На прошлой неделе заслуженной артистке Узбекистана, профессору кафедры «Специальное фортепиано», проректору по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана Сайере Гафуровой исполнилось 50 лет.
Ее имя хорошо известно в нашей республике. Человек интеллигентный и коммуникабельный, обладающий завидной способностью организовывать вокруг себя творческий союз единомышленников как в исполнительской, так и в педагогической областях, она не перестает удивлять и радовать нас своими художественными замыслами, которые затем успешно ею реализуются. Это захватывающе интересные концертные программы, музыкальные фестивали, концерты класса и многое другое.

Творческая судьба Сайеры Гафуровой, бесспорно, сложилась счастливо. А по-другому и не могло быть, ведь она родом из династии прославленных деятелей узбекской музыкальной культуры.
Поэтому ее успехи в исполнительской деятельности были закономерно заложены поначалу в семье, затем в знаменитой «Успенке» и Ташкентской консерватории. Думается, музыкантом она все-таки стала благодаря маме – Офелии Юнусовны Юсуповой – первой узбекской пианистки, успешно представлявшей фортепианное искусство нашей республики в ближнем и дальнем зарубежье.
Заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор, ректор Ташкентской консерватории, избранный коллективом, музыкально-общественный деятель она всегда была и остается для дочери ярким примером неистового служения профессии. Однако и от отца – доктора математических наук, профессора Акмаля Аббасовича Гафурова Сайера унаследовала очень многое, если не главное: жизненную целеустремленность, огромное трудолюбие, внутреннюю потребность в добросовестном исполнении долга. И, конечно, от обоих родителей – доброжелательное отношение к людям, стремление к справедливости, деликатность.
Годы, проведенные в РССМШИ имени В.А.Успенского вначале в классе легендарного педагога Т.А.Попович, затем профессора Г.Б.Калмыковой и в Ташкентской консерватории в классе профессора А.М.Геккельмана, а в аспирантуре у своей мамы, были приобщением к высочайшим художественным откровениям. Ее первое публичное выступление на концертной эстраде состоялось в десять лет, и с тех самых пор она стала участницей многих концертных программ. За ее плечами немало самых различных фортепианных конкурсов и участие в фестивалях, лауреатом и дипломантом которых она всегда становилась. Сайере Гафуровой горячо аплодировали в Турции, Германии, Италии, Англии, Китае, Азербайджане, Казахстане. Она выступает как солистка и ансамблистка. В ее репертуаре опусы западноевропейской классики и композиторов Узбекистана. Многолетняя творческая дружба связывает Сайеру Гафурову с камерным оркестром «Туркистон» и его руководителем, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Эльдаром Азимовым. Вместе они сыграли немало концертов. Но самой дорогой и незабываемой их совместной работой стало исполнение шести клавирных концертов И.С.Баха, сыгранных в один вечер. Причем два из них прозвучали в Ташкенте впервые. Позже, записанные все шесть на лазерный диск, они сразу же стали раритетом.

А мне вдруг вспомнилось: далекий июнь 1992 года, Большой зал старого здания Ташкентской консерватории, монографический концерт «Вольфганг Амадей Моцарт»… На сцене камерный оркестр «Академия культуры», его художественный руководитель и дирижер Эльдар Азимов. Концертную программу открывает знаменитая Сороковая симфония (соль минор) великого австрийца, исполненная темпераментно, эмоционально, с увлечением, затем удивительно цельно и одухотворенно звучит Дивертисмент (Фа мажор), а под занавес монографического вечера на сцене появляются воспитанницы профессора А.М.Геккельмана – Сайера Гафурова и Барно Хакназарова – в ту пору студентки, лауреаты регионального конкурса музыкантов-исполнителей республик Средней Азии и Казахстана. Им предстоит исполнить известный концерт для двух фортепиано (Ми бемоль мажор) Моцарта. Сольные партии в этом сочинении изобилуют всевозможными пианистическими трудностями, которые молодые пианистки уверенно преодолели. Соперничая друг с другом, они до мельчайших деталей использовали выразительные средства своих партий: различные варианты сопоставлений звучностей, тембровые контрасты, ритмическую характерность. В результате аплодисменты и цветы восторженной публики…
Вспоминается и фестиваль «Приношение Моцарту», проходивший в 2006 году по инициативе неутомимого музыканта-энтузиаста Эльдара Азимова, который, не отставая от мирового музыкального сообщества, отмечавшего Год Моцарта, вместе с единомышленниками поработал во славу австрийского гения. В их числе была и Сайера Гафурова, которую публика принимала с большим энтузиазмом: в заключительном вечере фестиваля она легко, вдохновенно, на эмоциональном подъеме исполнила два фортепианных концерта В.А.Моцарта (№20 и №24).
Кстати, Гафурова, невзирая ни на какие препятствия и обстоятельства, на участие в жюри конкурсов и мастер-классах, сама любит устраивать такие грандиозные мероприятия, как исполнение ряда фортепианных опусов Ф.Шопена в один день. Запомнился узбекистанским слушателям и фестиваль «Золотой музыкальный Листопад», посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ф.Листа, в честь которого ЮНЕСКО 2011 год объявило Международным годом Листа, а креативная Сайера Гафурова выступила организатором этого проекта, который поддержали коллеги кафедры специального фортепиано. Концерты этого масштабного музыкального форума прошли не только в Ташкенте, но и в Самарканде. И это еще не все.

