Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Живите не в пространстве, а во времени...

Живите не в пространстве, а во времени...

Это был день, когда исполнилась семьдесят первая годовщина освобождения Сталинграда.Живите не в пространстве, а во времени...

Огромный зал был полон. В полумраке с экрана лилась мелодия песни военных лет и шла хроника сражении за Сталинград Поднимались солдаты в атаку, взрывались дома, закипала от авиаударов Волга. Туда, в огненное прошлое, возвращался герой фильма "Долгий путь долой" простой дехканин из кишлака Найманчи, когда-то защищавший в этом городе легендарный дом Павлова.

В зале сидели его ровесники, ветераны, поколение победителей. Средний возраст 90 лет. Чувсвовалось, как уже тяжек для них груз боевых наград. А фильм возвращал их в дальние дали, где были они молоды, где летали на истребителях, шли в наступление, сметали на танках все преграды, форсировали реки...

Фильм Даврана Салимова "Долгим путь домой" был снят тридцать лет назад и уже был забыт. Но тишина в зале, как минута молчания, слезы на глазах ветеранов и молодых говорили, что лента, неожиданно всплывшая из архива, не устарела, ни кадром, ни словом...Живите не в пространстве, а во времени...
Время неумолимо, оно уходит и забываются имена режиссеров, операторов, приносивших своим талантом славу и международное признание узбекской кинодокументалистике. Но они были, они снимали, их картины остаются жить. Ведь фильмы, как рукописи, не горят во времени. Они ярко сияют в неповторимом мозаичном узоре под названием "культура народа".

Придет час и для других лент режиссера Даврана Салимова и это будет вновь открытие таланта большого художника.
Его творчество стояло как- бы особняком от общего кинопроцесса 76-80 гг. прошлого столетия, настолько оно было личным, эмоциональным, мощным по силе операторского и режиссерского таланта.

Лучшие его фильмы были наполнены поэзией, красотой, но это была красота правды. За бело-розовым морем цветущих садов, наполнявших его кадры, состязанием острословов, пестрым калейдоскопом циркачей, канатоходцев, празднично одетых женщин, священнодействующих над бурлящим в котле сумаляке, всегда открывался "второй план" - жизнь людей, их судьбы.

Его кадры можно было отличить от множества других, настолько они были мастерски выверены по композиции, цвету, освещению, умению уловить неповторимое мгновение - будь-то улыбка ребенка, взгляд старика или ускользающая красота первого луча солнца на узоре величественного минарета. Столь же прекрасны его кадры бескрайней пустыни и натруженных рук хлопкороба, пропеченных знойным солнцем лиц освоителей Каршинской степи. Созданные им фильмы бы¬ли удивительно тонкие, глубокие по содержанию, они рождали чувство сопереживания к их простым героям.

Давран учился операторскому мастерству во ВГИКе у Бориса Волчека, классика мирового кинематографа, которого называли мастером "бриллиантового света". Этот "бриллиантовых свет" можно увидеть во многих работах его ученика. Одна из них - "Круг", дебют 25-летнего Даврана в художественном кинематографе.

Эта лента была снята братьями Салимовыми в 1966 году. Черно-белая пленка до сих пор хранит блестящую операторскую работу Даврана.
Горный ручей в утренней дымке, из которого черпают воду женщины, весенняя капель с искорками света, серебро талого сне¬га, расцветающая от зимней спячки земля - все сдержанно, строго в кадре, но, сколько за этим красоты, вкуса, таланта.Живите не в пространстве, а во времени...

Камера передает и удивительную красоту лошадей, бегущих по горным склонам. Давран применял на съемках различную оптику, придавал особое значение режиму, освещению, а его панорамы, снятые длиннофокусным объективом, поистине виртуозны.
Редко кому удается так снять лошадей, когда они в движении, в схватке, когда могучие животные предстают во всей своей первозданной красоте и грациозности. И при этом черно-белое изображение искрится, переливается и в этом волшебном "бриллиантовом свете" раскрывается замысел авторов фильма: лошади - это символ стремления человека к свободе...

А горечь несвободы и обреченности пронизывает кадры, мастерски снятые Давраном в жесткой документальной стилистике: в темных, запертых вагонах с чуть пробивающимся лучиком света содрогаются могучие тела животных, через решетки конюшен смотрят их страдающие глаза.

Сквозь тумак, снегопад, серость вырисовывается черный замкнутый круг, кажется, бесконечно вращается лошадь под жесткими ударами нагайки. Операторское решение этих эпизодов потрясает открывающимся глубинным смыслом, а изображение складывается в единую картину ужаса грубого подчинения сильным слабого.

Мастерство молодого Даврана проявилось и в динамичной, полуимпровизационной и почти репортажной съемке эпизода по¬бега лошади. Мелькание городских улиц, калейдоскоп лиц, бег машин и обезумевшего животного в реальных условиях города. Все движется, но нет хаоса в кадре, все выверено и просчитано заранее, чтобы уже в монтаже создать эффект "глотка свободы».
Фильм "Круг" был представлен на Международный кинофестиваль авторского кино в г.Бергамо /Италия/,где был отмечен премией ФИПРЕССИ за ВЫСОКИЙ художественным уровень.

Так ярко вошел в узбекский кинематограф Давран Салимов. Его стали приглашать в качестве оператора-постановщика на съемки художественных фильмов. И он снял еще два - "Птицы наших на¬дежд" и "Возвращение командира". Но Даврану, человеку внутренне свободному и независимому, были тесны рамки условностей игрового кино и он выбирает кинодокументалистику. Только в ней он мог реализовать свои замыслы и проекты, выразить свою бесконечную любовь к родине и восторг перед красотой молодости, мудростью старости, свою боль и сострадание к людям, обожженных войной или бедой.
Герои его фильмов зачастую не говорят, они молчаливы, но такая глубина чувств и переживании открывается художником в их лицах и глазах.

Вот старик в ленте "Бобо" печально обходит воинские могилы. Натруженной, в глубоких морщинах рукой тихо перебирает увядшие листья на плите. Горят зажженные им свечи. Старик не плачет, плачет зритель, настолько горек его взгляд, устремленный то ли в прошлое, то ли в невозвратную даль…

...Лепят женщины лепешки, старушка с добрым лицом хлопочет у тандыра. Давран снял эти кадры настолько поэтично, возвышенно, так мастерски вырисовал светом портрет бувиджон, что он становится всеобъемлющим национальным образом Матери. И каждый смотрящий эти кадр- вспоминает свое детство, запах свежего хлеба и лицо своей мамы.

Трогательны кадры стариков, играющих в шахматы. Два старика и два характера, которые оператор сумел ухватить за несколько минут. С мягким юмором автор наблюдает за задремавшим игроком. Сколько нежности рождает в сердце этот образ тихого и, кажется, добрейшего старичка.

Десятиминутный фильм "Бобо", ставший гимном возрасту осе¬ни, был высоко оценен на МКФ в Кракове, где автору был присужден Главный приз "Серебряный дракон".
Герои фильмов Даврана спасали больных, сражались на вой¬не и горячих точках, строили города, осваивали пустыню. Они были интересны ему своими судьбами, своим миром. Теперь это уже история, написанная художником просто и правдиво.

Правда жила и в его непростых картинах "Мужчины","Красный барабанщик". Эта правда была жесткой, даже жестокой, но за ней чувствовалось сострадающее сердце автора. В фильме "Красный барабанщик" за двадцать минут экранного времени рассказывается о рухнувшей жизни и судьбе когда-то прошедшего по Красной площади парадным маршем суворовца. Зритель испытывает всю гамму чувств - от насмешки и неприязни до потрясения от открывшейся бездны трагедии человека, сломленного, униженного, но еще хранящего капельку надежды.

Потрясает своей простотой и в тоже время многоплановостью фильм «Боль» с его обнаженным нервом повествования.
Достоинства этой ленты были отмечены жюри ВКФ в Таллине, премией имени Романа Кармена за лучший кинорепортаж.

И все же Давран был больше поэтом. Его лучшие работы объединяет созданная им на экране атмосфера лиризма, тонких чувств и настроении, философского взгляда и размышления. Даже, казалось бы, далекая от всякой лирики тема освоения пустыни в полнометражном фильме "И пришла вода", воплощается у Мастера в грандиозное полотно не только по масштабу съемок и охвату событий, но и по неповторимому поэтическому звучанию.

В настоящую симфонию света, огня, ритма, звука превращается эпизод строительства гигантского водохранилища. А тема воды, как бесценного дара природы и источника жизни, приобретает в картине поистине эпический размах.

...Капля воды с тающего ледника с искрами от солнечных бликов, белое безмолвие горных вершин, водопады, устремленные в черную бездну и горная речка с кристально прозрачной водой и переливами камушек, водная мощь выброса плотины, снято так, что кажется она сойдет с экрана и раздавит все живое. Вода, бегущая по руслу канала и догоняющая мальчишек на велосипедах и брызжущая тысячью огней из под колес. И спокойная гладь рукотворной артерии, расходящаяся на арыки и арычки. Во весь экран горят в вечернем свете эти арычки на хлопковом поле, где далеко на горизонте идет человек с кетменем.

Утюжат песок мощные машины, громады песка поднимаются и засыпают гусеницы, марево 50-градусной жары и коричневая пыль. Застелающая и технику, и людей. Но нет в этих кадрах пафоса, все скорее просто и реалистично. Но какой эмоцианальный накал, какая энергия скрыта за этой простотой.

Чем удерживает эта земля человека, родившегося здесь и того, кто приехал сюда из более благодатных краев с ласковой к человеку природой? Разве не любовь к родине, размышляет художник, к земле движет этими людьми - поливальщиком на хлопковом поле, стариком, что в пустыне прорыл канал, помня, что две вещи дороги и в мире - вода и доброе дело, водителем автобуса, неизменно останавливающегося на пустынной дороге полить деревце, прожженными солнцем бульдозеристами, хлопкоробами, живущими от весны до весны на своих полях...

Живите не в пространстве, а во времени...И об этой любви с большой нежностью снимал свое кино Давран Салимов. Время его героев прошло, ушла целая эпоха, но люди, судьба, события, о которых он искренне и честно рассказывал, будут жить на пленке, его лучшие фильмы не устареют, ведь они снимались трепетным сердцем большого художника.

Биографическая справка:

ДАВРАН САЛИМОВ
1941 – 2009 гг.
режиссер-оператор
Народный артист Р.У.
снял более ста фильмов
P.S. Заголовок - строка из
стихотворения А.Вознесенского


Лариса САМАРЦЕВА.
апрель 2015 г.
Комментарии
Лариса спасибо за замечательные статьи о простых тружениках кино-операторах! Давране и Вале!!!Они достойны этого !!!!Дай бог вам здоровья и желания писать о таких талантливых трудягах(вкалывальщиков)!!!!Еще раз спасибо!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Приют для влюбленных

В Узбекистане вводится новый принцип предоставления налоговых льгот

С 1 июля в Ташкенте будет запущена тестовая подсистема «Контроль в строительстве»

В Самарканде трамвай сошел с рельсов (фото, видео)

expo
Похожие статьи
Теги
Кадры, Лариса Самарцева