Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой


«Самое высокое качество всякого
искусства - это его искренность».
С.В.Рахманинов


Сегодня свой юбилей отмечает видный музыковед-ученый, профессор, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой теории музыки Государственной консерватории Узбекистана Орзу Нишановна Азимова, имя которой хорошо известно не только в Узбекистане, но в ближнем и дальнем зарубежье. Много лет она преданно и вдохновенно служит музыкальному искусству нашей республики.

К своему юбилею многогранная личность пришла с большим и ценным запасом душевной и интеллектуальной энергии, жизненных и профессиональных знаний. Сегодня теоретику музыки «набежало» семьдесят лет. Однако в это, право же, верится с большим трудом: настолько эта обаятельная, бесконечно красивая, утонченная, предельно деликатная и абсолютно естественная женщина, напоминающая редкостный необычный цветок, по-молодому свежа душой, полна сил и творческих планов, искрящихся, как бенгальский огонь, энергетикой творчества. И не только. Ее неутомимый темперамент, творческий подход к обучению студентов давно снискали уважение среди коллег. Орзу Нишановна воспитывает в своих подопечных качество, отличающее воспитанного и интеллигентного человека – бережное и уважительное отношение к культуре, прививает им любовь к искусству, учит умению отличать «настоящее» от «фальшивого», вникать в непреходящие ценности человечества. Она открывает своему студенчеству целые миры и пласты искусства.

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Впрочем, не буду забегать вперед. В юбилейный год принято подводить определенные итоги и вспоминать об истоках, которые к итогам привели. Орзу Нишановна родилась 28 августа 1948 года в Ташкенте в семье врачей: мама – Назима Абдуллаевна Дехкан-Ходжаева, профессор, академик Российской академии естественных наук, была очень красивой и обаятельной женщиной. Папа – Нишан Рахимович Рахимов был профессором, заведовал клиникой. Оба они очень серьезно и с большим увлечением относились к работе, по-настоящему любили и болели за свое дело.

Родители занимались дочерью серьезно: с раннего возраста она посещала концерты филармонии, много читала, благо в доме была хорошая библиотека и с интересом слушала классическую музыку. Так что вопрос, отдавать ли девочку учиться музыке, никогда у родителей не стоял, потому как их дочь с детства тянуло к ней. Вначале было поступление в знаменитую школу имени В.А.Успенского в класс специального фортепиано Л.А.Казаровой, а в старших классах, по совету директора школы И.Г.Юлдашевой, она переводится на теоретическое отделение. Сегодня Орзу Нишановна с благодарностью вспоминает мудрое решение Ирмы Гулямовны и занятия у известных музыковедов Ю.В.Кац и А.Я.Коральского. Затем последовало успешное поступление в Ташкентскую консерваторию на музыковедческий факультет, где ей повезло учиться у замечательных педагогов. В первую очередь это класс специальности профессора С.А.Закржевской, у которой она занималась впоследствии и в аспирантуре. Сабина Артуровна была ученицей выдающегося теоретика ХХ века, музыковеда Ю.Г.Кона. Ее занятия были интересны, и студенты получали основательные знания. Она умела точно обозначить проблему, поставив все точки над i. Орзу Нишановна могла слушать ее часами, настолько Сабина Артуровна интересно рассказывала! Ведь она открыла для нее столько музыки, и на примере своего педагога любознательная студентка училась высочайшему профессионализму, целиком погружаясь в океан знаний, идей, символов и смыслов…

Особо теплые отношения у Азимовой сложились с замечательным музыковедом С.П. Галицкой. Ее поражала оригинальность мышления профессора, широта кругозора, глубокие познания. Именно Саволина Паисьевна оказала впоследствии влияние на выбор ее научной темы. В 1980 году Орзу Азимова успешно защитила в Москве кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальная форма ашула (структурно-типологический анализ)», а в 2002 году последовала не менее успешная защита докторской диссертации «Вопросы синтаксиса восточной монодии».