Осенью 2015 года пианистка закрутила очередной уникальный проект «Все фортепианные концерты Людвига ван Бетховена» – цикл из трех вечеров, посвященный 245-летию со дня рождения гения немецкой музыки, творчество которого оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX столетий. Эту идею Сайера вынашивала в течение многих лет. Безусловно, воплощение такого грандиозного замысла требовало не только творческого мужества, но и исполнительской зрелости, ведь большинство бетховенских концертов сопоставляют по величественности замыслов с его симфониями. Но для Гафуровой обращение к циклу из всех фортепианных концертов Бетховена стал своеобразным итогом ее многолетних творческих поисков. Она не только играла опусы этого автора, но и с пристрастием изучала страницы жизненной и творческой биографии композитора, разъясняя его музыку в беседах с коллегами и студентами. Идею Сайеры поддержало руководство Национального симфонического оркестра Узбекистана, оркестранты и заслуженный артист республики Камолиддин Уринбаев, под управлением которого все три вечера и звучала музыка Бетховена.

Игру солистки и оркестра под чутким управлением маэстро Уринбаева отличала ансамблевая слаженность, чувство меры, интонационное чутье. В этой бетховенской программе С.Гафурова проявила артистический темперамент, техническое мастерство, свободное владение роялем. Прекрасным завершающим аккордом этих замечательных вечеров стали цветы и аплодисменты благодарных слушателей. Исполнителям музыки великого гения удалось высечь огонь из их сердец!
Однако дивные звуки рояля, рожденные под пальцами героини этого очерка, звучат не только в концертных залах, но и в классе №1-03, где занимается со своими воспитанниками Сайера Акмаловна, в стенах которого звучит также и ее голос, полный душевного тепла и любви к своим студентам. Пройдя путь от преподавателя до профессора, она главной своей задачей считает воспитание яркой индивидуальности. К каждому ученику у нее свой подход и методика обучения. На уроках профессор всегда сама сидит за роялем и много играет, показывая, как лучше исполнить тот или иной опус, дополняя интересными ассоциациями и музыкальными аналогиями.
Вспоминаются выступления Гафуровой в монографических вечерах «И.С.Бах», в которых она со своими студентами исполнила клавирные концерты великого композитора для двух, трех и четырех фортепиано. Помню, как девочки после одного из концертов, признались, что присутствие Сайеры Акмаловны за соседним роялем в определенной мере сняло их волнение и негативное напряжение, ведь на репетициях она неоднократно говорила им: «Играйте с удовольствием!». К этому следует добавить, что их педагог всегда понимала и понимает, что не каждому дан природный артистизм, поэтому и старается в этом плане им как-то помочь. Она никогда не ставит каких-то сверхзадач чисто спортивного плана, а всегда пытается объяснить ученикам какая это большая радость – сыграть на экзамене, на концерте или даже на конкурсе.

Вот и Баховские вечера она провела с удивительной легкостью: никакого внешнего волнения ни за кулисами, ни на сцене, все друг друга поддерживали. А в финале публика устроила им горячий прием. Никто не спешил покидать концертный зал, в котором царила теплая атмосфера духовного единения и удовольствия. Счастливы были и солисты этих незабываемых вечеров, в которых слились исполнительские и педагогические принципы Сайеры Гафуровой, уходившей со сцены в их окружении с большими букетами цветов, не умещавшимися в руках.
А в день ее юбилея, все ее ученики, где бы они ни находились, звонили и поздравляли любимую Сайеру Акмаловну, выражая ей огромную благодарность за уроки мудрости и путевку в профессиональную жизнь. Присоединяемся к их поздравлениям и мы – коллеги и друзья, с пожеланием крепкого здоровья, талантливых студентов, вдохновения и огромного терпения в этой нелегкой, но такой нужной профессии, тем более, сегодня профессор Гафурова полна энергии и новых замыслов в своей музыкальной Вселенной!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива учеников С.Гафуровой.