Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина


В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана открылась персональная выставка «Мир зазеркалья» художника Владимира Ивановича Бурмакина.

На открытии было много народу, ведь Бурмакин – одно из самых ярких светил нашего художественного небосклона. Он работает в самых разных жанрах. Создал прекрасные портреты, воспел самое чудное - женское тело, написал много проникновенные пейзажей, открыл новый жанр – компьюфо.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

У него масса регалий. В 2011 году сам Президент страны вручил ему диплом лауреата Государственной премии.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Вся его жизнь связана с Узбекистаном. Он родился в Екатеринбурге 9 января 1938 года, в том же году семья переехала в Ташкент. Семилетку закончил в знаменитой столичной школе № 50. Он хорошо помнит трудные военные годы. Как ехал на трамвайных подножках и прогуливал уроки, как в семь лет тайком курил и всё лето загорал на Саларе. Но как говорится в народе, кто был в детстве озорным, в зрелые годы становится настоящим джигитом.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Рисовать Вова начал с трех лет. Он хорошо помнит, как на день рождения тетя подарила цветные карандаши и альбом:
- Рисуй, твой папа был художником.
Закончив семилетку, поступил в Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова, в мастерскую В. И. Жмакина и в 1957 году защитил диплом с отличием. После училища он работает в Самарканде школьным преподавателем рисования и черчения, а через два года - главным художником Дома офицеров в Ташкенте, где одновременно ведет изостудию для детей.

Затем учеба в Ташкентском театрально-художественном институте, под руководством Народного художника СССР, академика Рахима Ахмедова. Он так же изучал различные виды искусства у таких ведущих мастеров, как резчик по ганчу Ташпулат Арсланкулов и замечательный портретист Абдулхак Абдуллаев.

Ему повезло на учителей, у каждого из них он брал все лучшее.У Ахмедова он осваивал цветной колорит, у Абдуллаева – психологизм, а уроки резьбы по ганчу Асранкулова помогли проникнуть в природу национального орнамента. И поэтому работы Владимира Бурмакина красочны и монументальны, очень индивидуальны и глубоко национальны.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Он принимал участие во многих выставках и бьеннале, но в любой экспозиции его картины сразу отличались. Бурмакин - художник, прошедший великолепную школу и, несомненно, масштабного дарования.

За свою большую творческую жизнь он исколесил многие страны мира, бывал во Франции и Англии, в Германии и США, на Кубе и в Марокко, в Индии и Австрии, в Швейцарии и Турции. Не один раз ему предлагали сменить гражданство, сулили большие деньги и славу, но он отшучивался, вспоминал поговорку, которую помнят многие старожилы: «Кто хоть раз пилу воду из Салара, тот обязательно вернется в Ташкент!».

А ведь в годы его детства в Узбекистане к воде относились очень бережно, Салар был полноводный и чистый, в нем водилась рыба.
Из всех дальних стран он неизменно возвращался в свой город детства, как большой корабль – в родную гавань. Его душа, соскучившаяся по уютным улочкам и широким проспектам ликовала!
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

В середине 60-х годов прошлого столетия он сблизился с художником Рузы Чарыевым - выпускником Академии художеств, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина в Ленинграде. И эта встреча многое изменила в их жизни и творчестве, неуёмная энергия Чарыева передалась и Бурмакину.

Они вместе они едут в Сурхандарью – удивительный, девственный край. Здесь Рузы познакомил друга со своим миром детства. В родном кишлаке их встретили как самых дорогих людей. Они жили в доме тёзки Чарыева, чья жена в свои неполные тридцать лет уже имела пятерых детей.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Она и стала прототипом знаменитой «Байсунской мадонны». Сюжет картины прост и лаконичен: молодая женщина в национальном одеянии держит в руках малыша. Позади – родной кишлак, где дома, как ласточкины гнезда, нанизаны один на другой. Но в печальных глазах матери столько нежности, любви и тайны, что от портрета трудно оторвать глаза. Эта картина – подлинный гимн узбекской женщине, материнству.

Обратите внимание на ещё одну маленькую деталь: художник, словно предчувствуя её гениальность, подписал свою работу на манер Леонардо да Винчи – справа налево.

В 1968 году «Байсунская мадонна» экспонировалась в Москве, на Всесоюзной выставке в Манеже. Она трижды побывала в Париже, была и на Международной выставке в Гаровере (Германия).

И всюду вызывала фурор!

Дружба двух художников взаимообогащала. Кстати, также замечательный по глубине, камерный портрет этой женщины написал и Рузы Чарыев.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Героиня одна, но каждый из них видит её по-своему!

Порой художники могли спорить до полуночи. Случались и курьезы. Однажды Бурмакин пришел в мастерскую Рузы и застал того пишущим обнаженной жену. Он сразу увидел ошибку в рисунке Рузы, стал живо объяснять, а на нагую Марину они даже не смотрели. В ту минуту для них она была не женщиной, а моделью.

Большая выставка в 1969 году в ташкентском «Доме знаний», совместно с Рузы Чарыевым, Евгением Мельниковым и Юрием Талдыкиным стала сенсацией своего времени, позволила совершенно иначе взглянуть на сам процесс творчества, вызвав негодование у одних и надежду в безграничные возможности творчества у других. Об этой экспозиции говорил весь город, студенты и школьники приходили на неё по много раз.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Тогда они активно поддержали идею замечательного художника Чингиза Ахмарова о том, что узбекские художники должны отойти от традиций европейской школы и вернуться к своим истокам. Благодаря во многом именно Ахмарову возродилась восточная миниатюра, замечательная школа Камолиддина Бехзода.

