Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

10 октября – день рождения нашего земляка, заслуженного работника культуры Узбекистана, композитора, профессора Тулкуна Умаровича Курбанова. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.

Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

Тулкун Курбанов
(1936 – 2002)


Он ушел из жизни на взлете, в возрасте 66 лет. Однако сделать успел немало – написал 9 симфоний, несколько полифонических циклов для симфонического оркестра, два балета – «Ширак» и «Шерзод и Паризод», - а также ряд крупных произведений для оркестра узбекских народных инструментов, хоровую музыку и камерные произведения, представляющие огромное многообразие образов, среди которых немало истинных музыкальных вершин и откровений. Все его опусы - это курбановский дух, оформленный в музыку и звуковая Вселенная моментов его души. Каждое произведение композитора проникнуто искренним и сильным чувством. Влюбленный в Отечество, он сохранил в своем творчестве голос узбекской традиции и внес незабываемый вклад в сокровищницу узбекской музыкальной культуры.
Детские годы

Как правило, процесс становления художника бывает сложным, длительным и противоречивым. У Тулкуна Курбанова было все по-другому. Он родился в Ташкенте в 1936 году пятым ребенком в семье Умара Курбанова – видного политического деятеля, который незадолго до его рождения был репрессирован и вывезен за пределы Узбекистана. Семью от дальнейших преследований спасло только то, что мать Тулкуна не владела грамотой и поэтому не была посвящена в дела мужа. Воспитанием детей ей помогал заниматься свекор – Курбан-ака Исмаилов, в прошлом крупный предприниматель, занимавшийся снабжением Ташкента углем. Всем своим детям он дал прекрасное образование. А после ареста старшего сына Умара, он особенно благоговел к его маленькому Тулкуну, росшему беззаботным, шаловливым ребенком. Когда мальчик достиг школьного возраста, дед определил его учиться в русскую школу, в которой работали высокоинтеллигентные люди, эвакуированные в годы Второй мировой войны из Ленинграда. Так что с учителями ему невероятно повезло.

В общеобразовательной школе Тулкун больше внимания уделял гуманитарным дисциплинам. Он очень любил литературу – русских поэтов и писателей, любовь к которым ему привила учительница литературы Нина Ильинична. Именно она помогла мальчику через русскую литературу открыть шедевры мировой классики. А дома старшая тетя приобщала его к классической узбекской поэзии и литературе. Когда Тулкуну исполнилось почти четырнадцать лет, соседка собрала несколько ребят с его улицы и повела всех в музыкальную школу имени Глиэра, которая находилась неподалеку. Из всех выбрали двоих – в том числе и Тулкуна. Ему предложили класс гиджак. Вскоре с мальчиком произошла метаморфоза: он мог часами заниматься музыкой, был серьезен и сосредоточен. С того периода музыка заняла огромное место в его жизни.

Годы становления

Первым учителем Курбанова стал Яйхель Рафаилович Сабзанов, в классе которого трудолюбивый ученик много занимался. Самозабвенно играя на гиджаке скрипичный репертуар, он очень скоро догнал своих сверстников, учившихся музыке с семи-восьми лет. Нравились Тулкуну и уроки музыкальной литературы, которые преподавал Юрий Васильевич Николаев – широко образованный композитор-пианист. Именно он заметил увлечение мальчика поэзией и первые пробы сочинения мелодий к стихам русских и узбекских авторов.

По совету Ю.В.Николаева юный Курбанов подает в 1956 году заявление в Ташкентскую консерваторию сразу на два факультета – народных инструментов и композиторский, сдав блестяще вступительные экзамены. Вскоре его определяют по гиджаку в класс замечательного музыканта Бориса Александровича Тителя, а по композиции – к профессору Борису Борису Надеждину – выпускнику Московской консерватории. Все студенческие годы Курбанов много и серьезно занимался теоретическими дисциплинами, философией, специальностью. Именно в это время и закладывались его основные мировоззренческие позиции. В литературе его идеалами были Пушкин и Лермонтов, Навои и Фирдоуси, Фуркат и Махтумкули, а в философии – Платон, Фараби, Декарт. Он слушал музыку разных композиторов. И предпочтения у него менялись: он любил и Прокофьева, и Шостаковича, и Бартока, и Стравинского. Но выше всех ставил Баха и Бетховена.
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова


Молодые годы

В Ташкентской консерватории Курбанов прошел прекрасную школу. Овладев формой, гармонией, полифонией и современными средствами композиции, он смог впоследствии органично претворять свои идеи и сочетать все средства выразительности с ярким национальным колоритом. В частых беседах и интервью Тулкун Умарович с благоговением вспоминал всех своих учителей, включая ташкентского профессора Бориса Исааковича Зейдмана, у которого учился в аспирантуре и профессора Бориса Александровича Арапова, у которого проходил стажировку в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургской). Все «три Бориса» – Надеждин, Зейдман и Арапов - заложили основы его профессиональных знаний, а до остального композитор доходил самостоятельно, благодаря упорному труду и верности избранному делу. Получив академическое образование, он сумел остаться по-настоящему национальным композитором.

Жизнь в формате музыки

Свою музыку Тулкун Умарович писал, в основном, в своем рабочем кабинете, без фортепиано. Писал сразу начисто симфоническую партитуру. Только профессионал может оценить всю сложность такой работы и потрясающий уровень мастерства, необходимый для этого. И когда Курбанов ушел из жизни, оставив после себя музыкальное наследие, меня пронзила мысль, - какой нереализованный до конца творческий потенциал он унес с собой! Ведь сколько он мог еще сделать! Тулкун Умарович всегда находился в особом состоянии: в нем постоянно звучала музыка. И работал он много, оставаясь при этом жизнерадостным и жизнелюбивым человеком.
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

За работой

В его музыке налицо общечеловеческий язык поэтического мировосприятия и лёгкая ирония, напряжённая интеллектуальная работа и обострённое чувство трагического бытия. В оригинальном синтезе сплавлены элементы музыкальной речи, родившиеся в разное время. Для него была характерна независимость художественного мышления, художественного самовыражения, самобытность, встречающиеся столь редко. Он жил кипучей жизнью, часто повторяя, что любит быть в движении, находясь в постоянном поиске, наполненный новыми замыслами. Этот динамизм натуры, творческое горение души, редкий оптимизм сохранился у Курбанова до конца его жизни, определяя общий настрой его творчества.

Формула счастья по имени Ирма


Этапным своим сочинением композитор считал Четвёртую симфонию, в которой свои идеи он выразил музыкальной поэтикой ХХ века, обогащенной узбекской интонационностью и метроритмикой. В период создания этого симфонического опуса Курбанов познакомился с музыковедом Ирмой Сергеевной Мальмберг – человеком необычайного интеллекта и глубочайших знаний, ставшей впоследствии его женой. Это был счастливый союз, союз по любви: она – верная и понимающая супруга - оберегала его - композитора, идущего сквозь тернии ряда исполнений, замалчиваний и ударов по здоровью. В течение 30 лет они были неразлучны, прожив жизнь в четыре руки – с утра и до вечера вместе. Ирма Сергеевна оказала на Тулкуна Умаровича большое влияние. Как верно отмечает музыковед М.Б.Русак: «Ее познания, ее теоретические изыскания, ее тонкий художественный вкус, наконец, ее активная общественная позиция во многом помогли Т.У.Курбанову обрести свое художественное лицо. Не случайно лучшие свои произведения он создал именно в годы союза и сотрудничества с ней. Он учился у нее ежедневно, постоянно, он делился с нею своими замыслами, вместе с ней переживал судьбу своих произведений».
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

Ирма Сергеевна Мальмберг
(1931 – 2012)

Всю их совместную жизнь Ирма Сергеевна была предана интересам супруга, став тем бесценным другом, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту, которого он будет любить и уважать глубоко в душе. Она исполняла обязанности его секретаря и архивариуса, писала о нем и его творчестве, организовывала быт, преподавала в консерватории. Он высоко ценил ее интеллект, объем знаний, масштаб. Студенты называли Мальмберг ходячей энциклопедией. Она раскапывала такие тайники, до которых не добирался ни один ее коллега. Ирма Сергеевна знала толк в сложнейших музыкантских проблемах. И Тулкуну Умаровичу нравилось все, что делала его любимая супруга. Он неоднократно признавался, что именно любовь его Ирмы и ее вера вдохнули в него новые силы и помогли стать тем, кем он стал.

«Свадебная»


Ирма Сергеевна знала, что с самого начала творческого пути Тулкуна Умаровича у него было много планов, в которые входила мечта воплотить в музыке образы великих людей – поэтов, ученых Центральной Азии. Однако неуемное воображение художника очень часто отвлекало композитора от его высоких замыслов, способствуя формированию иных концепций.

Как-то, возвращаясь с концерта, и, как всегда, делясь впечатлениями о прослушанном, она вдруг сказала супругу: «Как мне хочется услышать нагару (национальный ударный инструмент) в симфоническом оркестре!». Тулкун Умарович ничего не ответил, но мысль жены запала в голову. В одном из интервью он признался: «У меня тут же «завертелся» ритм нагары, которую я с детства помнил, слушая народных музыкантов на свадьбах – так родилась «Свадебная» - прелюдия и фугетта», которую композитор написал за несколько дней.
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

Супруги на концерте

«Не прошло и недели, - продолжила воспоминания мужа Ирма Сергеевна, - как вечером в присутствии моей мамы Любови Андреевны он положил перед нами свежую рукопись со словами: «У нас с тобой свадьбы не было, так вот тебе свадебный подарок».
Прелюдия и фугетта «Свадебная» представляет собой музыкальную картину свадебного обряда, характерного для народов Центральной Азии, и узбекского, в частности. По словам автора, в прелюдии показана картина приготовления к встрече жениха в доме невесты, а в фугетте – шествие жениха с друзьями к ее дому. По традиции, в доме невесты девушки танцуют под звуки дойры и дутара, кроме того, обязательно звучит карнай, оповещающий махаллю о предстоящем празднике; иногда в дом невесты приглашается довольно многочисленный ансамбль музыкантов, главным среди которых всегда остается исполнитель на ударном инструменте. С другой стороны, шествие жениха сопровождается ритмами нагары и мелодиями сурная. В «Свадебной» Курбанова представлена вся эта звуковая атрибутика народного обряда: использованы дойра и нагара, а также имитируется звучание карная и сурная. Яркий песенно-танцевальный тематизм, блестящая оркестровка, компактная, отточенная форма этого опуса до сих пор способствуют его неизменному успеху.

Педагогические Университеты


Несмотря на плотный график, он много времени уделял своим ученикам, отдавая им свои силы и знания, обучая полифонии, оркестровке, музыкальным формам, композиции в стенах родной консерватории. С ними профессор Курбанов, по его признанию, чувствовал себя особенно вдохновенным и счастливым. Он много давал, но и многое требовал. Работать со своими подопечными мог долго и увлеченно. Для нескольких поколений студентов Ташкентской консерватории, занятия в его классе, были счастливейшим и благодатным временем профессионального мужания. И многие из его «официальных» и «неофициальных» учеников сходятся в искренних словах благодарности судьбе за то, что именно Тулкун Умарович научил их сложной премудрости композиторского таинства, вложил в их души огонь самоотдачи и научил делать сложную профессиональную работу. Поэтому-то среди них немало зрелых композиторов и педагогов, самостоятельно и плодотворно работающих. Это В.Сапаров, Н.Гиясов, Д.Амануллаева, К.Хикматов, А.Расулов, А.Хасанов и многие другие.

Девятая симфония

Его внезапная смерть оборвала все. Незадолго до кончины Курбанов радовался завершению своей Девятой симфонии, к созданию которой шел очень долго. Пристрастие композитора к масштабным жанрам хорошо известно. Его Девятая была задумана в далекие 90-е годы, но разного рода планы мешали осуществлению ее замысла. И когда, наконец, композитор свою мечту реализовал, то на титульном листе партитуры он написал: «Памяти моего отца и деда». Воображение автора рисовало жуткие картины ареста отца, его гибели вдали от родины. Остро он ощущал трагедию, которую пережил его дед, потерявший не только старшего сына Умара, но и двух других. Ярко представлял он и реакцию своей мамы, а так же сестер арестованных братьев, их рыдания и плач по погибшим. Поэтому основной темой крупного одночастного симфонического полотна, глубоко трагичного по содержанию, стала борьба добра и зла, вечный конфликт совести человека и его желаний.
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

Авторский диск «Тулкун Курбанов»
(продюсер Абдулазиз Хасанов)

По своему эмоциональному настрою, симфония может быть интерпретирована как своеобразный «Реквием», глубоко национальный по духу и современный по мастерству воплощения. «Ее эмоциональный спектр, - пишет И.Мальмберг, - чрезвычайно широк – здесь трагизм, доведенный до отчаяния, и сарказм, и отголоски радостных событий в жизни людей («свадебные» наигрыши в одном из эпизодов) и т.д. Но всю музыку произведения пронизывает непрерывное развитие, что всегда отличало Курбанова как истинного симфониста». Премьера симфонии состоялась уже после смерти автора. Он не дожил до нее два месяца…

Жизнь после смерти


Сегодня жизнь Курбанова продолжается в его творчестве. После его скоропостижной кончины, Ирма Сергеевна продолжила дело своего мужа, успешно начав колоссальный труд по озвучиванию и изучению его музыкального наследия. Она выступала с докладами и сообщениями о его произведениях, руководила студенческими работами, посвященных его творчеству. Еще при его жизни она написала либретто двух его балетов и монографический очерк о нем, дающий определенное представление о творческом пути композитора, поиске собственного стиля и его творческой лаборатории. Несмотря на то, что о музыке Курбанова писали в курсовых и дипломных работах студенты-музыковеды консерватории, а так же обращались и солидные музыковеды Узбекистана, Мальмберг, понимала, что эти специальные исследования были предназначены, безусловно, для специалистов – музыкантов-профессионалов. А она хотела заинтересовать жизнью и творчеством Курбанова и широкий круг слушателей, ведь он, по ее признанию, творил для людей, и ценность того или иного сочинения обнаруживается, когда его приемлет или не приемлет публика. Ее монографический очерк «Тулкун Курбанов», написанный объективно и беспристрастно, был издан в 1993 году, поэтому сюда не вошел анализ ряда сочинений, созданных в последующие годы. Это Шестая и Девятая симфонии, «Свадебная», Прелюдия и фуга, посвященная памяти Абу Али ибн Сино и другие. К 70-летию со дня рождения Курбанова Мальмберг издала сборник статей «Тулкун Курбанов», куда и вошел анализ перечисленных опусов. «Это не просто компетентное суждение мастера-профессионала, - пишет редактор М.Б.Русак, - это в значительной мере и голос самого композитора, выражение того, что в его музыке может оказаться не до конца понятным даже для самого чуткого и знающего слушателя».
Звуковая Вселенная Тулкуна Курбанова

И.С.Мальмберг о муже на встрече со слушателями

В течение десяти лет после ухода мужа Ирма Сергеевна жила его делом. Ее память хранила только живого Тулкуна. Она помнила каждый их совместный день, каждое сыгранное его произведение – оркестром, ансамблем или отдельными исполнителями. Все рухнуло в июле 2012 года, когда скоропостижно скончалась и она – его муза. И теперь уже истории суждено поставить последнюю точку в оценке такого явления музыки ХХ века, как «симфонизм Курбанова».

Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Отличная статья!
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Двойник Зеленского в Москве оказался гражданином Узбекистана (ВИДЕО)

На одном из ташкентских рынков покупательница украла у продавца около 15 миллионов

Неожиданно: «Узбекконцерт» решил вернуть отобранные лицензии сразу четырем артистам

ГУВД подаст в суд на автора видеоролика об инспекторе, сбитом сегодня водителем «Ласетти»

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова