Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Когда металл звучит

Когда металл звучит

Когда металл звучит

Что наша жизнь? Лишь только миг между прошлым и будущим. Но есть те, кто бросает вызов времени, продолжая свой незримый путь сквозь столетия. Вот уже более 400 лет над родиной шелка звучит особая мелодия: от стука молотка серебряным звоном переливаются диковинные подносы, важные самовары, изящные светильники.
В позапрошлом веке в династии Мадалиевых из Маргилана появился первый усто, который превратил чеканку и ковку металла в искусство. Маленький молоточек в руках потомственного мастера Абдурашида Мадалиева, живущего в столице, по сей день продолжает творить чудеса. Горячая любовь к холодному металлу в его семье – ключ к сохранению традиций фергано-ташкентской, кокандской школ медно-чеканных искусств.


«Проходите, пожалуйста», - вежливо приглашает мужчина в рабочей одежде в двухэтажную скромную постройку, которая возвышается среди зеленых кустов граната. «Святая святых» любого усто – мастерская находится вдали от шума и суеты мегаполиса. Переступаешь порог, и словно на машине времени переносишься в другую эпоху. Здесь, как и столетия назад рождаются на свет гениальные в своей простоте и одновременно сложные по технике исполнения, чеканке миниатюрных узоров произведения. Выполненные в основном из латуни – сплава олова, цинка и меди – произведения получаются с глубоким, насыщенным оттенком и прослужить могут не то что годы, века. Более того, многие из работ усто Абдурашида инкрустированы серебром или полудрагоценными камнями. Широко были представлены они и в экспозиции народно-прикладного искусства, которое словно живительный родник, соединяет берег прошлого с будущим. Выставка в Республиканской ассоциации «Хунарманд» состоялась в рамках недавнего визита Президента Казахстана Н.Назарбаева в нашу страну.

Когда металл звучит


Династия Мадалиевых, одна из древнейших в Узбекистане и представляющая сегодня настоящую национальную гордость – яркий пример того, как профессия становится судьбой, помогая не только уловить, но и запечатлеть хрупкую красоту мира.

Неповторяющиеся узоры на металлической глади многое могут рассказать о художнике. Говорят, каждая работа заключает в себе историю, по ней можно «прочитать» душу мастера, понять, с каким настроением он ее создавал. Чеканка является одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана, уступающим по возрасту лишь художественной керамике. Она превосходит другие виды ремесел и по числу уникальных образцов, памятников различных эпох, и по тематическому разнообразию мотивов. В течение многих веков вырабатывались художественные каноны и совершенствовались приемы технического исполнения. Сегодня творчество усто Абдурашида, да и всей его семьи получило признание далеко за пределами Узбекистана. Работы хранятся в музеях республики, а также России, Франции, Италии, в частных коллекциях. Он - постоянный участник выставок в Японии, Германии и других странах мира. Среди работ мастера много самоваров, символизирующих взаимопроникновение двух культур – европейской и восточной. Так, традиционные для нашего региона кумганы обрели благодаря творческой фантазии усто новую жизнь. Им даже установлен своеобразный рекорд – создан самый большой в Узбекистане – почти полтора метра – самовар. Многое принес мастеру год обучения искусству обработки металла в Москве. Абдурашид Мадалиев научился там объемной чеканке, которую уже в скором времени хочет применить на деле. Открытый всему новому он никогда не забывает о традициях, своих корнях. Почетной, увлекательной, и в то же время требующей колоссальной ответственности и высоких профессиональных навыков стала для него работа над короной Амира Тимура из латуни с вкраплениями драгоценных камней к художественному фильму об этом великом государственном деятеле. Абдурашид трудится и над образцами старинного холодного оружия – саблями, кинжалами, копьями. Есть в его мастерской торшеры и люстры, необыкновенной красоты ручки для дверей и ворот, работает он и над оформлением куполов мечетей. Еще одна значимая для усто работа – копия ворот главной мечети в Мекке – сегодня установлена в одной из мечетей родного для Абдурашида Маргилана.

