Главная > Наука и технологии > Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны

Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны


Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны

Инвестиции в образование являются ключевым элементом планов экономического и социального развития правительства Узбекистана, чему свидетельством является тот факт, что в 2015 году на сектор образования было выделено 33% государственного бюджета страны. Обзор системы образования Узбекистана опубликован на ресурсе exclusive.kz (Казахстан), который публикуем без сокращений.


В процессе смещения акцентов в экономике с зависимости от сырьевого экспорта (хлопка, золота и газа) с переходом на более диверсифицированную модель роста, правительству Узбекистана нужно будет учитывать потребности молодого и растущего населения страны, 29,9% которого составляют лица в возрасте 15 лет и младше, и 33,5% - лица в возрасте до 18 лет (по состоянию на 2015 год).

Правительством Узбекистана поставлена амбициозная цель – выйти к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов выше среднего. Это потребует увеличения доходов на душу населения с 2 090 долларов США (в 2014 году) до примерно 15 000 долларов США за менее чем два десятилетия, для чего понадобится обеспечивать рост темпами в 6% в год. Лишь немногим странам в мире удавалось поддерживать такие темпы роста на протяжении длительного периода времени.

На сегодняшний день объем средних затрат на образование одного ученика в Республике Узбекистан значительно уступает аналогичным показателям в других развивающихся странах.

Нехватка инвестиций в образование негативно сказывается на материально-технической базе учебных заведений. Как отмечают эксперты, большой проблемой остается отсутствие водо- и электроснабжения, а также нехватка компьютерных классов в учебных заведениях во всех районах Республики Узбекистан.

В период с 2008 по 2015 гг. средние затраты на образование в расчете на одного ученика выросли более чем в 2 раза, однако все равно значительно уступают аналогичным показателям в других развитых и развивающихся странах.

Несмотря на наличие программ государственной поддержки и ежегодный пересмотр размера оплаты труда, заработная плата учителей в Узбекистане ниже (в 20-30 раз), чем в других странах.

В Узбекистане наблюдается общая тенденция к сокращению количества общеобразовательных учреждений и необходимость их капитального ремонта, что негативно скажется на образовательном потенциале.

В некоторых школах РУз количество учеников в классах достигает 45-50 человек, что препятствует получению качественного образования.

За последние 8 лет в Узбекистане было закрыто 72 общеобразовательных учреждения.

Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны

Недостаточное количество высших учебных заведений и наличие квот на поступление в вузы значительно замедляет развитие человеческого капитала в Республике Узбекистан. В Узбекистане не имеется частных, неправительственных высших образовательных заведений, хотя законодательство (Закон «Об образовании» 1997 года) позволяет создавать такие учебные заведения.

На сегодняшний день в Республике функционируют 96 высших образовательных учреждений и филиалов. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году - 86 единиц.

Система высшего образования Узбекистана сталкивается с затруднениями в двух основных направлениях: (a) доступ; и (b) качество и актуальность.

Доступ: Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17% в 1991 году до примерно 9% на сегодняшний день; что значительно ниже, чем уровень, демонстрируемый соседями (Казахстан: 41%, Кыргызская Республика: 49%), Россией и странами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с высоким уровнем доходов (примерно 75%). Проблемы, связанные с доступом, можно связать со следующими факторами:

Во-первых, охват населения государственными вузами контролируется и ограничен квотами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством экономики, которое выделяет менее 60 000 мест для новых студентов бакалавриата ежегодно. Конкуренция за ограниченное число мест в вузах является очень напряженной, и число соискателей на каждое место выросло с 6,7 в 2010-2011 учебном году до 9,3 в 2014-2015 учебном году.

Среднее количество человек на одно высшее образовательное учреждение в 5 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах, что негативно сказывается на доступности образования.

На сегодняшний день ученики, окончившие среднее образовательное учреждение, могут подать документы для поступления только в одно высшее учебное заведение.

Во-вторых, участие частного сектора в секторе высшего образования в Узбекистане ограничено – из 96 вузов, осуществляющих деятельность в стране, нет ни одного полностью частного вуза, и лишь три вуза представляют собой партнерские инициативы государственного и частного секторов (все в сотрудничестве с иностранными университетами).

Несмотря на рост числа высших учебных заведений почти на 8% в период с 2008 по 2016 гг., количество выпускаемых специалистов сократилось на 20% в результате применения квот (только 9% абитуриентов ежегодно поступают в высшие учебные заведения Республики Узбекистан).


В 51 высшем образовательном учреждении организована заочная форма обучения, в 22 вузах – специальная заочная форма, в 9 ВУЗах - по вечерней форме обучения.

В 2016/2017 учебном году введено 15 новых направлений образования и 14 специальностей, в 2017/2018 учебном году - 8 направлений и 10 специальностей, в 2018/2019 учебном году введено 66 новых направлений бакалавриата и по 48 специальностям магистратуры.

Качество и актуальность: Система высшего образования Узбекистана медленно адаптируется меняющимся потребностям экономики страны. При том, что квоты приема корректируются с учетом потребностей рынка труда с увеличением квот на инженерные, строительные и производственные программы обучения, все еще остаются и несоответствия. Эти несоответствия приводят к тому, что многие выпускники не могут найти работу по специальности, а те, кто такую работу нашел, зачастую не обладают комбинацией практических навыков должного уровня, востребованными работодателями.

Правительство признает, что во многих технических вузах не хватает как учебных, так и исследовательских лабораторий. Работодатели отмечают, что выпускникам часто не хватает технических и нетехнических навыков. Необходимо поддержать меры по приведению обучения в секторе высшего образования в соответствие с потребностями экономики, т.е. в повышении его актуальности.

Актуальность может быть улучшена путем углубления связей вузов с промышленностью, усовершенствования учебной среды посредством предоставления лабораторий и библиотечных ресурсов, а также внесения изменений в учебные планы и программы таким образом, чтобы более эффективно использовать ресурсы, и эффективного отслеживания выпускников на рынке труда.

Для улучшения предлагаемых курсов можно использовать обратную связь от промышленности, студентов и гражданского общества.

Еще один вопрос, вызывающий озабоченность, связан с обеспечением качества высшего образования. В настоящее время в Университетах отсутствует отвечающие требованиям механизмы обеспечения качества. Внешние процессы обеспечения качества ограничиваются государственной аттестацией и государственной аккредитацией, проводимыми Государственным центром тестирования один раз в 5 лет; однако, эти механизмы не соответствуют общепринятым международным стандартам.

Связи с международным академическим сообществом в системе высшего образования Узбекистана ограничены и слабые, что не позволяет обеспечить благодаря интернационализации ускоренную модернизацию учебных программ, педагогической и исследовательской практики и режимов обучения, которым славятся современные университетские системы в развитых и лучших развивающихся странах.

Увеличение числа студентов, в свою очередь, потребовало увеличение числа преподавателей. Количество преподавателей, работающих в высших образовательных учреждениях республики в 2018/2019 увеличилось на 9% по сравнению с 2016/2017 учебным годом.

Низкое качество высшего образования в Республике Узбекистан обусловлено отсутствием академической квалификации у большей части преподавательского состава.

С 2017 года были внедрены формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений. До сегодняшнего дня на этих курсах повысили квалификацию 1855 слушателей.

Лишь треть преподавателей вузов имеет академическую квалификацию.

Система мотивации не обеспечивает необходимый уровень заинтересованности в профессии преподавателя среди молодого населения.

Научный потенциал вузов на конец 2017/2018 учебного года достиг 34,2%, что на 3,1 % выше показателя на конец 2016 года, однако, все еще остается достаточно низким по сравнению с зарубежными странами, где для аккредитации необходимо иметь потенциал не менее 50%.

В феврале 2017 года был принят Указ Президента РУз о переходе на двухступенчатую систему подготовки научных кадров.

Увеличена в 2 раза квота приема в докторантуру.

Упрощены процедуры рассмотрения диссертаций. Как итог - увеличение числа диссертационных работ по сравнению с 2016 годом в 2 раза в 2017 году и в 2,5 раза по итогам первого полугодия 2018 года.

Проводимые реформы в сфере образования за последние 2 года способствовали увеличению финансирования из государственного бюджета.

Финансирование для содержания подведомственных образовательных учреждений МВССО увеличилось на 83,7%.

Управление системой. Регулирование системы образования осуществляется различными министерствами (Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования) и многоуровневыми законами, программами, постановлениями и регламентами, издаваемыми различными государственными органами. Имеют место серьезные накладки и фрагментация обязанностей между ними.

Отсутствие интегрированной стратегии:

Цели каждого из министерств определяются отдельно и не имеют единого вектора развития, закреплённого в общей стратегии;
Ряд областей для развития могут быть не затронуты ни одним из министерств;
Отсутствует единая карта «выращивания» специалистов с дошкольного до послевузовского периода.
Отсутствие контроля результатов образования
Текущая модель имеет чрезмерный фокус на построении образовательного процесса, при этом не уделяя достаточного внимания результатам образовательных ведомств;
Как результат появляется риск касательно качества получаемого образования.
Управленческий кризис в министерствах
Отсутствуют достаточные компетенции в части внедрения предложенных изменений и новых концепций;
Нехватка квалифицированных управленческих кадров;
Отсутствуют инновационные методы управления.

Кроме того, в стране не имеется современной информационной системы управления образованием, что не позволяет принимать информированные решения, и система регулирования участия негосударственного сектора в образовании является ограничительной. В результате имеет место отсутствие частных поставщиков образовательных услуг.

Вернуться назад