Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

«Вы уверяете, что года через три «виртуальная реальность» внедрится в разные сферы бизнеса, в туризм, спорт, обучение и в Узбекистане 16 миллионов человек станут пользователями этой технологии. Вы не преувеличиваете?» Этот вопрос и много других обсудили на Startup Mix - 31.

Тридцать первый по счету, он, как обычно, собрал полный зал в университете ИНХА в Ташкенте. Аудитория по ходу училась у продвинутых стартаперов и дружески «прессовала» их намеками типа «завирай, но не завирайся». А ей в ответ: «Хотите верьте, хотите нет, но мы, стартаперы, предчувствуем…»

Для разминки организаторы из IT-компании «Brand.uz» сперва запустили предчувствия полегче.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Интернет-магазин одежды и обуви собирается завоевывать рынок. Unimag.uz уже месяц как открыл сайт для on-line продаж. Договорился с магазинами-партерами (подключиться к магазину со своим товаром могут разные продавцы). Пока ни одной пары обуви не продал. Поэтому менеджера по развитию проекта Замиру Абдиеву забросали вопросами. «У вас есть опыт работы в торговле?» – «Десятилетний». «Допустим, я выбрал в вашем Интернет-магазине по фото обувь, курьер ее привез, а размер не подходит. Предусмотрены возврат и обмен?» – «Да, мы можем и три пары сразу прислать».

«Что заставит людей покупать у вас, когда привыкли доверять зарубежным сайтам продаж?» - «Тем, кто интересуется товарами на сайте, дарим купон на первую покупку. Заманиваем и программой лояльности: за покупку начислим бонусные баллы. Оплата производится по платежным карточкам на нашу платформу. Мы перечисляем магазинам-партнерам полученную сумму за минусом пятнадцати процентов». Какие предчувствия? Проект раскрутится к осени.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Презентация следующего ташкентского стартапа – Ланч бокс – вызвала не меньшее оживление. Речь шла не о спорте, а о доставке обедов в боксе-коробке. «Блюд в пакете несколько». Как фокусник, стартапер Умид Мирзаахмедов чуть ли не из воздуха поймал пакет и принялся извлекать содержимое. «В коробках – суп, салат, второе. Все емкости можно подогревать в микроволновке. Рассчитываем на тех, кто экономит обеденное время, чтобы «полазить» в Интернете. В первый месяц у нас было около тридцати заказов. А сейчас ураза. Спад. Мы готовим заготовки для двух ресторанов. Но это не значит, что Ланч бокс – побочный продукт. Все продукты свежие». Загадка стартаперу: «Угадайте, почему я вам ничего не закажу?» – «Особые предпочтения в еде?» – «У меня диабет». – «Разработаем меню для диабетчиков и предложим блюда на выбор».- «Вы считаете, что 25 тысяч сумов за обед – приемлемая цена?» – «Айтишники хорошо зарабатывают». – «Вы работаете в общепите. Если б снова начать?» – «Я бы лучше учился в школе и стал айтишником».

Предчувствие: амбициозные мальчишки станут лучше учиться в школе. А проект Умида Мирзаахмедова с его умением наладить контакт с клиентами быстро наберет обороты. Двести человек в зале – преимущественно из сферы информационных технологий и все - потенциальные заказчики обедов с доставкой в офис.

То, что разминка закончилась, с началом презентации Александра Войнова из студии «Next Reality», в зале не сразу поняли. С широкой улыбкой он начал «грузить» фантастическими перспективами проекта Multicam 360. Но даже айтишная публика не вполне воспринимала виртуальную, дополненную и смешанную реальности.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников


«Я презентую не продукт, а бизнес-модель и ищу партнеров. Мы отстали от Запада. Там к 2020 году инвестиции в виртуальнореальные продукты во всех сферах составят три миллиарда долларов. Мы ближе к странам СНГ. В России уже есть три сотни «виртуальщиков» и они объединились в Виртуальную ассоциацию. В Узбекистане в этом направлении работают всего три-четыре одиночки. Они выполняют съемки видеокамерами «Multicam 360» в разных ракурсах. Это и есть материал для технологии VR - виртуальной реальности.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

«Охват этой технологией в 2020 году шестнадцати миллионов узбекистанцев – неизбежно. Кто еще не понял? VR– это не шаманство, а полезная практика. Пока - для фанатов, так как она требует соблюдения определенных стандартов, включая специальные очки и программные приложения. Но от разработки фильмов в 3G и компьютерных игр до VR небольшой шаг. Наша студия – первая в регионе с комплексным подходом к новым медиа. Мы предлагаем систему, решение, а снимать могут и наши cтудийные, и другие операторы. К примеру, свадьбу. Для просмотра годятся смартфон, компьютер, большой телевизор. В планах студии – снять ролик для звезды эстрады, чтобы по миру пойти. Думаете, нас не заметят? Заметят!»

«У вас в студии можно постажироваться?» - «Да».

Далее последовала панельная дискуссия о применении технологии виртуальной/дополненной реальности для бизнеса Узбекистана, и к Войнову присоединился основатель компании «VRonica» Акмаль Салихов.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

«Знакомый бизнесмен сказал: «Я хочу, чтобы мои продукты разговаривали. Можно?» А другой хочет видеть танцующую коровку на его молочных продуктах. И тоже получится. Обойдется дешевле при длинном продуктовом ряде. Можно сделать так, чтобы вся Nestle плясала…»

Вопрос из зала: «А для чего мне надо это на моем телефоне?» – «Люди должны захотеть иметь новое приложение. Наверняка, найдутся такие, кто станет смотреть коровок и свадьбы на мобильнике. Нам надо заботиться о юзере. Если ему неудобно, в массы съемка с обзором в 360 градусов не пойдет. Ну а если удобно, начнется бум. В мире внедрение этой технологии началось с вау-фактора в супермаркетах, когда увидели: «Вау!»

Мы можем сделать рекламное приложение для бизнеса, чтобы всем понятно. Допустим, в магазине изобилие товара (пусть это будут обои), но мало места. Нельзя все уместить. Покупатель надевает шлем с очками и все в виртуальной реальности просматривает по каталогу. Подходящее выберет глазом или сенсором. Первое, что приходит на ум: технология виртуальной реальности решает проблему пространства».

То, что эта IT-практика не запредельна, а уже востребована в Узбекистане, подтверждают два проекта Акмаля Салихова для выставок. Один из них – Узбекнефтегаза, строящего три крупных объекта. Их и демонстрировали в трехмерном измерении на выставке. VR-технология способна решать разные задачи. Репрезентативность, информативность, производство, бизнес, туризм, обучение – это все про нее.

«Допустим, студенты ирригационного института изучают устройство плотины. Кто их пустит на режимный объект? Проще надеть шлем и изучать. А какие виртуально реальные презентации можно делать!..»

Мечтатели или реалисты? Себя Александр и Акмаль назвали рабочими лошадками и креативщиками. Участники стартап-микса возвысили их до небожителей. И это вызвало продолжение дискуссии. «Мы не так далеко ушли. Кто в играх работает, быстро догонит нас. Эта технология не есть нечто уникальное. В ней вполне по силам разобраться, как во всем остальном. Простенький сайт сейчас сделает студент колледжа. А вот сложные задачи… Возможна трехмерная визуализация всего – аэропортов, промышленных объектов, вузовских городков. Шлемов в мире пять миллионов, а в Узбекистане совсем мало».

Акмаль Салихов один такой продемонстрировал. И народ снова призадумался. Если шлемов мало, когда ждать взрыва VR-технологии в Узбекистане? Креативщики убеждали, что трех лет хватит на все-про все, и эти технологии вмиг станут частью жизни узбекистанцев.

«Каковы возможности Linkedln и MailChimp для бизнеса?» - Ответам посвящена следующая презентация - Елены Селезневой из компании «Brand.uz».
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

В жизнь узбекистанцев поистине вмиг вошли «Одноклассники», «Вконтакте», «Фэйсбук», «Телеграм», а для кого-то и Linkedln. Какие наметились прочные тенденции в последнее время? Число сообщений, отправляемых по электронной почте падает, а в мессенджерах растет. И все же для бизнеса маркетинг по электронной почте важен. Как им пользоваться, чтобы клиенты не спустили отправителя «в корзину»? Вот несколько полезных советов от Елены Селезневой.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

«Рассылочный сервис MailChimp имеет много достоинств. У него есть бесплатный стартовый план. Попробуйте, и вы увидите его преимущества, включая помощь онлайн-редактора. Дешевле работать с теми клиентами, которые уже есть. Какие письма могут быть интересны вашим клиентам? Анонсы, сообщения об акциях, спецпредложениях и распродажах. Подписка на рассылку – очень полезна. Подписываясь, клиент подтверждает, что готов к общению. MailChimp – самый продвинутый международный сервис со сбором статистики, аналитики, отчетности. Но в Узбекистане можно использовать для рекламы и популярные в народе мессенджеры и социальные сети. Важно – не пережать.

В Узбекистане пользователей Фэйсбука 800 тысяч человек, а Linkedln – 120 тысяч. Преимущество второй социальной сети перед первой в том, что собирает профессиональную аудиторию, тогда как Фэйсбук становится, как во всем мире, сегментом приколов, шуток, троллей».

Настоящие тролли предстали участниками стартап-микса на завершающей его дискуссии о троллинге и способах его монетизации. В программе их аннонсировали с улыбкой: «Евгений Скляревский – заслуженный тролль Узбекистана, Капитан Очевидность (Abdurashid Abdukarimov) – aka bellamar, Умид Гафуров – основатель troll uz, Александр Уткин – главный критик facebook-группы «Клуб маркетинга и продаж».
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Эта дискуссия ожидалась как десерт, когда легко «отпустить мозги», расслабиться и посмеяться. Что и случилось. Но был и накал страстей, как и положено в такой компании.
«Тролли – добрые или злые?» Ясно, почему такой возник вопрос. В сказках сказочные тролли – злые. В социальных сетях в полемиках довольно часто звучит: «Ну, ты (вы) тролль!..» И что это теперь значит? Евгений Скляревский, известный еще и как гуру узбекского Интернета, как создатель ряда сайтов, включая популярный mytashkent.uz, про себя заметил, что он добрый тролль. «Хожу в Фэйсбук пошутить, чтобы зацепило, чтобы реагировали, чтобы не скучно». По его мнению, смысл слова «тролль» меняется. Это тот, кто «поднимает волну» в сети.
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Предприниматель Александр Уткин про свое хобби сказал, что никто маркетологов до него не критиковал. Вроде бы у нас в Узбекистане с этим все идеально. Но не идеально. И троллит он, дабы показать слабые стороны той или иной отрасли.

Капитан Очевидность – он же Абдурашид Абдукаримов – представил себя как тролля, изгнанного из всех групп в социальных сетях. Но он правдолюбец. «Мама учила говорить правду, как бы ни было тяжело. Вот Володя Ульянов вопросы задавал. И я, как он». «У вас корона упала», - пошутил с соседнего стула Уткин, вызвав веселье аудитории, хорошо знакомой в Фэйсбуке с высказываниями Капитана Очевидность. «Ругал латиноманию, зато сейчас Ташкент латиноамериканские танцы танцует. Всех зацепил. Вот это троллинг!»
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Умид Гафуров знаменит в своей группе Troll uz. «Сначала завел страницу про Бухару. Понял, что юмор привлекает посетителей. Нужна Аския! Обсуждение в группе начал с 5-тысячной купюры. Сейчас подписчиков 75 тысяч. В группе мы троллим много социальных проблем под толстым слоем юмора. Абсолютно не связан с юмором резонансный случай гибели студента медицинского колледжа в Ташкенте. Меня он глубоко тронул. Разместил письмо матери. За сутки мои читатели сделали тринадцать тысяч перепостов! Вторая публикация была с призывом к СМИ обратить внимание. И СМИ обратили, и прокуратура».

Лилию Николенко – администратора популярной группы «Потребитель.uz» – участники попросили дать оценку троллям в ее группе. «На «Потребителе» их много. Целая когорта. Тролли провоцируют дискуссии. В правилах группы прописан легкий стеб. Но тролли появляются с истериками, кликушеством. Бороться не стоит. Надо вести тему до конца».
Дискуссии «небожителей», «троллей» и просто айтишников

Вопрос ко всем троллям: «Вас много или мало?» – «Кто провоцирует, мало. Остальные пишут скучно». – «Можете заработать на этом?» ¬– «Никто не хочет платить». Еще вопрос: «Для вас троллинг – бизнес или черта характера?», «Тролль пишет в сети: «А на фига нам сотовые операторы?». А наверху думают… Какова ответственность тролля в таких случаях?»

«Не боитесь задираться? Можно и штырь под ребра получить». Отвечая на этот вопрос, присутствующие тролли пошутили, что надо заниматься спортом и быстро бегать. А далее разговор в аудитории зашел о грани между провоцированием и оскорблением личности, должны или нет соблюдаться нормы морали, насколько далеко может зайти подтрунивание и может ли тролль гордиться тем, что он – хам. «За публичные оскорбления тролль рано или поздно должен ответить, как это предусмотрено законодательством, даже если он избрал роль юродивого. Есть мораль, есть культура. Кто вне – тот аморальный». Это мнение из зала.

С этой точкой зрения не все тролли согласились. Но модератор споры прекратил. И правильно. Есть социальные сети, где желающие доспорят. «Волны» в них вызывают общественную реакцию посильнее официальных СМИ. Это новое явление. Закончив эту заметку, поспешу в Интернете открыть Фэйсбук: «Интересно, что там тролли намутили?»

Наталия ШУЛЕПИНА
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Мужья и жены смогут претендовать на недвижимость родителей своих супругов

Девять вузов в Ташкенте, Андижане и Намангане объявили о повторном проведении вступительных экзаменов

Шавкат Мирзиёев призвал развивать не только высший, но и массовый спорт

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Наталья Шулепина