26 C
Узбекистан
Четверг, 16 июля, 2020

Восточная песня Олега Лундстрема

Топ статей за 7 дней

Населению Узбекистана будет предложен джизакский «Фольксваген»

По сообщению информационной службы АО «Узавтосаноат», постановлением Президента Узбекистана  от  25 июня 2020 года «О мерах по...

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Автовладельцы четырех районов Ташкента выступили против массового сноса автостоянок (видео)

Несмотря на то, что кварталы, дворы, детские площадки и зеленые зоны заполонили автомобили, строительство многоуровневых стоянок городские...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться
Восточная песня Олега Лундстрема

История знаменитого произведения «Бухарский орнамент» выдающегося композитора и дирижера Олега Лундстрема (1916-2005) имеет, как оказывается, необычную историю.

В 1971 году тогда еще молодой музыкант, а ныне ветеран отечественного джаза Тимур Кансиров прибывает в Москву, на концерт Государственного камерного оркестра. После представления удалось пробраться к самому Олегу Леонидовичу. Лундстрем, узнав, что его поклонник – из Бухары, признается, что давно собирается писать музыку в типично восточном стиле, и просит прислать ему на адрес визитки записи узбекской и таджикской национальной музыки.

Тимур тщательно отбирает для почты ряд лучших, по его мнению, пластинок и магнитофонных кассет. Это были, как он вспоминает, записи «Шашмакома», и еще много-много другого.

Каждый по-своему «прочитывает» «Бухарский орнамент» Лундстрема.

Безмятежность изжаренной солнцем пустыни, песчаных барханов подходит к концу. Радости чужестранцев, кажется, нет предела. Вдали, словно из миража в пустыне, вырастает обнесенный мощной стеной город – древний красавец долгожданного оазиса.

Сквозь ворота путники попадают в бесконечно длинный, оживленный торговый ряд. Гости не боятся потеряться: вдали виден, указывая главную цель путешественников, величественный минарет Калян. Древняя Бухара гостеприимна и добродушна.

Пешие странники продолжают идти под звуки зазывал, голосов старцев и мальчишек; они идут, пока не появился перекресток, а за ним – весь в бирюзовой майолике купол с входами и выходами по четыре стороны света. Здесь, в тени камня, цвет смешался с эхом, стоит пьянящий запах специй, ремесленники выставили пестрые орнаменты тканей, в глазах рябит от ювелирных изделий.

Уходящая дробь уличного барабанщика постепенно приводит иностранцев в караван-сарай; через двери виден огромный, во весь двор карагач; стены заглушили уличный шум; раскачивается дуновением слабого ветра вода в хаузе; потянуло ко сну после нудного дневного пути, и полуденного шума восточного города…

Восточная песня Олега Лундстрема

Эта композиция удачно создана на стыке джаза и симфонической музыки. Заметно, что великого джазмена волнует тонкая связь с местными национальными традициями. Олег Лундстрем сделал здесь, казалось бы, невозможное: передал характерный колорит звучания, без национальных инструментов. В «Бухарском орнаменте» звучит соло на английском рожке; последний похож по тембру на сурнай, хорошо подчеркивает узбекско-таджикские узоры. Саксофоны, кларнет, труба вырисовывают среднеазиатский типаж, передают картину богатого товарами и характерами базара, неторопливый разговор людей в переулках Старой Бухары, величественность дервиша.

Восточная мелодия, африканские ритмы, европейская гармония, с привлечением элементов афроамериканского фольклора сделали «Бухарский орнамент» Олега Лундстрема одним из шедевров джаза. Эта музыка звучит сегодня по всему миру, играется самыми авторитетными коллективами.

Восточная песня Олега Лундстрема

Спустя 5 лет, после первой встречи с маэстро, во время гастролей в Бухаре, Лундстрем узнал вновь пробившегося к нему на сцену Кансирова, оставляет ему автограф на конвертах виниловых пластинок, где, среди прочего, была и запись ставшего уже достаточно популярным «Бухарского орнамента».

Сегодня, как никогда, осознаешь важность сохранения традиций советского джаза, с его уважительным вниманием к среднеазиатскому мелосу. Оно, это внимание, стимулировало создание и жизнь местных джаз-сообществ даже в малых городах. Воспоминания и фотографии Тимура Кансирова вдохновляют на новые планы.

Восточная песня Олега Лундстрема

Н. ШОХИН

На снимках: Олег Лундстрем с участниками местного джаз-клуба (1), концерт О.Лундстрема в Доме техника (Бухара) (2-4).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Повторное введение карантинных пока не привело к снижению заражения Covid-19

15 июля в стране было зарегистрировано 496 новых случаев Covid-19. Из них 200 были выявлены в карантинных...

С 1 ноября 2020 года будут отменены налоговые льготы для объектов недвижимости в туристских зонах

Шавкат Мирзиёев подписал указ «О мерах по дальнейшему эффективности использования земельных ресурсов и объектов государственной собственности». Согласно документу, с...

Ведомственные дома отдыха и санатории в Бостанлыкском районе планируется реализовать частникам

Ведомственные дома отдыха, пансионаты, санатории и другие объекты, находящиеся в Бостанлыкском районе Ташкентской области, могут быть реализованы частному сектору.

Банки продолжат принимать у населения купюры по 200 и 500 сумов

Банки Узбекистана продолжат принимать у населения купюры по 200 и 500 сумов. Обменять их на действительные купюры и монеты можно будет до...

Министру здравоохранения и хокиму Ташкента объявлен строгий выговор за ненадлежащую работу по противодействию коронавирусу

Президент Шавкат Мирзиёев 15 провел по видеоконференцсвязи совещание о ситуации с коронавирусом в городе Ташкенте и Ташкентской области. С...

Больше похожих статей