Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Султан всех святых

Султан всех святыхОдним из течений в исламе является суфизм, сами же представители его утверждают, что ислам и есть суфизм. Ходжа Ахмад Яссави – родоначальник тюркской ветви суфизма. Его последователи признавали реальным лишь существование Аллаха и высшей целью жизни они считали соединение души человека с Богом. "Суфий" — это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некой абстрактной Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называли тарикатом (путем). У этого самого знаменитого в Средней Азии святого одиннадцать имен, что в исламе не простая формальность, а глубокая духовная символика. В народе он известен под именем Хазрата Султана – «Султана всех святых». По преданиям, он был ближе всех к Богу, дух его был свят, помыслы чисты, натура насколько бескорыстная, настолько и человеколюбивая.

Ахмад Яссави прошел большой и трудный путь суфия. Он родился в Испиджабе (Сайрам) в 1103 году. Первоначально учился у своего отца шейха Ибрагима. Семилетним он лишился отца, и его дальнейшим образованием и воспитанием занимался Бахоуддин Испиджаби, известный ученый ханафитского мазхаба (религиозное направление в исламе). Становление личности Ахмада связано с Яссы (прежнее название г.Туркестана), куда он приехал, как отражено в его знаменитом произведении «Девони-Хикмат», семнадцатилетним юношей. Здесь он встретил другого знаменитого учителя, Арслонбоба, руководителя мубайидитов (религиозное направление в исламе), у которого он скрупулезно перенимал духовную и житейскую мудрость. После смерти Арслонбоба Ахмад Яссави, следуя его завещанию, направился под «купол ислама», как называли мусульмане всего мира Бухару. Его духовным наставником стал виднейший суфийский теолог Юсуф Хамадони. Отсюда он совершил вместе со своим учителем хадж. Посетил Хорасан, Шам, Ирак — регионы, где находились традиционные центры исламской культуры и науки. Здесь же процветали старейшие в исламском мире суфийские центры. Поэтому неслучайны в хикматах Яссави высокие отзывы о суфийских мыслителях этого региона — Баязиде Бистами, Шибли, Мансуре Халладже и другие.

Приобретя сан знатока суфизма, Яссави вернулся в Яссы и продолжил традицию, заложенную Арслонбобом, о чем свидетельствует, в частности, факт, что первым его учеником, последователем стал сын Арслонбоба — Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Его проповеди о справедливости, нравственном очищении и совершенствовании человека нашли отклик в душе народа.

Ахмад Яссави одним из первых нарушил строгую заповедь элитарности суфийского Пути, к прохождению которого прежние классики тасавуффа допускали немногих. Вопреки этому правилу Ахмад Яссави — впервые в тюркском мире — прославился обращением к широкой публике. В этом главная особенность суфизма Яссави — народность, обращение к тюркоязычному населению. Отсюда и его вторая особенность — распространение на тюркском языке. Яссави впервые в исламском мире использовал тюркский язык на радениях, хотя главные положения ислама преподносятся, как и прежде, на арабском. Собственно, Яссави для того и писал свои «Хикматы», чтобы обращаться к своему народу на доступном ему родном языке. В свою очередь, именно это обстоятельство обеспечило популярность яссавийи в туркестанском регионе. С Ахмада Яссави начинается тюркский литературный язык и философская терминология. Причем, в аналитике языка Яссави обращался не только к заимствованиям, но и когнитивному наполнению собственно тюркских лексем. Например, слово «ата», имевшее в просторечии значение «отец», стало теперь означать духовного наставника, шейха. Так, Сулеймен Бакыргани известен в народе как «Хаким Ата». И если Коркута зовут в преданиях не просто Коркут, а Коркут Ата, мы имеем в последнем не только мудреца или музыканта, а главу определенного суфийского толка. Другой особенностью ясавийи было широкое использование музыки в процессе радений. Хусамиддин Сигнаки в своих «Рисола» писал, что «шейх Ахмад Яссави был на службе ста семидесяти совершенных и полноценных учителей и получил от них иджазу (разрешение) на самостоятельную проповедь». Согласно тому же источнику, он стал обладателем их (то есть этих учителей) ярлыков, и каждый из них одел на него свою хирку — символ преемственности в суфийских школах. От них он воспринял „зикр-и-джахр“ (громкий зикр), „самауи ракс“ — музыкальное радение с ритуальными танцами. Еще одна примечательная особенность школы яссавийа — участие в радениях женщин, совершавших священнодействия наравне с мужчинами. Это вызывало негативную реакцию в ортодоксальных кругах, но Яссави убедительно доказывал приемлемость совместного зикра.

Что касается теоретических основ, яссавийский путь совершенствования состоял из 4 основных этапов: 1) шариат – неукоснительное исполнение мусульманских законов; 2) тарикат - собственно путь, послушничество в качестве мюрида при истинном шейхе; 3) марифат - познание Бога не умом, а сердцем, то есть полное и абсолютное знание Сущего и постижение тайн божественного мира, исчезновение в Боге; 4) хакикат - постижение Истинного в конце Пути. Прохождение Пути у яссавийа было одним из самых сложных среди суфийских тарикатов других регионов. Например, каждый из упомянутых четырех этапов делился еще на десять отдельных «стоянок» — макам. Преодоление этих стоянок было делом чрезвычайно трудным. Ходжа Ахмад предупреждал шейхов, что, если они не познают семидесяти наук и не пройдут семидесяти стоянок, то они стоят не больше идола.

Почитаемый религиозный деятель, философ, Ходжа Ахмад Яссави был и замечательным поэтом, тонко подмечавшим все стороны окружающей его действительности. Его волновало все: мирская жизнь, судьба правителей, судьба народа. Произведения Ходжа Ахмада Яссави - стихи, диваны, рисола - были широко популярны среди современников. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмад Яссави призывал народ быть терпимым к людям иной веры:

Если будет перед тобой Неверный, не делай обиду ему.
От сердца жестокого, от души обидчика отвращается Господь.
О, Аллах, истинный! Такому рабу уготована преисподняя ада!

В возрасте Пророка Мухаммада, в 63 года, Ходжа Ахмад Яссави стал отшельником, и, удалившись в подземелье – хилватхону, диктовал оттуда «Девони-Хикмат», свои послания и заветы ученикам. Это добровольное заточение длилось до конца дней святого:. он считал, что не может быть выше Пророка Мухаммада и, как человек, преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

В конце XIV века по велению Амира Темура, почитавшего святого имама и приложившего немало усилий для возвеличивания его памяти, на месте небольшой усыпальницы Ахмада Яссави был воздвигнут грандиозный мавзолей, к которому по сей день идет нескончаемый поток паломников и почитателей великого суфия.

Халида АНАРБАЕВА
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)