2.7 C
Узбекистан
Пятница, 3 февраля, 2023

Кадыровы Гафур и Рауф: богатство души отца и сына

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

Может ли человек посвятить всю свою сознательную жизнь, выбранной  профессии? У отца и сына Кадыровых произошло именно так. Между ними разница в 35 лет. И уже 37 один ходит по земле без другого. Имена двух этих музыкантов для нас неотделимы. И объединяет их не только фамилия, родственная связь, но и верность профессии.

Сегодня заслуженному деятелю искусств Узбекистана, композитору и педагогу Гафуру Кадырову  могло бы исполниться 105 лет, а заслуженный наставник молодежи Узбекистана, кандидат педагогических наук, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана и Международного общества по музыкальному образованию (ISME) UNESCO, профессор Рауф Кадыров отметил 70. На днях обе юбилейные даты интегрировались в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана в одной концертной программе «Преемственность поколений». В тот день звучала музыка Гафура Кадырова, после которой состоялась презентация монографии «Музыка и педагогика» Рауфа Кадырова, посвященная одной из актуальных проблем музыкальной педагогики – системе непрерывного музыкального воспитания.       

С самого начала в зале была создана необыкновенно доверительная и теплая атмосфера. Среди слушателей было немало тех, кто помнил Кадырова-старшего, его личное обаяние, талант, мастерство, удивительную преданность профессии, творческие заслуги. А, вот для нового   поколения это уже мифическая фигура, несмотря на то, что сохранились записи его творчества, кинокадры, ноты, издана книга «Композитор Гафур Кадыров. Годы жизни и творчество», написанная его сыном Рауфом к столетию отца.

Согласитесь, преемственность поколений и родственные связи в музыке – явление не такое уж и редкое как в мировой культуре, так  и в Узбекистане, в частности. Династии Раджаби, Закировых, Гиенко, Варелас, Янов-Яновских – и это только первые, которые сейчас вспомнились. Но  кроме них есть еще и другие.

Однако вернусь к Кадыровым. Итак, глава  семьи Гафур Кадырович. Выпускник Ташкентской консерватории (класс композиции профессора Б.Б.Надеждина), он является автором симфонических произведений, театрально-сценической и камерно-инструментальной музыки, романсов, песен, сочинений для духового оркестра и оркестра узбекских  народных инструментов. Но особое место в его творчестве занимает музыка для детей: фортепианные пьесы, сюиты, кантаты, сольные и хоровые песни. Он очень хорошо чувствовал детскую душу, которая для него была, как на ладони. И  во всем его творчестве прослеживается органичное соединение колорита, ладово-интонационных, метроритмических и жанровых особенностей узбекского музыкального фольклора с интонациями  и пульсом музыкальной современности.

Те, кто общался с Гафуром Кадыровичем, говорят, что ему очень повезло и в личной жизни. Его жена, Валентина Андреевна Руколь, была созидательницей и хранительницей домашнего очага. Выпускница Московской консерватории (класс скрипки М.С.Козолуповой), она, находясь в годы эвакуации в Ташкенте, познакомилась со своим будущим мужем – застенчивым, симпатичным студентом-композитором Гафуром Кадыровым. Молодые люди сразу поняли, что встреча  эта судьбоносная. Вскоре они поженились. Это был счастливый и гармоничный  союз, в котором муж и жена заботились и поддерживали друг друга. Всю свою творческую жизнь Валентина Андреевна отдала знаменитой Республиканской специализированной музыкальной школе имени  В.А.Успенского, воспитав не одного поколение скрипачей.

Это же учебное заведение (отделение хорового дирижирования) закончил и единственный сын Рауф. Затем была Ташкентская консерватория (класс доцента В.Ф.Кальтмана), аспирантура в Москве, успешная защита диссертации…

Сегодня имя Рауфа Гафуровича очень хорошо  известно как в нашей республике, так и за ее пределами. Автор более 400 научно-методических работ, статей по музыкальной педагогике, психологии, детскому музыкальному воспитанию, литературно-поэтических и научных переводов, обработок песен, он является участником многих международных конференций и симпозиумов. Его работы  опубликованы в Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Львове, Лондоне, Анкаре. Большим спросом у профессионалов и молодежи пользуются такие его книги, как «Популярный музыкальный глоссарий», «Музыкальная педагогика», «Тромбон в эстрадном музыкальном искусстве Узбекистана» и другие.

Радостный, необычайно светлый, добрый и очень простой в общении человек, Рауф Гафурович любит говорить о своих родителях и отчем доме – одного на всех жизненного пространства, который всегда был полон любви и ощущения  семьи. Поэтому не мог такой сын прожить жизнь, недостойную памяти таких родителей. Во всем его облике присутствует стремительность, живость и удивительная доброжелательность.  

Отдавая бóльшую часть времени научно-методической работе и преподаванию в Государственной консерватории Узбекистана, он, вместе с тем, не может позволить себе пропустить какое-либо значимое художественное событие, будь то интересный концерт, опера или балет, книга, телепередача, знакомство с новым артистическим именем. Возникает чувство, что он живет необыкновенно яркой, творчески насыщенной жизнью, в которую стремится вовлечь и своих студентов, – их Рауф Гафурович любит по-отечески, постоянно заботясь о профессиональном и духовном развитии, чтобы они видели, чувствовали, понимая, оставаясь при этом просто людьми.

Труд Рауфа Кадырова неоднократно отмечался наградами: дипломами, грамотами, благодарственными письмами за профессиональное мастерство, за вклад в развитие музыкального образования молодого поколения, за многолетний вклад в развитие культуры Узбекистана. Недавно ко Дню учителей и наставников он был награжден медалью «Маданият ва санъат фидокори» («Патриот культуры и искусства»).

Обо всем этом говорилось в преддверии юбилейной концертной программы «Преемственность поколений», которую открыл студенческий духовой оркестр Государственной консерватории Узбекистана под управлением Отличника народного образования республики Тимура Мирзаева, исполнивший два марша Г.Кадырова – «Юбилейный» и «Марш молодежи». Оба опуса прозвучали превосходно, придав мероприятию особую торжественную атмосферу.

Продолжил концертную программу заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики, профессор И.Джалилов) исполнением произведения известного узбекского композитора Ойдин Абдуллаевой «Посвящение Гафуру Кадырову», написанным  к столетнему юбилею старшего коллеги. Достойно прозвучал и опус «Поэма-баллада» самого Г.Кадырова. Практика последних лет показала, что все сочинения под руками маэстро Кабдурахманова становятся необычайно интересными.   

Яркое впечатление оставила архивная запись выступления двух известных узбекистанских певиц с песнями юбиляра – «Мирзачульская свадьба» (слова Ш.Шомухамедова) в исполнении народной артистки Узбекистана Мухаббат Шамаевой и «Не сердись, мамочка» (слова С.Зуннуновой) в исполнении заслуженной артистки Узбекистана Рано Шариповой.

Еще один участник юбилейной программы – виолончелист, лауреат международных конкурсов, профессор Улугбек Имамов замечательно исполнил в ансамбле с пианисткой, доцентом Захро Мухамеджановой    танец «Сюзане» Г.Кадырова.   

С большим успехом спел две песни юбиляра «Наш детсад» (слова А.Рахмата) и «Лень-болезнь» (слова П.Мумина) известный детский ансамбль песни и танца «Булбулча» под управлением кавалера ордена «Соғлом авлод учун» Дильдоры Наиповой (партия фортепиано Динара Хусенова), заслужив бурные овации своей звуковой фантазией, искренностью и артистизмом.

В атмосфере преемственности традиций  прозвучала вокально-симфоническая сюита «Школа – наше солнце» для детского хора и симфонического оркестра (слова Т. Ильхамова). Написанная в 1971 году, она была представлена на международной конференции ISME UNESCO, а на следующий год была удостоена премии Союза молодежи Узбекистана. Сюита не потеряла своей актуальности и сегодня, прозвучав в исполнении ансамбля песни и танца «Булбулча» и хора учащихся Республиканской специализированной музыкальной школы-интерната имени Р.М.Глиэра (художественный руководитель доцент Г.Мансурова).      

Большой хоровой коллектив выступил в сопровождении Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова, продемонстрировав не только понимание смысла и раскрытия образа сюиты, но и качественный, яркий стиль исполнения, донесенный до слушателей, если учесть продолжительное браво зала. Это был финальный номер программы «Преемственность поколений».

Замечу, за кулисами, в ходе проведения концерта царил особый микроклимат, наполненный радостью общения, духовностью, широким спектром эмоциональных переживаний. Не ошибусь, если скажу, что все участники испытывали особое чувство ответственности, думая о том, как бы Гафур Кадырович оценил их исполнение его произведений. Не случайно, выступление ребят курировали в кулисах хормейстеры Бегам Шотураев   и Уктам Шокаримов, которым очень хотелось, чтобы они выступили без сучка и задоринки. Безусловно, такого рода мероприятия имеют огромный воспитательный потенциал. Ну, а весь концерт прошел, как говорится, на одном дыхании и завершился продолжительной овацией.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Фергане разработали компактный кондиционер на фотоэлектрических элементах

Ферганский политехнический институт активно участвует в налаживании научного и инновационного производства. О его достижениях в этой сфере сообщает издание...

Больше похожих статей