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Ныне профессор Азимова автор учебников и учебных пособий по специальным музыкальным дисциплинам на узбекском языке, монографий, научных статей, (их у нее свыше ста), опубликованных в Ташкенте, Алматы, Душанбе, Москве, а также Берлине и Стамбуле. Примечательно, что она одинаково блестяще пишет как на русском, так и на узбекском и английском языках. Ее труды внесли ощутимый вклад в создание современной теории восточной монодии. К этому следует добавить, что Азимова является автором различных научно-исследовательских и методических проектов. Так по ее инициативе были написаны и опубликованы учебные пособия «Сольфеджио» для музыкальных школ с I по V классы, а также «Замонавий гармония» - собрание из пяти учебных пособий, в которых освещаются основные направления, сложившиеся в современном гармоническом языке.

Замечу, Орзу Нишановна имеет богатый опыт общения с музыкантами, она не просто очень образованный, что главное, – духовно наполненный человек. Это ясно ощущается в ее статьях, посвященных музыке и музыкантам. Замечательным, например, был ее опус «Нить (штрихи к двойному портрету)» о композиторах Янов-Яновских – отце и сыне – тот случай, когда размышления автора свидетельствуют о незаурядности мышления. Ставя большую и непростую проблему, она видит и как бы подсказывает путь, как эту проблему нужно решать.

Плодотворно работает Азимова и в области музыкальной журналистики, откликаясь на события культуры, театральные премьеры, концерты симфонической и фольклорной музыки. Среди ее публикаций рецензии, критические статьи, аннотации к книгам и научным сборникам.

Орзу Нишановна является активным участником республиканских и международных конференций, симпозиумов, прошедших в Германии, Китае, Турции, России, Казахстане, Таджикистане. Она выступала с докладами на Международных музыковедческих симпозиумах в Самарканде, на научных конференциях Международного фестиваля «Шарк тароналари».

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

В стенах Ташкентской консерватории музыковед-профессионал Азимова, с пытливым умом, аналитическим мышлением и любовью к профессии, воспитала не одно поколение музыковедов. Будучи ответственным человеком, она всегда стремилась и стремится к совершенствованию своих знаний, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. И не удивительно, что она принадлежит к тем людям, у которых можно учиться, не уставая. Ее ученики с гордостью произносят: «Я учился (учусь) в классе Орзу Нишановны Азимовой!». Она из числа тех профессоров, чьими усилиями сохраняются дух и традиции «старой» консерватории, в которой когда-то можно было встретить М.А.Ашрафи и А. Ф. Козловского, Ю.Г. Кона и А. П. Агажанова, Н.М.Яблоновского и А.И.Петросянца и многих других. Этих людей объединяло обостренное чувство совести и самоотверженное служение искусству. Кстати, и от Орзу Нишановны исходят потоки бескорыстной любви к искусству, которой она наполняет и заражает своих учеников.

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Помимо этого, профессор Азимова принимает активное участие в других музыкальных организациях. Будучи членом Союза композиторов Узбекистана, она в течение многих лет работала в качестве члена правления. Также она была членом организационного совета по проведению фестиваля «Шарк тароналари», Национального комитета по музыке республики Узбекистан при ЮНЕСКО, научного Совета по изданию Национальной энциклопедии Узбекистана, Экспертного Совета ВАК по искусствоведению и архитектуре. В настоящее время Профессор Азимова является членом Специализированных Советов по защите докторских диссертаций (PhD) Государственной консерватории Узбекистана и НИИ искусствознания.

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Вот такая она, Орзу Нишановна Азимова – человек со своим внутренним миром, со своей жизненной позицией, востребованная в профессии и счастливая в личной жизни. Ее муж Эльдар Азимов – известный музыкант, заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Туркистон» не скрывает, что его жена играет огромную роль в его творческой судьбе. Она его муза, его мечта, его преданный друг и единомышленница, его критик, опора и поддержка. Их дом – это место, где они чувствуют себя уютно, комфортно, а главное спокойно. Свыше сорока лет они живут в унисон и дышат в унисон. Оба убеждены, что в жизни ничто не может заменить человеку семейного счастья. Супружеский союз Азимовых – союз равных, в котором главой семьи является не мужчина или женщина, а взаимное уважение. Эта красивая и счастливая пара живет в любви и согласии, понимая друг друга с полуслова и предвосхищая обоюдные желания. «Она сумела сделать карьеру без ущерба для семьи, – говорит с гордостью Эльдар Сарварович. Я всегда очень заинтересованно выслушиваю ее мнение, когда дело касается моего творчества. Она у меня такая «критикесса». Но для меня очень важно, что после концерта она всегда просто и откровенно укажет на все недостатки».

Тепло отзываются о героине очерка и ее коллеги, справедливо отмечающие, что судьба подарила им радость общения с таким ученым, как Орзу Азимова. Они с благодарностью вспоминают и ее работу в качестве проректора по науке Государственной консерватории Узбекистана. «Сохраняя дружественную атмосферу, которая должна быть в научной среде, – пишет на страницах периодической печати профессор кафедры истории музыки и критики Ю.М.Насырова, – она, тем не менее, считала, что честность в отношениях между коллегами – прежде всего показатель честности и в каждой научной работе. Будучи исключительно общительной, доброжелательной, испытывающей живой интерес к личности студента ли, сослуживца ли, О.Азимова всегда остается принципиальной в оценке как малых, так и больших форм исследовательской работы: в рецензиях, статьях, курсовых работах.

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

Сохраняя как ученый с аналитическим складом ума – умением мыслить конкретно, в чем можно на примере недавно изданной монографии «Традиционный язык узбеков, каракалпаков и уйгуров», других ее трудах, – она обладает блестящим даром научного обобщения. Это качество помогает ей воспитывать и буквально «взращивать» научную молодежь, требуя профессионализма, преданности науке, последовательности, честности и объективности. Обучая, она не прекращает работу над собой, по существу – параллельно, занимаясь с каждым студентом, аспирантом, пристально наблюдая за музыкой, стилем, формой».

Супруги Азимовы работают много. Тем не менее, им хватает времени на семью. Оба невероятно организованны и обязательны. Они давно заметили: чем больше человек занят, тем больше у него времени. А к труду их приучили личным примером родители.- «Эльдар из семьи писателя и дипломата Сарвара Азимова, говорит Орзу, - где тоже всего добивались упорным и честным трудом. Напряженный ритм жизни мы переняли от своих родителей и приучили к нему своих дочерей, которых мы не только любим, но и гордимся ими».

У супругов Азимовых две очаровательные дочери: старшая Лазиза и младшая Ойгуль. Обе никакого отношения к музыке не имеют, обе окончили Институт восточных языков, обе счастливы замужем, обе работали до тех пор, пока у каждой из них не появился третий ребенок. Бабушка и дедушка Азимовы любят, когда к ним приходят обожаемые ими внуки: Ашрафулло, Амир, Лейли, Латифа, Абдулла и Набира. Несмотря на их шалости, они заряжаются их непосредственностью и детским задором, а также возможностью еще раз увидеть мир их глазами. Эльдар Сарварович, как и Орзу Нишановна, счастлив, что дети возрождают веру в будущее их семьи. И еще он очень благодарен своей супруге за то, что она всегда верила в него, переживая с ним творческие подъемы, и кризисы, совмещая это с заботой о семейном очаге и детях.

Жизнь, посвященная музыке. К юбилею музыковеда Орзу Азимовой

«Мудрость женщины, – говорит Эльдар Азимов, – заключается в том, чтобы стать необходимой мужчине. Спустя годы понимаешь, что возникает новая форма отношений, которая называется взаимозависимостью. Преданность и внимание любимой женщины – все равно, что воздух, без которого все остальное теряет смысл. Имя Орзу в переводе означает мечта… Моя мечта осуществилась.

Но мне думается, что осуществилась не только мечта Эльдара Сарваровича, но и родителей его любимой жены, которые учили дочь быть честной, справедливой, не шептаться за спиной у руководства, не бросать камень в спину. Поэтому она, как правило, говорит о проблемах открыто, вызывая порою недовольство коллег. Но это ее никогда не останавливает, потому что она прекрасно понимает, что от лжи и безразличия могут пострадать люди. Так было заведено в ее отчем доме, так поступали ее родители. И она это всегда помнит. И очень любит дело, которому служит.

Дорогая Орзу Нишановна! Поздравляем Вас с прекрасным юбилеем, желаем Вам еще долгие годы оставаться такой, какой мы видим Вас сегодня – бодрой и полной сил, окрыленной творческими планами, несущей энергию добра, любви и оптимизма! Счастья Вам и Вашей семье! Пусть огонек любви и тепла никогда не угасает в Вашем сердце!

ИНЕССА ГУЛЬЗАРОВА, музыковед.
Фото из архива семьи Азимовых.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

В календаре узбекистанцев появятся два новых праздника

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова