Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Золотой век» Офелии Юсуповой

«Золотой век» Офелии Юсуповой

Среди блестящей плеяды профессоров Ташкентской консерватории всегда особым уважением пользовалась и пользуется заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор Офелия Юнусовна Юсупова – пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель.

Какую из ее ипостасей не назовешь, каждая вызывает огромное уважение и восхищение. Творческая жизнь Юсуповой неразрывно связана именно с нашим музыкальным вузом, которому она посвятила около 60 лет, 30 из которых заведовала кафедрой специального фортепиано, 10 руководила консерваторией и все это время занималась педагогикой, воспитав в своем классе немало прекрасных музыкантов. Профессор Юсупова преподает и сегодня, щедро делясь своим опытом с молодежью.

«Золотой век» Офелии Юсуповой


На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана музыкальная общественность отметила 80-летний юбилей этой необыкновенной женщины, на красивом лице которой всегда приветливая, сердечная улыбка. Один за другим выходили на сцену ее сегодняшние воспитанники, лауреаты различных исполнительских конкурсов: Надира Азизова, Азиз Эргашев, Ситора Хайитбаева, Иноятхон Абдуллаева (Надира и Иноятхон вдобавок лауреаты Государственной премии Зульфии). С симфоническим оркестром музыкального театра-студии консерватории (художественный руководитель Г.Абраров) под управлением Гайрата Абрарова и Улугбека Махмудова они с успехом исполнили фортепианные опусы В.А.Моцарта, К.Сен-Санса, Р.Аддинселла и С.Прокофьева. После каждого выступления зал взрывался бурными аплодисментами и криками «браво». А Офелия Юнусовна сидела и искренне радовалась очередному успеху своих учеников, думаю, больше, чем своим многочисленным успехам, ведь педагогика – это ее вторая ипостась, которую она очень любит.

Выпускница школы-десятилетки при Ташкентской консерватории (ныне РСМАЛ имени В.А.Успенского) класс специального фортепиано профессора А.М.Литвинова, а затем и Ташкентской консерватории (класс доцента Н.Б.Рецкер), она всегда принимала активное участие в жизни своих учебных заведений, а впоследствии и в масштабах нашей республики. Солистка, ансамблистка, концертмейстер Юсупова выступала с сольными концертами, с симфоническим оркестром Узгосфилармонии, камерным оркестром «Туркистон», на радио и телевидении, а также в торжественных концертах мастеров искусств Узбекистана.

Она – первая узбекская пианистка, которая демонстрировала наше фортепианное искусство в ближнем и дальнем зарубежье. Ей рукоплескала публика в самых разных странах Европы, Азии и СНГ. Не случайно, а закономерно композиторы Узбекистана доверяли ей премьеры своих фортепианных опусов с посвящением их первой исполнительнице. Сегодня в фондах республиканского радио и телевидения бережно хранятся записи этих произведений. За эту сферу деятельности Офелия Юсупова получила звание заслуженной артистки Узбекистана.

Все эти годы профессор Юсупова успешна и в педагогике, научно-методической и общественно-организационной работе. Из ее класса вышло около 70 пианистов (бакалавры, магистры, аспиранты-стажеры), многие из которых лауреаты различных исполнительских конкурсов, а некоторые удостоены президентской и других государственных именных стипендий. И это неудивительно. Офелия Юнусовна обладает замечательным даром педагога, тонко понимающего душу своего воспитанника. Достаточно побывать на ее занятиях, чтобы почувствовать особую атмосферу доброты и взаимного доверия между учителем и учеником. Главное, чему смогла она научить своих воспитанников – это любви и уважению к музыкальному искусству. А это, согласитесь, не так уж мало! Сегодня они успешно работают не только в Узбекистане, но в ближнем и дальнем зарубежье.

Офелия Юсупова – непременный член жюри различных конкурсов: детских, юношеских, республиканских, региональных, международных. В рамках многих из них она успевала сделать методические сообщения или провести семинары для педагогов музыкальных школ, училищ, вузов, открытые уроки, консультации либо дать сольный концерт.

«Золотой век» Офелии Юсуповой


Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Офелии Юнусовне досталась от природы не только склонность к музыке. Она оказалась и прекрасным руководителем кафедры специального фортепиано, на которой ей удалось создать творческую атмосферу, сплотив педагогов в дружный союз единомышленников. Кафедра была очень сильной по творческому потенциалу: все педагоги вели активную концертную деятельность, а уровень преподавания на ней был высоко оценен председателями Государственной экзаменационной комиссии – профессорами Московской, Ленинградской, Тбилисской, Киевской консерваторий. Юсупова сумела сохранить традиции, заложенные пианистами из России и Украины, работавшими в годы Второй мировой войны в Ташкенте, развить их и создать узбекскую фортепианную школу, воспитанники которой и сегодня демонстрируют на мировых сценах высокий профессионализм. И ей это удалось в силу того, что музыка была и остается ее жизнью.

Но талант Офелии Юсуповой проявился не только в этом – в 1987 году коллектив избрал ее ректором консерватории. Годы, на протяжении которых она руководила вузом, ознаменовались большими творческими и организационными достижениями. И, несмотря на непростое для страны время, она была прекрасным и мудрым руководителем, уважаемым и почитаемым своими коллегами, что удается далеко не всегда и не всем, даже всемирно известным личностям. Офелии Юнусовне присуща исключительная деликатность. Она обладает удивительным даром речи, умея при этом и слушать. Дипломат от природы, она по-деловому принимала самые разные решения, а ее работоспособности нельзя было не удивляться. Вскоре в кулуарах вуза коллеги стали называть ее «узбекской Коллонтай».

С первых дней на посту ректора Юсупова, в первую очередь, активизировала внимание сфере традиционного национального искусства, стремясь поднять общественный и профессиональный статус народного музыканта как интерпретатора национального наследия. С этой целью в консерваторию были привлечены корифеи традиционного исполнительства, возродившие национальную традицию обучения «Устоз-Шогирт» («Учитель-Ученик»). Офелия Юнусовна поддержала и инициативу проведения первого республиканского конкурса макомистов, который с 1995 года получил статус международного.

За десять лет руководства консерваторией Офелия Юсупова подняла ее работу на уровень, соответствовавший статусу вуза международного значения: стали расширяться контакты, заключаться договора о сотрудничестве с музыкальными вузами других государств. Так, совместно с ректором Алматинской консерватории были реанимированы после двадцатилетнего перерыва Региональные конкурсы пианистов, струнников, духовиков, камерных ансамблей, а также создан студенческий «Интероркестр», гастролировавший впоследствии по странам Центральной Азии. К этому следует добавить творческие обмены с Азербайджанской, Душанбинской консерваториями, Бишкекским институтом искусств, с музыкальными вузами Болгарии, Китая, Индии. Многим запомнились «Дни Московской консерватории», когда ее профессора читали лекции, вели беседы, проводили творческие встречи, а профессора-концертмейстеры рассказывали о своей работе с выдающимися солистами, делясь секретами своей работы.

С гордостью вспоминается показ спектакля «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха оперной студии Ташкентской консерватории на сцене Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В это же время устанавливается творческий контакт с Большим театром оперы и балета имени А.Навои, когда оперная студия нашего вуза получила возможность ставить спектакли, а студенты выступать на его сцене в спектаклях «Сказки Гофмана», «Кармен», «Евгений Онегин». Наладились контакты и с посольствами различных стран в Узбекистане, которые оказывали поддержку целому ряду позитивных предложений. Так, от посольства ФРГ консерватория получила в подарок орган, для установки которого командировали немецких мастеров. И это далеко не все. Активизировалась деятельность педагогов и студентов, которые принимали участие в конкурсах, фестивалях, конференциях в ближнем и дальнем зарубежье. Успешно, например, выступил на фестивале во Франции студенческий духовой оркестр, а в России – студенческий хор и студенческий симфонический оркестр. Были созданы новые кафедры – современные проблемы музыкального образования, кафедра режиссуры, факультет эстрадного исполнительства, а также включены в учебные программы новые дисциплины такие, как музыкальная культура стран Востока, музыкальная социология, музыкальная психология и педагогика.

Заметно расширилась и просветительская деятельность консерватории. Создан был, к примеру, музыкальный лекторий для старшеклассников, функционировавший в течение семи лет, в концертах которого принимали участие не только педагоги и студенты, но и ректор. Открылась воскресная школа для детей младшего возраста, ставшая одной из баз педагогической практики студентов. А на республиканском телевидении начали проводиться серии тематических концертов, сопровождавшиеся вступительными словами педагогов нашего вуза, и такие музыкальные программы, как «Рассказы о Ташкентской консерватории» (ведущая О.Ю.Юсупова), «Играют студенты консерватории», «Их призвание – музыка», «Музыкальная гостиная» и другие.