Глядя на работы мастера, которые требуют от него точности ювелира, огромной затраты духовных и физических сил, невольно задаешься целым рядом вопросов. Почему этот человек решил положить жизнь на алтарь искусства, выбрать далеко не легкий путь творчества? Когда загорелся в нем трепетный огонек любви к одному из самых древнейших видов прикладного искусства не только в Узбекистане, но мире – чеканке – в момент рождения или через несколько лет, как только появились у мальчишки силы держать в руках молоток? Усто, слушая мои вопросы, улыбается, словно возвращаясь мысленно в прекрасное далеко, когда постигать азы искусства ему помогал отец – Махмуджон и старший брат, известный мастер – Масуд. Сегодня для него важнее ответа на эти вопросы почти сороколетний опыт работы с металлом, поиск себя в мире и мира внутри себя. Его дело продолжают ученики, три сына и дочка. С раннего утра и до позднего вечера трудится усто, его ученики и дети, вдохновляемыми своими «учителями» - кувшинами и подносами, хранящими тепло рук его дедов и прадедов. Именно так из поколения в поколение передаются секреты чеканки и обработки металла, в том числе изготовления инструментов, которыми пользуется не одно поколение мастеров – среди них, к примеру, накш калам – металлический карандаш из твердой стали. Об этих секретах не написано книг, о них не говорят ни в одном учебном заведении. Искусство живет в душах людей.

Когда металл звучит


- Посуда из металла на территории Средней Азии появилась очень давно в 1-2 веке до нашей эры, - рассказывает мастер. – Это были чаши в основном из бронзы. Со временем металлические изделия прочно вошли в быт наших предков. Но они воспринимались людьми как домашняя утварь, а не как произведения искусства. И все же, мне кажется, что использование подобных вещей в обычной жизни говорит о любви человека к высокой культуре.
Не дать угаснуть этой культуре в 21 веке – одна из главных задач творчества семьи Мадалиевых.

По слова мастера уже в средние века стали появляться первые школы мастеров. Они представляли разные вилояты. В Бухарской школе, к примеру, преобладают больше архитектурные, геометрические узоры. Фергано-ташкентская же школа, к которой относятся мастера династии Мадалиевых, в основном славится растительными орнаментами – «ислими», представляющими собой непрерывно стелющиеся побеги причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев. Используется Абдуршидом Мадалиевым и маргиланский и кокандский «калампир» - излюбленный мендалевидной формы узор, в других школах называемый «бодом». За основу берутся старинные традиционные орнаменты и к ним добавляются современные элементы. Изделия мастеров Ферганской долины, особенно Коканда, издревле были очень разнообразны по форме и отличались менее глубокой, но очень четкой чеканкой, использованием мелкого растительного орнамента, в который в дальнейшем впервые среди всех школ стали вводится орнаменты архитектурных памятников. Интересны и используемые мастером различные приемы гравировки. Более глубокая носит название – кандакори, менее глубокая – чизма. Особо любима усто и его дочкой Икболой прорезная чеканка – шабака. Оно придает любому, пусть внушительных размеров творению легкость и ажурность. Форма кумганов, офтоба и чойдышей с шаровидным корпусом и уплощенными боками, граненными и ребристыми, прорезных люстр, циферблатов для часов никогда не повторяется. Неповторим и рожденный творческой фантазией Абдурашида Мадалиева узор. На изготовление одного такого шедевра, по словам мастера, может уйти несколько лет! Но время в «лаборатории» художника измеряется не днями, неделями и месяцами, а числом произведенных на свет работ.

Любовь к истории, культуре важно воспитывать в человеке с детства, убежден мастер. Тогда человек не сможет совершить в жизни зло. Он выберет верный путь, возможно, сам захочет творить. А что может быть прекраснее, когда ты не даешь угаснуть искусству?

Общаясь с мастером и знакомясь с его работами, обратила внимание на надпись на одном из подносов. «В чем смысл арабского изречения?», - обратилась к усто. «На многих наших работах есть подобные надписи, - ответил мастер. – Если переводить дословно, то получится: «Пусть вместе с подносом в ваш дом войдет радость и взаимопонимание. Пусть вокруг него за столом всегда собирается семья и гости».

Оксана Кадышева
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи