9 C
Узбекистан
Среда, 1 декабря, 2021

Роль Буддизма в Узбекистане как мировой религии. Культурное наследие

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,550участниковПодписаться

Буддизм в Узбекистане — четвертая по численности последователей религия в стране, после мусульманства, христианства и иудаизма. Его исповедует 0,2% населения. Официально в Узбекистане зарегистрирована одна буддийская конфессия. В Узбекистане находится единственный действующий буддийский храм в Центральной Азии.  

Материал опубликован в рамках серии авторских статей Nuz.uz, посвященной информированию аудитории о религиозном многообразии в странах Центральной Азии. Автор не преследуют цель пропаганды той или иной религиозной конфессии.

Что такое Буддизм?

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни. Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Как Буддизм связан с Узбекистаном?

В Узбекистане были найдены одни из первых памятников буддизма, которые сегодня включены в список наследия ЮНЕСКО. Всего в стране насчитывается около 20 буддийских памятников, большая часть которых находится около Термеза в Кара – тепе, Фаяз – тепе и Дальверзин-Тепе. Близ Термеза находится ступа Зурмала, первая буддийская постройка, открытая в Средней Азии, культовое буддийское сооружение эпохи кушанов.

Один из них – храмовый комплекс Фаяз-тепа, где по сути и началась история буддистского храма в Узбекистане. Раскопки здесь проводила узбекско-японская экспедиция под руководством академика Эдварда Ртвеладзе в начале 2000 годов. Один из его учеников – монах из Южной Кореи Янг Ки Хун, который имел докторскую степень по истории и также участвовал в раскопках в Термезе, решил остаться в Узбекистане и основать первый в стране и Центральной Азии храм.

О храме

С 1991 года храм называется «Чаынса» («Сострадание», «Милость»), из крупнейшего в Корее буддийского ордена «Чогё». Он находится на окраине Ташкента и это единственный в Узбекистане и во всей Центральной Азии действующий буддийский храм.

Раньше храм находился в Келесе, на черте города улица Гафурова 144, из-за расширения автомобильной кольцевой дороги; 22 мая 2016 года храм переехал на окраину Ташкента, на улицу «Нурли Хаёт» бывшая улица «Дадаходжаева».

Храм строился на личные средства Янг Ки Хуна и независим от государства, и сейчас существует на средства настоятеля, а также на пожертвования последователей. Свечи и благовония привозят прихожане из Южной Кореи, которые живут в Ташкенте по работе или имеют свой бизнес, а также посетители по культурной части.

Основное направление, которое здесь исповедуют — Сон буддизм, более известный в мире как Дзен буддизм. (Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в странах восточной Азии. Его философия основывается на созерцании, путем которого можно достичь просветления. Во время практик дзен-буддисты концентрируют мысли на том, чем заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

В общей сложности у храма 150-200 прихожан, в основном корейцы: как местные, так и приезжие, но посетить храм может любой человек, который интересуется культурой и традициями буддизма:

– «Люди, приходят к нам в храм потому, что они ищут внутренний покой и гармонию, которых мы достигаем через медитацию.

Благодаря находкам в Сурхандарьинской и других областях, интерес к буддизму вырос. Наш храм посещают монахи из Южной Кореи, Таиланда, Мьянмы, Японии. Это одна из причин, почему наш настоятель в Узбекистане уже почти 30 лет.

Кроме поиска себя и гармонии, храм посещают и с образовательной целью — буддизм одна из самых древних мировых религий, но многие в нашей стране все еще не знают, что это такое. Поэтому местные гиды устраивают экскурсии в храм, иногда это делают учителя истории, чтобы показать и рассказать ученикам об этом учении».

                                                                    Александр Хегай (заместитель настоятеля)

Почему буддизм смог стать мировой религией?

Проблемы мироздания не стоят в центре буддизма. Он констатирует, что количество миров бесконечно. В буддизме нет бога как творца и соответственно, как высшего существа. Эта религия потому смогла стать мировой, что открыла теоретический доступ каждому человеку, независимо от его социальной или этнической принадлежности, к высшему состоянию – нирване.

Почему монах Янг Ки Хун выбрал именно Узбекистан для основания храма?

Во-первых, в Узбекистане проживает значительная часть корейцев, около 150 тысяч человек. Янг Ки Хун хочет сохранить культуру и быт корейского народа. Стоит отметить, что в Узбекистане, Казахстане корейцы впервые появились в результате политики «Великого переселения народов» 1937 г.

Во- вторых, настоятель вдохновлен легендой о Бодхидхармы, который представил Дзен Буддизм в Китае. История самого Дзен Буддизма начинается с приходом Бодхидхармы с запада в 520 году н.э., легенда об ученике и брошенном пальце Бодихидхармы, на месте которого растёт дерево Алча, близ Китаба.     

В перспективе храма планируется кардинально расширить сферу деятельности храма.

Янг Ки Хун планирует открыть при храме: торжественный зал, банкетный зал, офис, ввести занятия по дзен-медитации (техника, при помощи которой снимается депрессия и стресс), медицинский центр – дзен, ушу дзен, а главное музей для сохранения культуры Буддизма. Несмотря на удаленность храма от города и довольно малую известность, в храм приезжают туристы из разных стран и регионов Узбекистана, из школ привозят учащихся с образовательной целью. Храм посетили главные монахи Тайланда и Бирмы, монахи из Южной Кореи.

На данный момент осуществить дальнейшую перспективу храма сложно, потому что вопрос стоит в земельном участке. Храм получил уведомление об изъятии земли для строительства надземной линии метро. Опоры эстакады уже вплотную подошли к храму. Три года назад храму грозил снос из-за расширения дороги, но тогда его удалось отстоять. Благодаря вмешательству хокима Ташкента Джахонгира Артыкходжаева и усилиями его помощников вопрос решили в положительную сторону, приняв во внимание все аспекты— рассказал Александр Хегай.

Куртвелиева Гузель

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Швейцарии рассказали, как будут жить европейцы при «зеленой» энергетике…

В швейцарском Credit Suisse подсчитали, как примерно должен будет жить европеец при «развитой зелёной повестке», чтобы уложиться в выброс...

Больше похожих статей

ЎЗ
×