24.4 C
Узбекистан
Суббота, 15 мая, 2021

Вспоминая музыканта и педагога: памяти Атхама Мансырева

Топ статей за 7 дней

Эксклюзив: «Бессмертный полк» прошагал по улицам Ташкента. Видео

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивные кадры с сегодняшнего народно-патриотического шествия «Бессмертный полк», который прошел сначала на территории мемориального комплекса «Братские...

Топ-25 городов по количеству небоскребов

Города, где есть небоскребы более 100 метров:1. Гонконг – 14462. Нью-Йорк – 8193. Шэньчжэнь – 5664....

Как пользоваться новыми электрическими счётчиками? Инфографика и видео

Министерство энергетики опубликовало инфографику-«шпаргалку» для владельцев новых электрических счётчиков. Кроме того, пресс-служба ведомства подготовила видеоролик с пояснениями. Инструкцию по пользованию...

Подпишитесь на нас

51,925участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,920участниковПодписаться

На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвященный памяти замечательного музыканта и человека, профессора Атхама Хусаиновича Мансырева (1938 – 2020).

В этот вечер на прославленную сцену вышли его ученики: профессор Улугбек Имамов  и сын – лауреат международных конкурсов Эдуард Мансырев, ученик ученика – лауреат международных конкурсов Ойбек Имамов, вдова и постоянный партнер, дипломант республиканских конкурсов Наталья Коркина, коллега лауреат международного конкурса Людмила Латыпова, а также Студенческий камерный оркестр консерватории. Каждый из них принял участие в  разнообразной концертной программе, в которой прозвучали произведения Г.Ф.Генделя, Д.Каччини, Й.Гайдна, Л.Бетховена, Д.Поппера, П.И.Чайковского, ставших эталонными произведениями концертного жанра.

Общей чертой, объединившей солистов, стала не только одна школа, но и преданность учителю и профессии. Каждый из них, сочетая свою индивидуальность с профессиональным мастерством, остается преданным своим идеалам музыкантом, артистом большого стиля и желанием постоянного самосовершенствования. Таким был и Атхам Хусаинович Мансырев. Чудесный человек! Профессионал! Пример того, как в одном лице сочетались качества замечательного педагога и невероятной творческой личности. Мне думается, жизнь была к нему милосердна и благосклонна. Он прожил ее вместе с эпохой, с интереснейшими людьми и Музыкой.

Атхам Хусаинович Мансырев родился 18 января 1938 года в Ташкенте в интеллигентной семье, в которой очень любили музыку. Его отец, будучи проректором Ташкентского института связи (ныне Ташкентский университет информационных технологий), неплохо играл на скрипке. Именно он и привил мальчику любовь к музыке, определив впоследствии в школу-интернат имени Глиэра.

Маленький Атхам мечтал учиться игре на фортепиано,   но члены приемный комиссии доходчиво объяснили, что девятилетний мальчик – переросток и заниматься на рояле ему уже поздно. Однако, увидев  его длинные пальцы и хорошую растяжку, сразу предложили виолончель. Так Атхам Мансырев  становится учеником класса виолончели Григория Николаевича Иванова.

С первых же дней он под руководством своего педагога погрузился в занятия и со временем свободно владел труднейшими виолончельными приемами, играя произведения Б.Ромберга, Г.Гольтермана, А.Серве, Л.Боккерини. К 14 годам подросток открыл для себя виолончельного Баха, в чьих творениях услышал универсальное музыкальное начало. Этого композитора он полюбил на всю жизнь. А ежедневные занятия принесли начинающему музыканту большую пользу, и он, благодаря этому, смог в дальнейшем начать концертную деятельность.

В Ташкентской консерватории, куда Мансырев успешно поступил  в 1959 году, он учился в классе замечательного музыканта Германа Германовича Бострема, продолжая скрупулезно заниматься на виолончели, заметно выделяясь среди однокурсников своей музыкальностью и техническим совершенством.

В конце первого курса он встречается в доме своего школьного педагога по общему фортепиано Ольги Францевны Мельниковой с ее сыном  Александром Мельниковым – педагогом Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, который услышав его игру на виолончели, советует юноше учиться в Москве. И вскоре Атхам Мансырев становится студентом 2 курса ГМПИ имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) класса профессора Александра Кондратьевича Власова, у которого был   прекрасный ассистент Александр Кириллович Федорченко, оказавший ему бесценную помощь в освоении профессии. Это был потрясающий энтузиаст, буквально горевший своей работой. Со всеми учениками своего профессора Федорченко занимался с огромной отдачей. Он умел привить колоссальную любовь к виолончели.

В итоге Мансырев блестяще заканчивает музыкальный вуз концертом из произведений Р.Шумана, двух частей из Шестой сюиты для виолончели соло И.С.Баха и рядом виртуозных пьес.

Вернувшись на родину, Атхам Хусаинович начинает работать на кафедре струнных инструментов Ташкентской консерватории, пройдя путь от педагога до профессора. Параллельно он преподает поначалу  в школе-интернате имени Р.Глиэра, а затем в знаменитой «Успенке».

Плодотворными были и годы учебы Мансырева в аспирантуре в ГМПИ имени Гнесиных (1964-1967), которую он успешно совмещал с участием в различных музыкальных состязаниях, среди которых был Второй межреспубликанский конкурс музыкантов-исполнителей Средней Азии (ныне Центральной Азии) и Казахстана, где стал лауреатом первой премии, а также Всесоюзный конкурс виолончелистов в Москве, где в числе  молодых талантливых участников великий Ростропович назвал и «узбека Мансырева».

Нельзя обойти вниманием и концертную деятельность Атхама Хусаиновича, которая была весьма интенсивной. Он отлично понимал, что для поддержания формы необходимо регулярное пребывание на эстраде.

В разные годы в ансамбле с ним играли прекрасные пианистки: Галина Калмыкова, Наталья Цинцадзе, Лариса Плющенко, Наталья Лебедева. А с Надеждой Рецкер он, например, исполнил все виолончельные сонаты Бетховена. Позже в его творческой и личной жизни появилась Наталья Коркина, которая впоследствии стала не только его чутким партнером на сцене, но преданной супругой и заботливой матерью его сыновей. Сколько с ней было сыграно сольных концертов – не счесть.

Мансырев был большим музыкантом! У него была прекрасная техника и замечательный звук, очень теплый. Вспоминается один из его концертов, когда Большой зал консерватории, что на бывшей Пушкинской, был наполнен слушателями: в программе части из Шестой сюиты для виолончели соло И.С.Баха, соната-фантазия П.Хиндемита, Каприччио Я.Новака и несколько пьес Ф.Шопена. В паузах – завороженная тишина, в конце каждого произведения – бурные аплодисменты, горячая радость от музыкального общения с талантливым музыкантом.

Особенно ярко запомнилось исполнение великого Баха, которого он тонко чувствовал, а ведь его виолончельные сюиты считаются одними из самых глубоких произведений классической музыки. Создалось впечатление, что в нашего земляка перешла часть вселенской гармонии гения немецкой музыки. В тот вечер он сыграл Баха безупречно, все до единой ноты было отшлифовано, и качество звука, и штрихи.

Прекрасный ансамбль сложился у виолончелиста Мансырева с пианистом Борисом Евлампиевым и скрипачом Александром Павловским. Это было замечательное трио, в программы которого включалась не только западноевропейская классика, но и произведения композиторов Узбекистана. Кстати, опусы узбекистанских авторов Атхам Хусаинович успешно исполнял и с квартетом радиокомитета, периодически заменяя своего консерваторского педагога Г.Г.Бострема. И не только. Не менее замечательно он играл с оркестром концерты С.Джалила, С.Карим-Ходжи, Б.Гиенко, а также Д.Шостаковича, П.Хиндемита, С.Прокофьева. Как правило, волна позитива, музыки и эмоций захлестывала присутствующих в зале слушателей.

Эти ощущения сложно передать словами. Главное – в исполнительском арсенале виолончелиста были и замечательные штрихи, и виртуозный блеск, и беглость, которой он пользовался мудро, без демонстрации, не теряя изящества и непринужденности.

За годы педагогической деятельности профессор Мансырев воспитал около 50 учеников, среди которых лауреаты различных конкурсов: Файзулхак Султанов, Александр Журбин, Матлюба Рахимова, Огульнабат Юсупова, Ольга и Александр Плотниковы, Улугбек Имамов, Дильшод Назаров, Галиаскар Бигашев и многие другие. В классе он оставался, прежде всего, артистом – самобытным и эмоционально непосредственным. Большое значение Атхам Хусаинович придавал звучащей аргументации, личному показу. Он много работал над фразировкой, над музыкальными образами.

