Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Товарищу Поччаеву – улице и человеку

Товарищу Поччаеву – улице и человеку

Творчество бывшего пастуха, бывшего ювелира и талантливого художника Садриддина Поччаева (1870-1948) – это не примитивизм. Ибо здесь нет обдуманных упрощений, чувствуется определенный профессионализм. В его искусстве больше наивного – это такой вот первый, своеобразный, самодеятельный, крепкий мост от берега традиционной бухарской миниатюры к берегу искусства социалистического реализма.

Товарищу Поччаеву – улице и человеку


В древнем городе вплоть до 1924 года продолжали традиции искусства Камолиддина Бехзода, Махмуда Музаххиба, Абдуллы Бухари, бухарской школы миниатюры. Эти особенные традиции, напомним, включали симметрию расположения фигур, создающие глубину пространства архитектурные кулисы и еще много другого специфического.

Поччаев, уже начиная с 1926 года, обращается к фигуративным изображениям на сюжеты классической восточной поэзии, пишет архитектурные виды Бухары… Он фактически перестает при этом следовать наработанным веками схемам, смело нарушает многовековые каноны, храбро заимствует приемы живописи других стран.

Поччаев опирается на процессы реальной жизни, стремится создавать свой, совершенно новый стиль. В его работах исчезает помпезность, изображения становятся упрощенными. В миниатюрах с собственным сюжетом Поччаев творит кистью, используя акварель, гуашь и масляные краски. Он пишет на фанере, бумаге, папирусе.

В предлагаемой вниманию читателей «Новостей Узбекистана» миниатюре «Сбор хлопка» автор в принципе удачно передает энергетику труда эпохи коллективизации. Да, здесь еще есть своеобразный предсоветский гендер, но картина тем и хороша: чувствуются запросы новейшего времени, когда художники-миниатюристы и каллиграфы арабского письма привлекаются для рекламных, агитационно-пропагандистских работ, создания различных плакатов, лозунгов, украшения их и оформления национальными узорами. В картине есть жизнерадостность и даже легкая ирония.

«Сбор хлопка» – это фактически граница между прежним и новым искусствами, где есть линейная перспектива и все идет к перспективе воздушной, когда типичные для бухарской миниатюры целомудрие и скромность вписаны в рамки труда-конвейера.

Товарищу Поччаеву – улице и человеку


Поччаев не похоронил своим творчеством восточную миниатюру – он обеспечил ее новый этап, он возродил это почти пришедшее в упадок во времена пролеткульта искусство. И, конечно же, сегодня изучение творчества этого мастера помогает найти новые подходы к живописи. Сравните картины Поччаева с картинами нынешних молодых художников-миниатюристов, – в их творчестве много старого от великих мастеров, в нем и много нового, где Поччаеву принадлежит не последняя роль.

Улочка в Старом городе, где жил Поччаев, где есть памятная доска, хранит дух своего времени. Перефразируя «Нетте» Маяковского:

Они шли
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в улицы,
миниатюры
и другие долгие дела.


Назар ШОХИН.
На снимках: Садриддин Поччаев; копия миниатюры «Сбор хлопка», хранящейся в Бухарском музее искусств имени Камолиддина Бехзода
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

В календаре узбекистанцев появятся два новых праздника

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Назар Шохин