-4.3 C
Узбекистан
Пятница, 9 декабря, 2022

Блестящий выразитель операторского искусства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,760ПодписчикиПодписаться

При просмотре кинофильмов зритель, прежде всего, наблюдает за игрой артистов, искушённый зритель отмечает режиссёрскую подачу, оригинальность его трактовки изображаемых событий, наслаждается музыкой, цветовой гаммой художников, в том числе художника по костюмам, и, может быть, меньше всего обращает внимание на техническую оснащённость картины, которая обеспечивается работой оператора. Между тем, именно кинооператор несёт ответственность за изобразительное решение фильма и фотографическое качество изображения, а также непосредственно участвует в создании спецэффектов. Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик определяет идейно-художественную направленность фильма, его изобразительную сущность, на основе литературного сценария и творческого замысла будущего фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. Среди выдающихся операторов невозможно не выделить работу Сергея Урусевского, его эмоциональную камеру, которую он использовал в фильме «Летят журавли».

Конечно, было бы слишком смело сравнивать с этим гением героя нашей публикации известного узбекского оператора – постановщика Исмаилова Абдурахима Исраиловича, 80-летие со дня рождения которого отмечает в эти дни общественность Ташкента. Но для него Урусевский был кумиром и по возможности он следовал его учению.

Родился он 24 июля 1942 года в Ташкенте. После окончания операторского факультета ВГИКа работал на Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана, где снял около пятнадцати короткометражных документальных фильмов. С 1970 года работал на киностудии «Узбекфильм» оператором-постановщиком. Здесь он осуществил 23 работы в 20 проектах. Назову наиболее важные: «Здесь проходит граница, «Порыв», «Караван», «Первые пассажиры», «Это было в Коканде», «Чужое счастье», «Огненные дороги» (17 серий, с 1978 по 1984 г.), «Проводы невесты», «На нашу голову», «Приключения Арслана», «Маленький человек в большой войне», «Битва трёх королей» (CCCР, Марокко, Испания, Италия), «Ищу тебя», «Маленький лекарь», «Мальчики в небе», «Ватан», «Покушение», «Свинец», а также два номера сатирического киножурнала «Наштар».

Наиболее масштабными и значимыми были эпопеи «Огненные дороги» и «Битва трёх королей». Кинороман «Огненные дороги» рассказывает о жизни и трагической судьбе знаменитого узбекского поэта, драматурга, композитора, революционера и общественного деятеля Хамзы Хакимзаде Ниязи. В основе сюжета — роман Камиля Яшена «Хамза» и повесть Любови Воронковой «Неистовый Хамза». В фильме использованы стихи и мелодии Хамзы. Картина была чрезвычайно популярна, её с вниманием смотрели как руководители страны, так и население всех республик, краёв и областей нашей тогдашней супердержавы. Тому есть множество свидетельств. Но в период так называемого «узбекского дела» фильм был использован для обвинения его создателей в «шарафрашидовщине», так как он действительно был инициирован главой нашей республики. К сожалению, эта многосерийная кинолента и в последующие годы замалчивалась, но по другой причине – Хамза стал неугоден из-за его критического настроя к религиозным деятелям. Надеюсь, история разберётся.

Другой крупный эпос, в котором принял участие А.Исмаилов, называется «Огненные барабаны» -в 5-серийном телевизионном варианте «Битва 3–х королей». Увы, этот шедевр в Узбекистане почти не смотрели. Не знаю, почему – возможно и потому, что продюсером картины был ваш покорный слуга. Расскажу чуть подробнее о ней: это историческая лента известного марокканского режиссера Сухейля Бен Барки, фильм которого «Амок» был лауреатом Московского кинофестиваля. .

Бен Барка по своему сценарию совместно с узбекским режиссером Учкуном Назаровым снял картину, действие которой переносит нас в Средиземноморье XVI века, во времена жестоких войн, социально-религиозных потрясений и падений королевских династий.
Мы узнаем драматическую историю марокканского принца Абдельмалека (итальянский актер Массимо Гини) и его возлюбленной, дочери французского вельможи Софи (актриса из Испании Молина Техадор). Об уровне фильма свидетельствуют актёры — это итальянка Клаудия Кардинале, Уго Тоньяцци, Абрахам Ф. Мюррей, Харви Кейтель, Анхела Молина, Хоакин Инохоса, Фернандо Рей. Помимо американских и арабских актёров в картине снимались советские артисты Сергей Бондарчук, Андрей Подошьян, Виктор Бутов, Альберт Филозов, Игорь Дмитриев, Борис Химичев, Александр Пороховщиков, Александр Ильин, Вера Сотникова, Людмила Ксенофонтова, Владимир Лапин, и другие. Разумеется, была возможность проявить себя и узбекским актёрам — Фариде Муминовой, Шухрату Иргашеву, Мелису Абзалову, Якубу Ахмедову, Кларе Джалиловой, таджику Хашиму Гадоеву, другим среднеазиатским и закавказским мастерам кино. У таких выдающихся артистов есть свои капризы и требования, работать с ними нелегко, но операторам удавалось так их снимать, что не было никаких претензий и разочарований. В этом немалая заслуга и Абдурахима Исмаилова. Он, конечно, подпадает под определение знаменитого кинорежиссёра Вадима Абдрашитова: «Именно оператор воплощает на экране все то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это и есть работа и предмет творчества операторов».

Не случайно, А.Исмаилов на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана был удостоен диплома первой степени за работу в короткометражном фильме «Горный мираб». Затем он получил звание Лауреата Государственной премии им. Хамзы за участие в съёмках фильма «Это было в Коканде» (по книге Н.Никитина), звание «Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан». Он плодотворно воспитывает молодёжь, является Заведующим кафедры кинотелеоператорского искусства УзГИИ.

И всё-таки, пожалуй, лучшими созданиями его и его супруги Турсуной стали дети – старшая дочь Адолат является доктором медицинских наук, сын Бабур – один из самых престижных и популярных художников республики, а младшая дочь Саодат известна в западных странах своими новаторскими киноизысканиями. И в этом особая, заслуженная гордость Абдурахима Исраиловича Исмаилова, которого мы поздравляем с 80-летием.

Саломат булинг, дустим!

Ало Ходжаев, киновед.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Правоохранители предупреждают, что раздача подарков пользователям системы Oson – это фейк кибермошенников

Информационная служба Центра кибербезопасности при МВД РУз сообщает, что в мессенджере Telegram активно стали распространяться фейковые сообщения. Пользователи получают сообщение,...

Больше похожих статей

×