Все это имело место и на прошедшем концерте памяти, идея которого принадлежала профессору Улугбеку  Имамову – художественному руководителю и дирижеру Студенческого камерного оркестра Государственной консерватории Узбекистана. Ведущая вечера (автор этих строк) рассказала об Атхаме Хусаиновиче Мансыреве и его роли в развитии виолончельного исполнительства в Узбекистане. Затем состоялся концерт, который открыли виолончелисты О.Имамов и Э.Мансырев, вдохновенно исполнившие в ансамбле с пианисткой Л.Латыповой сложнейшую Сонату №8 для двух виолончелей и фортепиано, ор.2 Г.Ф.Генделя, впервые прозвучавшей в Узбекистане.

Затем вышел на сцену Улугбек Имамов, у которого большой опыт выступления на концертной эстраде. Ученик А.Х.Мансырева в Ташкентской консерватории и профессора  С.Т.Кальянова в Московской аспирантуре, он отлично понимает и чувствует стиль исполняемых произведений. Музыкант исполнил «Аве Марию» Д.Каччини и третью и четвертую части из Сонаты №3 для виолончели и фортепиано (Ля мажор, ор.69) Л.Бетховена. Ансамбль виолончелисту составила Наталья Коркина. Музыканты доставили слушателям большое удовольствие своим полным погружением в стихию исполняемых опусов.

Э.Мансырев  покорил  зал особенной, пронзительной нежностью,       исполнив в ансамбле со своей  мамой  Н.Коркиной   известную пьесу Д.Поппера «Воспоминание». Его игре был присущ тонкий психологизм, умение создать настроение, состояние. У Мансырева-младшего были хорошие учителя: в Ташкенте отец, а в Москве профессор Л.Б.Евграфов (ЦМШ при Московской консерватории) и заслуженный артист России, профессор Д.Г.Миллер (Московская консерватория).

Яркое впечатление оставила игра О.Имамова. Молодой виолончелист много и успешно участвует в концертах. Выпускник Ташкентской консерватории класса своего отца У.Имамова, он совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории у профессора Н.Н.Шаховской. И прекрасный результат налицо! На концерте Ойбек блестяще исполнил сложнейшую пьесу П.И.Чайковского Pezzo capriccioso op.62, пленив певучим мелодизмом  в сочетании с изящной орнаментикой.

Завершающим аккордом вечера памяти стал известный Концерт для виолончели с оркестром Й.Гайдна (Ре мажор): солист Э.Мансырев  и Студенческий камерный оркестр под управлением У.Имамова были удостоены заслуженных нескончаемых оваций зала…

После концерта одна из учениц Мансырева,  солистка группы виолончелей оркестра ГАБТа имени А.Навои, Огульнабат Юсупова искренне и тепло поздравила музыкантов, и с глубокой благодарностью вспомнила своего профессора: «В нашем классе всегда была свобода! С Атхамом Хусаиновичем можно было смело делиться своими идеями и желаниями – помню, как он поддерживал меня и в слишком смелых подходах к выбору программы, и в решениях отправиться на конкурсы вне консерватории. С теплом и любовью вспоминаю его помощь в подготовке к ответственным выступлениям, каким бывал требовательным и неумолимым, и как легко и вдохновенно лилась музыка, когда задачи, поставленные им, были достигнуты».

Завершая статью, замечу, Атхам Хусаинович был и очень светлым человеком. Он безмерно любил жизнь, был необыкновенно остроумен. Невероятный весельчак, он вел себя изумительно по отношению к своим коллегам, был душой любой компании.

Каждый его взгляд, жест и интонация обладали невероятной притягательной силой. Его юмор скрашивал любые обстоятельства. Коллеги, как и ученики, обожали его. Он жил честно и просто: любимая профессия, любимые жена, сыновья и внуки, – что еще надо для счастья человека?

В нашей памяти Атхам Хусаинович Мансырев навсегда сохранится невероятно доброжелательным, всегда с улыбкой на устах, верным своему призванию и всегда готовым бескорыстно передавать свои знания молодым поколениям. В истории нашей консерватории он останется фигурой светлой, радостной, теплой. Пока мы живы, жив будет и он – музыкант, педагог, человек.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета и архива семьи Имамовых.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Рядом с ташкентской школой №15 установлен светофор с сенсором

Управление безопасности дорожного движения ГУВД Ташкента усовершенствовало пешеходный переход рядом со средней школой №15 Алмазарского района столицы. На переходе нанесена...

Больше похожих статей

ЎЗ