Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Золотой век Михаила Вербова

Золотой век Михаила Вербова

Золотой век Михаила Вербова

Он прожил ровно сто лет.

Это была блестящий век: столько встреч и свершений!

Жизнь русского художника Михаила Александровича Вербова, действительно, легендарна. Его кисти принадлежит огромная галерея портретов выдающихся современников: он писал Ф.Э.Дзержинского и Н.Л.Семашко, Ф.И. Шаляпина и К.С.Станиславского, Л.В.Собинова и Е.Л.Гоголеву – этот список можно продолжать долго.

Золотой век Михаила Вербова

Одна из самых замечательных работ Вербова — портрет Ивана Алексеевича Бунина, написанный в Париже в 1951 году. За нее в 1982 году на ежегодной выставке Профессиональной лиги американских художников он был удостоен золотой медали.

Великий русский писатель тогда тяжело болел, и написанное художником лицо носит следы страданий. Однако Вербову удалось так запечатлеть писателя, что во взгляде стариковских глаз чувствуется вся сила и острота ума Бунина, его гордое достоинство.

Золотой век Михаила Вербова

В архиве художника сохранился любительский снимок, где они запечатлены вместе.

Портрет – один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Художник, прежде всего, должен быть психологом, распознать в облике своего героя главное.

И этим даром Вербов обладал блестяще!

Золотой век Михаила Вербова

Его называли «художником президентов и королей». Действительно, среди работ М. Вербова известны портреты короля Альфонса ХШ, короля Испании принца Хуана Карлоса, Индиры и Раджива Ганди, а также президентов и премьер-министров многих других государств.

Они считали за честь позировать этому художнику.

На вопрос, как он сумел написать целую серию портретов королей, художник с улыбкой ответил: «Очень просто! Прихожу во дворец, разгоняю стражу, вхожу в покои, хлопаю короля по плечу и говорю «Здравствуйте!».

Конечно, он так весело шутил, но неоспоримым фактом было то, что художник легко общался с ними, безупречно зная шесть языков.

Золотой век Михаила Вербова

Оказывается, Вербов, обладатель восхитительного бас-баритона, брал в свое время уроки у знаменитого Титта Руффо и увлеченно пел на сцене; выступал даже в прославленном Карнеги-холле в Нью-Йорке.

Нет предела человеческому совершенству!

Его работы экспонируются в лучших музеях мира. А перед входом в музей Прадо в Мадриде фамилия Вербова высечена на мраморной доске рядом с именами таких мастеров, как Веласкес, Гойя, Рубенс.

Он – единственный человек, удостоенный такой чести при жизни!

Золотой век Михаила Вербова

И тем примечательнее тот факт, что становление художника как личности связано с нашей страной.

М. Вербов родился на Украине, в возрасте трех лет с родителями переехал в Узбекистан. В Ташкенте прошли детство и юность художника, здесь гимназистом он начал рисовать.

С 1918 по 1921 годы работал первым директором Ташкентского музея искусств.

Первоначальная коллекция музея состояла из 100 произведений искусств князя Н. Романова и других частных лиц, национализированных в апреле 1918 года: живописи и графики русских и западноевропейских мастеров, произведений скульптуры, художественной мебели, фарфора. Сразу же после создания музея его коллекция начала пополнятся работами из собрания Туркестанского краеведческого музея, а также поступлениями из музейных фондов Москвы и Ленинграда.

Золотой век Михаила Вербова

Вот этому благородному делу и посвятил молодость Михаил. Формируя коллекцию музея, он все больше убеждался, что ему надо учиться. И он едет в Россию, поступает в Петербургскую академию художеств, где его наставником стал сам Илья Ефимович Репин.

Учитель сразу распознал его талант, а ученик на всю жизнь перенял традиции русского реалистического искусства.

В 1925 году он уезжает продолжить учебу в Париже, а потом судьба сложилась так, что он оказался в Нью-Йорке. Более 30 лет М. Вербов был вице-президентом Всеамериканской лиги профессиональных художников.

Золотой век Михаила Вербова

Вашему покорному слуге посчастливилось встречаться с этой легендарной личностью в сентябре 1989 года. Тогда Михаил Александрович приезжал в Ташкент по приглашению Узбекского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Ватан» («Родина»). И я, как фотокорреспондент УзТАГа, освещал этот приезд. Многие мои снимки из той серии публикуются впервые.

Он гостил у младшей сестры Валентины Александровны Дзевенцкой, она жила в девятиэтажке за ЦУМом, в том доме, где размещался магазин «Филателия».

Золотой век Михаила Вербова

Когда он покидал Родину, ей было всего 2,5 года. Все это время она знала, что брат жив, долго, но безрезультатно искала его. Сохранилась целая стопка писем, так и не нашедшая адресата в Америке.

Золотой век Михаила Вербова

Хорошо помню многие эпизоды того визита. Во время встречи в УзОДОСе он искренне радовался, когда Зухра Рахимбабаева подарила ему тюбетейку. И он долго не снимал её с головы, ведь она напоминала о счастливых годах юности.

Михаил Александрович обладал феноменальной памятью, даже помнил узбекские песни, которые слышал в 20-е годы!

Ему уже тогда было 92 года, но выглядел на семьдесят. Был он бодр, читал без очков.

Он с удовольствием посетил бывший дворец князя Н. Романова, где первоначально располагался Ташкентский музей искусств. Сейчас этот старинный особняк – Дом приемов Министерства иностранных дел республики.

Побывал и в новом здании Государственного музея искусств. В свой первый приезд на Родину в 1974 году он подарил музею авторское повторение портрета В.И.Ленина.

Золотой век Михаила Вербова

В далеком 1922 году в Доме союзов он сделал с него набросок. Ленин никогда не позировал ни одному художнику, но разрешал его писать, когда он работал. Вот этот рисунок, где вождь мирового пролетариата изображен в полупрофиль, держащийся правой рукой за жилетку, и стал основой известного всем портрета. Надежда Константиновна Крупская считала, что именно эта работа наиболее точно воспроизводит образ Ильича.

О том, что портрет репродуцирован миллионными тиражами Вербов узнал только через полвека, когда впервые приехал погостить на Родину.

Вспоминаю, как он радовался жизни, узнавал старые уголки родного Ташкента. Он охотно посещал мастерские ташкентских художников. В свой первый приезд в Ташкент он посетил Владимира Бурмакина. А тот уже познакомил его с Юрием Талдыкиным и Евгением Мельниковым. Был и у народного художника Узбекистана Бахадыра Джалалова.

Золотой век Михаила Вербова

Вербов был интелигентнейший человек, никогда не важничал, а это – черта великих людей.

Вот таким он остался в моей памяти.

Михаил Александрович Вербов ушел из жизни 4 апреля 1996 года. Он похоронен на русском кладбище Ново-Дивеево в Нью-Йорке.

Р. ШАГАЕВ, фото автора и из архива художника.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)