моделей конституционного правосудия[1]. Например, действуют специализированные и неспециализированные органы, призванные не допускать принятия законов и иных нормативно-правовых актов, противоречащих конституции. В частности, специализированное конституционное правосудие представляет собой важнейший и действенный инструмент защиты верховенства конституции. Так, например, в Италии, ФРГ, Испании, Португалии, Австрии, Польше, Перу, Беларуси, Таджикистане созданы конституционные суды, в определенной степени обособленные от других органов. В ряде стран (например, в США) конституционное правосудие осуществляется высшим судебным органом общей юрисдикции.

С учетом положений «Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», практики конституционного правосудия, тенденций и потребностей правового развития в 2021 году Закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде» принят в новой редакции[2]. Одно из главных изменений закона — закрепление прав граждан на обращение с заявлением в Конституционный суд. В соответствии с действовавшим до этого законом такая возможность отсутствовала. В случае нарушения их прав, либо несоответствия других законов и подзаконных актов Конституции страны с данной проблемой граждане не могли обратиться в Конституционный суд. Кроме того, право обращения в Конституционный суд предоставлено Национальному центру по правам человека и бизнес-омбудсмену. Указанное, а также закрепление права юридических и физических лиц на подачу жалобы в Конституционный суд о нарушении примененным в их отношении законом прав и свобод еще раз свидетельствует о правозащитном характере судебной деятельности Конституционного суда.

Омонулла МУХАМЕДЖАНОВ,

профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук


[1]См.: Сравнительное конституционное право. Учебное пособие //Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002. С. 95-104.

[2] См.: Национальная база данных законодательства, 28.04.2021 г., № 03/21/687/0380.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Узбекистане нет Конституционного верховенство закона, и никто не может возводить против предложений Президента, контролируемые органы обеспечивающие верховенство закона и осуществляющих надзорные функции сотрудники прокуратуры, милиции, налоговых органов назначены на должность заведующими сектарами по экономике и подчиняются хокиму. Поэтому не рассматриваются обращения граждан на противозаконные действия хокимом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Чем новый Трудовой кодекс в Узбекистане отличается от действующего?

Информационная служба Сената Олий Мажлиса напоминает, что 30 апреля текущего года в стране вступит в силу Трудовой кодекс в...

Больше похожих статей