Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ "Ташкентский дворик" Ивана Казакова

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

В сентябре 1909 г. на XXY-ой юбилейной Туркестанской сельскохозяйственной выставке в Ташкенте, о которой подробно рассказывалось: https://nuz.uz/moi-uzbekistancy/5941-unikalnoe-foto-ilozinskogo.html , принимал участие преподаватель рисования Ташкентского реального училища Иван Семенович Казаков (родился в деревне Касилово Орловской губернии в 1873 г. - умер в 1935 г. в Ташкенте). Преподаватель рисования Ташкентского реального училища И.С.Казаков уже был к тому времени сложившимся художником и состоял членом художественного отдела выставки.

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

И.С.Казаков. "Пряхи". 1899 г. Холст, масло. Чувствуется влияние В.Е.Маковского.


В 1936 г. на посмертной выставке в Ташкенте экспонировалось 131 произведение И.С.Казакова. Его работы хранятся в Русском музее и Музее искусств Узбекистана, на художественных аукционах картины И.С.Казакова высоко оцениваются и входят в Единый художественный реестр. Однако имя самого И.С.Казакова мало известно широкой публике, фотопортретов самого художника не найти и доподлинно неизвестно, сохранилась ли его могила на Боткинском кладбище в Ташкенте.

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

И.С.Казаков. "Шейхантаур". (Могила шейха XIY в. в Ташкенте, почитаемого как святого)


И.С.Казаков родился в крестьянской семье. В 15 лет приезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дважды награждается серебряными медалями за этюд и рисунок. После окончания училища получает рекомендацию на поступление в Петербургское высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств.

В Петербурге, в Императорской академии художеств его учителем был известный художник В.Е.Маковский, ректор академии. После выпуска получает звание художника и удостаивается стипендии на время посещения Италии, Франции и Германии. Участвовал в академических выставках (1890-е - 1900-е), выставках Московского общества любителей художеств и Товарищества передвижных художественных выставок. В 1906 г. И.С.Казаков переезжает в Ташкент, его жизнь и творчество с этого года были связаны со Средней Азией.

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

И.С.Казаков. "Портрет Льва Толстого". Одесский художественный музей. Дар турецкого консула Фуат-Язет Бея, Одесса, 1932 г.


После революции картины И.С.Казакова экспонировались на 1-ой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919 г.), 47-ой Передвижной выставке картин в Москве (1922 г.) и 1-ой выставке картин ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1928 г., одним из организаторов которой был он.

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

И.С.Казаков. "Ташкенткий дворик"


Дом на этой картине И.С.Казакова по цветному витражу и профессиональному ландшафтному дизайну двора опознан ташкентскими краеведами, как дом № 1 по ул. Иканской (в советское время - ул.Ахунбабаева) рядом с пересечением с Воронцовским проспектом (в советское время - улица Х.Сулеймановой) в Ташкенте. Дом построен на рубеже XIX-XX вв. по проекту архитектора Г.М.Сваричевского (женатого на Надежде Федоровне Керенской) на деньги богатого ташкентского купца Арифходжи для его доверенного адвоката М.И.Буковского. Оба они заседали в Ташкентской городской думе. Арифходжа плотно занимался торговлей и недвижимостью в европейской части Ташкента, а М.И.Буковский курировал легальную сторону сделок.

Существует версия, что по приезде в Ташкент И.С.Казаков снимал в этом доме комнату у семьи Буковских, тогда же и была создана картина. Тихий дом на бывшей улице Иканской и уютный сад сохранились в настоящее время, это яркий образец функционализма в архитектуре Русского Туркестана (строгий консервативный фасад, массивные стены, веранды и террасы с тыльной стороны, образующие с двором единое жилое пространство). После революции дом был национализирован и в нем размещался наркомат иностранных дел Узбекской ССР, а в позднее советское время - Узбекское общество дружбы и культурных связей.


"Ташкентский дворик" Ивана Казакова

И.С.Казаков. "Намаз в пути"


И.С.Казаков приехал в Ташкент по железной дороге, Оренбургская дорога уже вошла в строй. Но когда смотришь на картину "Намаз в пути", невольно вспоминаешь путешествия первопоселенцев. С таким же караваном в феврале 1901 г. ушли из Ташкента в Самарканд двое неблагонадежных: поэт М.А.Волошин (1877-1932) и народоволец Иван Павлович Ювачев (1860-1940), чудом избежавший виселицы в 1884 г. И.П.Ювачев - это отец поэта Даниила Хармса (1905-1942)

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова


В послереволюционное время у И.С.Казакова хватило ума не лезть в политику, он спокойно занимался творчеством, преподавательской деятельностью и руководил ташкентской студией АХРР. Но мирное течение жизни прервалось для него 17.01.1930 г. Что же случилось в этот день?

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова


Фельетонист ташкентской газеты "Правда Востока" Михаил Донецкий под псевдонимом Ксандр опубликовал пасквилянтский фельетон "мАХРовая реакция под красной этикеткой", направленный против художников Еремея Григорьевича Бурцева и И.С.Казакова, где обвинял их в том, что на занятиях в студии ученики рисуют головы Христа и апостола Павла. На следующий день М.Донецкий тиснул и вовсе уже статью-донос "Ископаемые", где писал: "Нужно крепко ударить по рукам зарвавшихся "художников революции" - бывшего хозяйчика малярной мастерской Бурцева и "руководителя" студии Казакова. Нужно дать им почувствовать, что их методы воспитания и руководства устарели... ровно на тринадцать лет. Мы полагаем, что кое-кто (кое-кто — это ключевое слово) должен срочно (!!!) заинтересоваться ташкентским филиалом АХР."

Криминал по М.Донецкому: "Ташкентский филиал АХР, основной лозунг которого: "искусство в массы", с производством, с рабочей массой, с рабочими клубами связан не больше, чем папа римский с ташкентским Дворцом Труда. Смешно сказать, но из студии АХР не было ни одной экскурсии на производство. А ведь даже "натюр-морт" (мертвую натуру) можно сделать хотя бы, например, из набора рабочих инструментов. Не случайно "художники революции" отдают предпочтение черепу с дохлой вороной. Студия АХР - вернее сказать - студень АХР - яркое выражение того безобразия, к которому привело пренебрежение наших партийных и рабочих организаций вопросами искусства. Надо срочно заняться студией АХР и передать ее в ведение главпрофобра. Надо выбросить оттуда христов, а заодно выяснить, чем занимаются христосики из самого АХР. Пора сдать в архив старенького учителя рисования. Пора поработать над выдвижением художников рабочего класса."

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова


Чтобы усилить эффект М.Донецкий привел на следующий день в газетном доносе "Ископаемые" слова Е.Г.Бурцева: "- Что НАША студия мешает исполнению ВАШЕЙ пятилетки?"

"Ташкентский дворик" Ивана Казакова


После этого фельетона М.Донецкого ГПУ оперативно в тот же день возбудило дело № 3950 по обвинению Е.Г.Бурцева и И.С.Казакова по 10-66 ст. и 142 ст. УК УзССР. 66-я ст. - это аналог 58-ой ст. в УК РСФСР, пункт 10 — антисоветская агитация. 11.02.1930 г. особое совещание коллегии ОГПУ (это и есть пресловутая тройка) выслала несчастных художников в г.Сталинабад (ныне Душанбе), в только что выделившуюся из Узбекской ССР Таджикскую ССР, сроком на три года.

После окончания высылки 17.02.1933 г. тройка при ПП ОГПУ в Средней Азии дополнительно ограничила в правах художника Е.Г.Бурцева, а И.С.Казаков вернулся в Ташкент, где продолжил обучать студентов. Он скончался в 1935 г. на 62-ом году жизни.

Фабрикация уголовного дела против художников И.С.Казакова и Е.Г.Бурцева - яркий пример технологии развертывания маховика репрессий. Сначала подлый донос местного газетчика, затем реакция ГПУ и отправка по этапу. Имя самого доносчика сохранилось. Навряд ли далеко пошел. Маховик-то раскручивался. В 37-ом и до газетных доносчиков дотянулись...

История все расставила по своим местам. Имя газетного доносчика М.Донецкого сейчас уже никого не интересует, а картины И.С.Казакова ценятся во всех смыслах, и штрихи к его биографии собираются по крупицам.

Ефрем РЯБОВ
Комментарии
Прочла с большим интересом, огромное спасибо автору за воскрешение из забытья имен замечательных ташкентцев.
Даже редкие и ценные факты, собранные с дотошностью исследователя, могут, в зависимости от подачи, оказаться не более чем скучной биографической справкой. Но к статьям Рябова это не относится. Ефрем, твой материал, как всегда, отмечен великолепным мастерством публициста. И, как всегда, стал прекрасным подарком читателям.
Спасибо за отзывы.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Он в одиночку уничтожил 52 миллиарда человек

В Ташкенте задержан мужчина, подозреваемый в педофилии

Стали известны подробности убийства надзирательницы в пакистанской тюрьме российскими женщинами

Заплатите деньги, и таможня даст «добро»

expo
Похожие статьи