«Золотой век» Офелии Юсуповой


Помимо всего прочего, в течение десяти лет руководства Юсуповой вузом, на разных кафедрах были выдвинуты кандидатуры, утвержденные впоследствии Высшей аттестационной комиссией в должностях доцента и профессора, а также в ученых званиях кандидата и доктора наук 91 человек. Тринадцать из этого числа были представлены консерваторией к почетным званиям и утверждены правительством – заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусства и народные хафизы. Как Офелия Юнусовна все это успевала, сказать трудно. Одно, несомненно: она была и остается человеком редкостной силы воли и дисциплинированности.
В 1994 году пик активной деятельности Офелии Юсуповой достигает апогея и высоко оценивается правительством почетным званием «Заслуженный деятель искусств Узбекистана» и «Заслуженный деятель искусств Каракалпакстана». В это же время руководство Алматинской консерватории утверждает ее своим почетным профессором, а Международная Калифорнийская академия науки, образования, искусства –ее действительным членом.

1997 год – возвращение Офелии Юнусовны к заведованию кафедрой. Она продолжает не только выступать на концертной эстраде, но и фонтанировать новыми проектами, внедряя их с коллегами и посольствами в музыкальную жизнь вуза. Это, прежде всего, грандиозные фестивали: «Венок Шопену», «Приношение Баху», «Прометей-фестиваль», «Рахманиновские вечера» и «Вечера музыки Чайковского». Словом, сделано было так много, что все перечислить невозможно.

В качестве послесловия мне хотелось бы сказать несколько слов об удивительно красивой, крепкой и очень дружной семье Офелии Юнусовны, которая в трудные минуты всегда рядом. Ее муж, Акмаль Аббасович Гафуров, – доктор технических наук, профессор, известный своими трудами по политологии и экономики. Обе дочери, прекрасно воспитанные, всегда учились на отлично, глубоко погружаясь в специфику своих профессий. Специальных воспитательных бесед в их семье никогда не было. Главным педагогическим рычагом являлся родительский пример, которые всегда добросовестно и много работали. Так что девочки выросли трудолюбивыми и организованными. Сегодня они, как и их мама, работают в консерватории: старшая Шахида – кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкальной звукорежиссуры и информатики, младшая Сайёра – проректор по науке и инновации, заслуженная артистка Узбекистана, профессор кафедры специального фортепиано. Обе с огромной энергией и самоотдачей занимаются своим делом, и у обеих такие же замечательные и полноценные семьи, как и у их родителей. Каждое воскресенье с мужьями и дочерями, они обедают в отчем доме за щедро накрытым дастарханом. Ну а что может быть приятней, чем, собравшись в кругу родных, делиться новыми событиями в жизни и яркими впечатлениями? Семья эта невероятно крепка традициями. Уж кто-кто, а Офелия Юнусовна хорошо понимает, что традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищено.

«Золотой век» Офелии Юсуповой


Формат статьи не позволяет, увы, передать всю многогранность и глубину личности моей героини, чей юбилей отмечался в красивом зале прекрасного здания консерватории. В этом тоже немалая заслуга Офелии Юнусовны. Именно ей удалось добиться правительственного решения по строительству в Ташкенте нового здания консерватории отвечающему современным требованиям нового времени. И для этого она сделала немало. Так что Юсупова не просто замечательный музыкант и прекрасный педагог. Для меня, как и для многих моих коллег, она является одним из символов «золотого века» нашей консерватории и одна из людей, напрямую ассоциирующаяся с понятием «профессор Ташкентской консерватории».

Инесса Гульзарова,
доцент Государственной консерватории Узбекистана.

Фото из архива Офелии Юсуповой
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Статистика: в Узбекистане назвали самые низкие и самые высокие зарплаты

Страсти в махалле: в Самарканде мужчина за 1500 долларов нанял киллера для убийства соседа

Человечеству осталось 49 лет? Огромный астероид летит к Земле

В Ташкенте начался суд по делу о гибели спортсмена Джамшида Кенжаева в клубе «Aurum 898»

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова