Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Заратуштра, поэт "Авесты"

Заратуштра, поэт "Авесты"


Заратуштра, поэт "Авесты"Человек – существо мыслящее, и с самого своего рождения на этой планете стремился к вере в некое светлое духовное начало, дающее силы, надежду на завтрашний день, на счастливое будущее. В те далекие времена, когда Земля была юная и плодородная, а среди людей уже процветало возвышение одних за счет крови и страданий других, и правила ими сила, а не закон, в мир явился легендарный Заратуштра. Он призывал людей не враждовать друг с другом, вернуться к созидательному на поле труду, чтить правду, честность и справедливость превыше всего. «Цветение мира – от крестьян. Кто пашет землю, сеет праведность. Есть лишь один этот путь. Все остальное – беспутье», - пел он. И его проповеди – исполненные спокойствия, умиротворения, искренние, соединенные с музыкой - изгоняли из сердца страх перед злоключениями жизни. Предания гласят, когда и где бы он ни стоял, над ним всегда сияла звезда. И люди, так жаждущие услышать доброе слово, совет, признали его. Проповедь пророка также утверждала веру в Единого Бога - Творца. Учение Заратуштры не огнем и мечом, а приятным для уха и души Словом завоевало огромные пространства планеты. И надолго. Так появилась первая мировая религия - зороастризм, мудрость которой почерпнули три последующие – буддизм, христианство, ислам.

Многие исторические факты свидетельствуют о том, что Заратуштра – реальная личность и был третьим сыном в семье родителей Поурушаспы из рода Спитама. Его имя подтверждает это: туштр на древнеперсидском означает «владеющий верблюдом», а «зар» - золотым ли, желтым ли, старым ли – он был человеком, хотя и «отмеченным» свыше! Образ основоположника великой светлой религии привлекательный, и сегодня немало вполне научных версий, по которым многие нации и страны претендуют на то, чтобы называться прародиной и потомками первого пророка. В «Авесте», священном писании зороастризма, созданной много позже после распространения самой доктрины -лишь в VI в. н., упоминается Бактрия, «прекрасная страна с поднятыми знаменами», правитель которой Виштаспа покровительствовал Заратуштре, пришедшему сюда из Хорезма (Арианам-Вайджа), своей родины.

Во II тысячелетии до н.э. на огромной территории, занимавшей благодатные в ту пору земли современных Ирана, Средней Азии и Афганистана, бурлила жизнь скотоводов-кочевников и оседлых земледельцев. Климат того периода благоволил расцвету жизни этих народов, объединенных условно принятым историками термином – протоиндоиранцев. В те давние времена древние иранские племена почитали богов, воплощавших высшие моральные качества – Митру (бога огня и света, солнца и договора!), Варуна (Сына воды, чистоты), Асмана и Зам (богов неба и земли), бога ветра, приносящего дождевые тучи поддерживающего само дыхание жизни.

По преданиям, Заратуштра в юном возрасте обучался у разных учителей многим великим изречениям и заклинаниям, сложенным ранее великими мудрецами и овладел искусством импровизации для восхваления и призывания богов. В 15 став священнослужителем, ушел в мир в поисках истины, как мы бы сказали, смысла жизни. Судя по его гимнам, составляющим первую часть «Авесты», он был свидетелем насилий, военных действий «злых сил», нападавших на мирные общины с целью грабежа, убийств и угона скота. Сознавая себя бессильным, Заратуштра преисполнился страстного стремления к справедливости, к тому, чтобы нравственный закон богов был установлен равно и для сильных, и для слабых. Так, чтобы восторжествовали покой и порядок и все могли бы вести добрую и мирную жизнь. Однажды в день весеннего празднества Заратуштра отправился на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального возлияния - хаомы. Совершив обряд очищения, он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу его взору предстало сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть “Благой помысел”. Оно привело Заратуштра к Ахура-Мазде и пяти другим, излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения».

Так от этих семи божеств тридцатилетний Заратуштра получил свое откровение. Ахура- Мазде, владыке порядка, праведности и справедливости поклонялись с древности. Но Заратуштра провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего сущего на земле, включая и других добрых и благих божеств. Однако вместе с Ахурой-Маздой сосуществует его противник - Ангра-Маинйу (Злой Дух), который также изначален. Да только несведущ и зловреден. Эти две основные противоположности бытия узрел Заратуштра в их изначальном столкновении: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии — они оба, добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее».В конце концов, Ахура-Мазда выиграет великую битву, непременно победит зло и тогда мир станет целиком благим навсегда. А еще по другому откровению, полученному Заратуштрой, предназначение людей быть помощниками и участниками этой битвы со злом ради восстановления справедливого, совершенного мира. Тогда зло будет отделено от добра, уничтожено, и наступит эра «чудотворения», люди будут жить в полном согласии, спокойствии, творя Добро. И это гениальное открытие Заратуштрой идеи сотрудничества божеств и молящихся подняло достоинство человека на невиданные высоты, предначертав ему цель быть союзником бога в помыслах, словах и делах ради победы над злом, чего страстно желают обе стороны. Потому, наверное, некоторые компоненты зороастризма были использованы при формировании последующих мировоззрений.

И живы до сих пор. Народы Центральной Азии празднуют Навруз в день весенненого равноденствия, как зороастрийцы свой Новый год, учрежденный зороастрийским календарем. А в Бухаре, Самарканде да порой и в Ташкенте еще жив обычай, по которому молодожены прежде, чем войти в свой совместный дом, совершают своего рода очищение огнем: взявшись за руки, трижды обходят разожженный перед домом костер.

Живы и памятники той прекрасной поры человеческой цивилизации. В Иране, Индии, Пакистане, Афганистане их около шести десятков, в Узбекистане – 38, 17 из них были найдены в Хорезме.

Халида АНАРБАЕВА
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте еще один предприниматель стал хокимом

Предприниматель Ахмед Алиев вышел на свободу после 7,5 лет заключения

Сенаторы определили предельно допустимое число гостей на свадьбе

В Ташкенте инспектор ДПС на служебном автомобиле сбил пешехода

expo
Похожие статьи
Теги
Халида Анарбаева, Авеста, Религия