Владимир Бурмакин никогда не унывал. Все жизненные трудности принимал легко, смотрел как на проходящее. И всегда считал, что главное – творчество. Он писал древние памятники Самарканда и Бухары и новостройки Ташкента. Подружившись с директором Института физики, академиком Садыком Азимовым, написал замечательную серию портретов ученых. Ему всегда были безразличны ранги и звания, но близки – душевность, верность долгу и родной земле. И вот появляется цикл работ «Люди в белых халатах», «Сталелитейщики». Он создал целую галерею портретов сельских тружеников и строителей.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Говорят, что если человек одарен, то – во всем. Художник тонко чувствует музыку, не зная нот, великолепно играет на многих музыкальных инструментах.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Кстати, две дочери художника – близнецы Карина и Марина тоже играют на фортепиано, закончили Государственную консерваторию Узбекистана.

Лет пятнадцать назад я написал о них зарисовку. Одна учила сольфеджио, а вторая – историю искусств. Пользуясь тем, что как две капли воды похожи друг на друга, они изворотливо сдавали экзамены одна за другую. Потом уже Марина блестяще закончила знаменитую Мюнхенскую консерваторию и сейчас преподает в ташкентской музыкальной школе имени В. Успенского.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Бурмакин – художник многоплановый. Он создал много монументальных работ. Творческая и дружеская связь с известными архитекторами республики, такими как Ф. Турсунов и В. Спивак, С. Розенблюм и А.Тохтаев, позволили осуществить ряд работ, связанных с архитектурными комплексами города Ташкента. Это рельефы на фасаде дворца «Истиклол», оформление станции метрополитена «Пахтакор», росписи фасада ресторана «Зарафшан», мозаики ташкентского ипподрома и многое другое.

«17-71». Так называлась экспозиция, которая в ноябре 2010 года с большим успехом прошла в ташкентском Доме фотографии. Это была совместная выставка Владимира Бурмакина и выпускницы Республиканского колледжа дизайна имени А. Ходжаева Фаины Юнусовой.
Возраст художников и стал названием выставки!

Как принято на Востоке, устоза и шогирта связывает крепкая дружба. Владимир Иванович сразу распознал в Фаине незаурядный талант, не жалея времени щедро делился своим богатым опытом. И она оправдала надежды устоза.С отличием закончив колледж, Фаина поехала в Москву и поступила в один из лучших вузов России – Высшую художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

И такие путевки в большую жизнь он дал многим ученикам. Вот и в апреле 2012 года в тех же залах ташкентского Дома фотографии открылась его совместная выставка с молодой и одаренной художницей Анастасией Никитиной. Она называлась «Сопричастие». Хотя С. И. Ожегов в своем «Словаре русского языка» объясняет это слово, как причастный к чему-нибудь (дурному, преступному), но мне кажется, что это не совсем так.

Ведь эти дуэты – мудрый и дальновидный поступок зрелого художника. Он часто вспоминает бескорыстность своих учителей – Жмакина и Ахмедова, Асранкулова и Абдуллаева. Ведь поддержать талантливого человека в самом начале его творческого пути – многое значит. Об этом красиво сказал художник Янис Салпинкиди: «Словно орел, посадив на крыло орленка, учит большому полету, так и Бурмакин растит своих учеников».
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Педагогической деятельности в родном училище и институте он отдал 40 лет, за эти годы воспитал целую плеяду учеников.

Родина высоко оценила талант и гражданскую позицию художника. В 1981 г. после его персональной выставки в Институте искусствознания ему присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, а в 2003 г. он удостоен Золотой медали Академии Художеств Республики Узбекистан. В 2005 году награжден орденом «Фидокор хизматлари учун».
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

В последние годы он выполнял монументальные художественные работы при оформлении зданий Международного аэропорта и Сената в Ташкенте, а также Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Именно за эти монументальные работы он был удостоен звания лауреата Государственной премии.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Работы Владимира Бурмакина несут в себе энергию здоровой, нравственной и духовной силы, утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку Всевышним и природой. Именно в этом художник видит свое предназначение.
Мы с ним дружим уже четыре десятка лет. В жизни он компанейский и неунывающий человек, добрый и верный друг. Я люблю бывать в его мастерской, да и моя Маша рада, когда он приходит к нам.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

Экспозицию выставки «Мир зазеркалья» открыл председатель Академии художеств Акмаль Нур. Он сказал много добрых слов, вручил диплом и подарки. Кстати, Акмаль - ученик Владимира Бурмакина.
«Мир зазеркалья» Владимира Бурмакина

И под занавес - последняя новость из популярного сайта «rating.artunion.ru» - по версии Единого художественного рейтинга имя В. Бурмакина вошло в список 10 тысяч лучших художников мира ХУ111-ХХ1 веков.

Здоровья Вам, маэстро, и новых творческих успехов!


Рустам ШАГАЕВ, фото автора – специально для сайта «Новости Узбекистана».
Комментарии
Бурмакин Впадимр Иванович узбек тасвирий санъатида янги йуналиш очган ёркин рассомдир.Бу инсонни ижодида доимо янги гоялар отилиб чикади.Биз санъат шайдоларига доимо янги ижодий ишлар тагдим этсин. Сизга катта рахматРустам ака. тулик ва кизикарли маълумот учун.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте еще один предприниматель стал хокимом

Предприниматель Ахмед Алиев вышел на свободу после 7,5 лет заключения

Сенаторы определили предельно допустимое число гостей на свадьбе

В Ташкенте инспектор ДПС на служебном автомобиле сбил пешехода

expo
Похожие статьи
Теги
Владимир Бурмакин, Живопись, Культура и искусство, Р. Шагаев