Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Президент Шавкат Мирзиёев воодушевил всех творческих работников

Президент Шавкат Мирзиёев воодушевил всех творческих работников

Президент Шавкат Мирзиёев воодушевил всех творческих работников


Я с большим вниманием и гордостью посмотрел по телевидению выступление Президента нашей страны Шавката Мирзиёева на встрече с представителями творческой интеллигенции Узбекистана, а затем прочитал материал об этом в печати. Как известно, в докладе Главы нашего государства были подняты актуальные вопросы развития национальной культуры, литературы и искусства и указаны пути их решения. Причем, стоит отметить, что обо всех задачах в этом направлении наш Президент говорил с чувством большого уважения к деятелям культуры, заботы об обеспечении наилучших условий для их труда, что, безусловно, будет способствовать приливу творческих сил и созданию новых высокохудожественных произведений.

Слушая доклад Президента, выступления академиков – патриарха нашей науки и высшей школы, выдающегося государственного и общественного деятеля А. Салимова, Р. Убайдуллаевой, народного поэта Узбекистана Х. Худойбердиевой и других, невольно в памяти возникли 60-годы прошлого века, которые были временем нашей молодости, когда с представителями творческой интеллигенции встречался руководитель бывшего Союза Н.С. Хрущёв.

Вот, что писал об этих встречах в свое время лауреат Государственной премии, кинорежиссер Михаил Ромм в своей книге «Устные рассказы» (Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», Москва, 1989):

«… в области культуры дела шли хорошо, дышалось свободно, искусство двигалось вперед…
Так шло до декабря шестьдесят второго года… А тут как раз состоялось знаменитое посещение Манежа, где Хрущёв, как мне рассказывали, топал ногами, обрушился на левое искусство, заодно на всю культуру, на молодых.
…Наконец, берет заключительное слово. Из этого заключительного слова запомнилось мне несколько абзацев.
Начал он опять же мягко.
– Ну вот, – говорит он, – мы вас тут, конечно, послушали, поговорили, но решать-то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ – это кто? Это партия. А партия – кто? Это мы. Мы – партия. Значит, мы и будем решать…»

Это, конечно, история. Прошлое...
Теперь мы живем в свободной стране, в независимом Узбекистане… Доклад Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева полон заботы и внимания к творческим людям. Пиши, снимай, рисуй, лепи, пой, танцуй – для этого создаются все возможности. Пришло время работать, засучив рукава. Но все, что создается творческими людьми, должно быть на высоком идейном и художественном уровне, служить укреплению нашей независимости и повышению духовности нашего народа, гармоничному воспитанию подрастающего поколения.

В свое время народный поэт, Герой Узбекистана Абдулла Орипов в оде «Мой Узбекистан» писал:

«Могучий лев уже пять сотен лет
Пленяет мир поэзией прекрасной,
И страны, где Темур не знал побед,
Каламу Алишера все подвластны!
Весь мир пленен напевом соловья,
Узбекистан мой, Родина моя!»

Хочется надеяться, что при такой огромной заботе и внимании, оказываемыми со стороны государства, у нас появятся новые гениальные творцы, лауреаты государственных премий, а может быть, и Нобелевской премии…

Я думаю о том, как рад был бы этой встрече Президента нашей страны с представителями творческой интеллигенции ныне покойный народный поэт, Герой Узбекистана Эркин Вохидов…

Эркин Вохидов в своей книге «Беседы в кругу друзей» (Эркин Воҳидов. Ёзувчи ва давр. ШОИРУ, ШЕЪРУ, ШУУР. Адабий ўйлар. Тошкент. Ўзбекистон ЛКСМ Марказий Комитети. «Ёш гвардия» нашриёти, 1987) писал:

«Апрель 1966 года. Вместе с Гафуром Гулямом и Шаисламом Шамухамедовым мы полетели в город Душанбе для участия на съезде писателей Таджикистана…
По возвращении из Душанбе в самолете мы сидели рядом с Гафуром Гулямом. В ходе полета Гафур Гулям спрашивал меня о молодежи, вступающей в литературу, делал наставления, давал ценные советы. Заканчивая беседу, он сказал: «Я дал тебе столько наставлений, что, думаю, надоел. В свое время мне также долго читал свои нравоучения и давал советы Чулпан», и рассказал поучительное наставление поэта Чулпана. Этот рассказ не для печати, можно рассказывать только в кругу мужчин, поэтому не буду его здесь приводить. Вообще у Гафура Гуляма был острый язык. Он даже перед высокопоставленными лицами порой рассказывал такие анекдоты, что им становилось не по себе…»

Однажды в пору после обретения Узбекистаном независимости, когда Эркин Вохидов был депутатом Олий Мажлиса, председателем одного из комитетов в отечественном парламенте, а я – заведующим орготделом Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана, мы разговорились с ним во время перерыва с заседания фракции нашей партии. Пользуясь случаем, я напомнил ему его книгу «Беседы в кругу друзей» и спросил: «Можно узнать, что Вам рассказал тогда наш великий поэт Гафур Гулям?» Эркин ака улыбнулся и, глядя на меня и на присутствовавшего при беседе бывшего председателя Комитета по печати Узбекистана, а тогда заведующего отделом ЦС НДП Узбекистана Сабира Курбанова, ответил: «Чулпан, давая наставления Гафуру Гуляму, сказал: «В жизни будь осторожен во всех вопросах, касающихся денег и женщин. Никогда не критикуй вышестоящих». Гафур ака, шутя, передал мне это наставление. Вот и все. В принципе в этом ничего такого и нет…» Перерыв закончился, и мы разошлись.

До сих пор я вспоминаю эту беседу с улыбкой. Эркин ака был очень демократичным: он никогда не опускался до уровня собеседника, а поднимал его до своего уровня. Вспоминая эту беседу, я думаю о том, насколько созвучны положения доклада Главы нашего государства со следующими словами Эркина Вохидова, сказанными много лет назад, но не потерявшими актуальности и сегодня:

«К искусству, литературе, поэзии требование одинаковое – завоевывать сердца людей! И в эти завоеванные сердца сеять семена добра! Увидеть урожай этих семян будет нам наградой за это…
Жизнь не бывает без трудностей. И мы, ныне живущие, также сталкиваемся с трудностями, задачами, которые должны решать. Однако самые актуальные задачи всегда были и будут определять проблемы творчества, творческого поиска. Время, в которое мы живем и творим – стремительно. Иногда мы за ним не поспеваем. Наш народ грамотен и разборчив. С одной стороны он знает наизусть Байрона и Гейне, с другой – глубоко знает творчество Хафиза и Бедила. Трудно угодить ему тем или иным стихотворением, газелью…
То, что у меня в душе, есть и в твоей душе. Мой ровесник, протяни мне руку. Создать творческую атмосферу среди молодого поколения – это твой и мой долг. Кем бы ты ни был – художником, поэтом, работником кино, кем бы я ни был – скульптором, певцом, композитором, все мы – творческие люди…Мы не можем жить друг без друга, мы не можем все вместе жить без нашего народа. Пусть наша энергия, наш талант будут служить нашему народу!»…

Руководитель нашего государства в ходе своего выступления вспомнил историю создания комедии «Шелковое сюзане» корифеем нашей литературы Абдуллой Каххаром.

Думается, здесь уместно привести отрывок из книги воспоминаний супруги писателя Кибриё Каххаровой (Кибриё Каххарова. Чорак аср ҳамнафас. «Ғафур Ғулом». Тошкент, 2007. Тўлдирилган иккинчи нашри.). Она писала:

«Абдулла Каххар очень близко подружился с председателем колхоза (колхоз «Қизил Ўзбекистон», располагался на территории нынешнего Кибрайского района Ташкентской области) Абдужамилом Маткабуловым… Однажды мы сидели вместе с председателем колхоза на террасе, где он обычно принимал членов хозяйства и решал их насущные вопросы. Вдруг, выйдя из машины, в нашу сторону твердым шагом направился рослый, полноватый, крупного телосложения мужчина в гимнастерке.

С возгласом: «Э, да это же Усман ака!» Абдужамил ака и Абдулла Каххар пошли ему навстречу.
Усман ака, оказывается, был немногословным человеком. Увидев его, ни за что нельзя было бы подумать, что это первый секретарь Центрального Комитета Компартии Узбекистана. Он сел. После традиционных приветственных слов Усман ака посмотрел на Абдуллу Каххара и спросил:
«А ты что здесь делаешь?» (Он, оказывается, ко всем обращался на «ты».)

Абдулла Каххар рассказал ему о том, что с целью более близкого знакомства с жизнью колхоза, он вот уже два-три месяца живет здесь.
«А в Мирзачуль (Мирзачуль – Голодная степь) не поедешь? Там много людей, превращающих степь в цветущий край. Если ты согласен, я сегодня же позвоню в райком. Тебя встретит секретарь райкома Таиров», – сказал Усман Юсупов.
Конечно, Абдулла Каххар дал согласие на это предложение.

В августе 1948 года мы сели на «Москвич» и поехали в Мирзачуль. Приехав, мы вошли к тогдашнему первому секретарю Мирзачульского райкома партии Таирову. Он нас тепло встретил, и в тот же день мы с ним выехали в колхоз…

…Абдулла Каххар завершил написание комедии «Шоҳи сўзана» («Шёлковое сюзане»). В 1949 году ветеран узбекского сценического искусства Етим Бободжанов поставил комедию на сцене театра имени Хамзы.

В 1950 году комедия «Шёлковое сюзане» в переводе лауреата Государственной премии Ю. Германа и Б. Роста была опубликована в мартовском номере московского журнала «Звезда», а на следующий год комедия была удостоена Государственной премии. Абдулла Каххар первым вынес узбекскую драматургию на общесоюзную сцену. Впоследствии это произведение было поставлено на сцене ряда зарубежных стран».

Нужно отметить, что Абдулла Каххар в период, когда Главным редактором газеты «Қизил Ўзбекистон» (ныне газета «Ўзбекистон овози») был замечательный сын узбекского народа, писатель Шараф Рашидов, по заданию редакции несколько раз бывал в Мирзачульском районе и опубликовал в газете ряд очерков, таких как «Слово Ганишеру», «Осень в Мирзачуле». К слову, я рад, что мой дядя Абдулхай Таиров, руководивший тогда данным районом, в какой-то мере способствовал творчеству этого крупного писателя.

Н. ТАИРОВ,
политолог

При подготовке данного материала использован отрывок из книги воспоминаний Кибриё Каххаровой, опубликованный в книге об известном освоителе Голодной степи Абдулхае Таирове «Наш Абдулхай ака» («Ўзимизнинг Абдулхай ака». «EXTREMUM-PRESS». Тошкент, 2012, ответственный редактор - кандидат исторических наук, доцент С. Ш. Курбанов.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Один из подозреваемых в деле базаркомов был найден мертвым в тюремной камере

Шахло Ахмедова прокомментировала историю с отъемом лицензии

Самолет Uzbekistan Airways, следовавший из Ташкента в Мумбаи, совершил вынужденную посадку в Самарканде

Отцы парней, избивших пенсионерку в Самарканде, попросили прощения (видео)

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Н. Таиров