Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Необычные судьбы

Необычные судьбы


Наш мир полон интересных и талантливых людей. Многие из них проживают долгую и счастливую жизнь, но немало и тех, кто уходит в неведомое очень рано... Как правило, такие люди выкладываются в работе на всю мощь, со всей страстью души и ниспосланного свыше им дарования. Не останавливаясь перед трудностями, они добиваются конечного результата в наилучшем виде. Но... как струна на гитаре, изнашиваясь, рвется, так и человек – не выдерживает порою чрезмерной, а то и непосильной нагрузки. Поэтому мы особо переживаем, когда жизнь ярких, впечатляющих личностей обрывается слишком рано, на взлёте их творческой выразительности. Оправдание только одно - возможно, они просто нужны Всевышнему в том мире...

Середина ХХ века была ознаменована укреплением дружественных связей между Индией, приобретшей свою независимость и нашей большой страной. Состоялись взаимные исторические визиты лидеров наших государств, всё индийское, и прежде всего их фильмы, вызывали огромный интерес среди населения. В Ташкенте ставились спектакли на индийскую тематику, разучивались неповторимые танцы и своеобразные песни, а в 1961 году на студии «Узбекфильм» была осуществлена первая узбекская телепостановка «Дочь Ганга» по роману великого бенгальского писателя, Лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора «Крушение». В ней повествуется очень трогательная история о судьбе молодых людей, ставших жертвами разрушительного тайфуна на реке Ганг. Фильм произвёл большое впечатление на многомиллионную аудиторию зрителей необычайностью сюжета, характеров героев, их быта и костюмов, прекрасными актёрскими работами, а также удачной постановкой. Это была первая самостоятельная работа молодого узбекского режиссера выпускника ВГИКа Ходжи Ахмара, но сделана она была достаточно качественно - до сих пор в Дни Национальных праздников Индии эту ленту часто демонстрируют по телевидению.

Необычные судьбы

Главную роль Камолы в фильме сыграла Адиба Арифханова (на тот момент ученица 9 класса). Возраст актрисы и главной героини картины идеально совпали – им было по 14-15 лет. При этом обе девушки оказались похожими во многом. Сходство было и по другим компонентам – они с легкостью справлялись с домашним хозяйством, устраивали семейный уют, были нежными, простыми и добрыми девушками. И очень красивыми!

Несколько слов о нашей нежданно возникшей тогда «звезде» экрана. Арифханова Адиба Рифатовна родилась 17 декабря 1944 года в уважаемой многочисленной семье с глубокими историческими корнями. Её детство и юность прошли в «Рабочем городке» – известном квартале Ташкента, в котором, в противовес названию, проживало много представителей интеллигенции города. Там же она окончила учёбу в 137-й школе.

Несмотря на то, что уже в 15 лет Адиба профессионально сыграла в популярном фильме, она не избрала карьеру актрисы, а успешно завершив учёбу на романо-германском факультете ТашГУ, преподавала английский язык в Ташкентском институте народного хозяйства (ныне Ташкентский государственный экономический университет).

По воспоминаниям родных и близких, Адиба была умным, жизнерадостным и чутким человеком. У нее было много друзей, разносторонние интересы. Вся она светилась «каким-то лучиком», который одаривал своей лаской и вниманием окружающих.

Вот что пишет бывшая узбекистанка Татьяна Перцева в своей статье «Мой романо-германский» в «Письмах о Ташкенте»:

«Адиба Арифханова, красавица Адиба, с лицом, как на старинной восточной миниатюре. Не знаю, есть ли царствие небесное для женщин -мусульманок. Она ушла очень рано, не дожив до сорока...»

К сожалению, жизнь Адибы оборвалась в 1979 году, когда ей не исполнилось и тридцати пяти... Она стойко боролась со смертельным недугом, так внезапно настигшем ее, но медицина оказалась бессильна. Многосторонне одарённая, Адиба писала стихи, в том числе зная о своем диагнозе.

Необычные судьбы

У Адибы Рифатовны было двое детей: сын Давран, родившийся в 1968 году, и дочь Азиза,1975 года рождения. Азиза, которой было всего 4 года, когда она потеряла мать, не по-детски тяжело перенесла её кончину, заболела тяжелой формой сахарного диабета и скончалась в возрасте пятнадцати лет. Она была такой же доброй, простой и жизнерадостной, как и мама, и тоже писала стихи совсем в юном возрасте, будучи больной, познав непомерное горе и боль души.

Но стихи, которые написали Адиба Арифханова и ее дочь – Азиза Абдуллаева, наполнены любовью – к родным, к друзьям, ко всему миру. К тому сложному и противоречивому миру, который они вскоре должны были покинуть…

Мне жаль, что песни
не все я пропела,
Мне жаль, что дороги
не все я прошла,
Мне жаль мои вёсны,
Обещавшие много,
И все мои грезы,
Что жизнь унесла.
Мне их не свершить уже,
Но не забыть.
Хоть тяжко в душе,
Не буду ни плакать,
Не ныть.

Адиба Арифханова.
Моей дорогой маме.

Ах, мамочка, куда же ты ушла? Постой!
Мне не дано понять и осознать.
Ведь не насытилась твоею добротой,
Объятья нежные твои где мне искать?
Ах, если б предложили мне в костёр войти,
Тебя вернув тем самым к нам назад.
Готова в жертву всё я принести,
Лишь только б оживить твой добрый взгляд.
Ведь если б ты вернулась в мир живой,
Ты б счастьем обогрела всё вокруг,
Такой незаменимой и родной,
Меня избавив от страданья мук.
Так почему ты всё-таки ушла,
Безвременно, детей и близких не щадя?
Быть может, звёздочкой на небе ты взошла?
Я успокоюсь, лишь к тебе уйдя. …

Азиза Абдуллаева.

Вот такая грустная история о нераскрывшихся полностью талантах, о несоизмеримой материнской и дочерней любви, о бренности бытия и величии человеческого духа.

Ш. АРИФХАНОВ, А. ХОДЖАЕВ
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев