0.9 C
Узбекистан
Четверг, 21 января, 2021

Музыкальная Вселенная Сайеры Гафуровой (к юбилею пианистки)

Топ статей за 7 дней

Весну сменит зима: Узгидромет рассказал о погоде на предстоящей неделе

Первую половину недели погоду по территории республики будет определять поле пониженного давления. Сегодня погода без осадков, лишь в отдельных предгорных...

Стало известно, на сколько повысятся размеры выплат и пособий с 1 февраля

Согласно постановлению президента, с 1 февраля устанавливаются следующие размеры выплат и пособий для населения Узбекистана: Минимальная з/п — 747,300 сумов...

Уникальный проект: в Ташкенте запущен негосударственный международный медицинский кластер инноваций (видео)

Фондом Sharq Ayoli на базе частной клиники АNFA запущен негосударственный международный медицинский кластер. Кластер возглавляет профессор, акушер-гинеколог Махмуда Каттаходжаева....

Подпишитесь на нас

51,830участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,420участниковПодписаться

На прошлой неделе заслуженной артистке Узбекистана, профессору кафедры «Специальное фортепиано», проректору по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана Сайере Гафуровой исполнилось 50 лет.

Ее имя хорошо известно в нашей республике. Человек интеллигентный и коммуникабельный, обладающий завидной способностью организовывать вокруг себя творческий союз единомышленников как в исполнительской, так и в педагогической областях, она не перестает удивлять и радовать нас своими художественными замыслами, которые затем успешно ею реализуются. Это захватывающе интересные концертные программы, музыкальные фестивали, концерты класса и многое другое.

Творческая судьба Сайеры Гафуровой, бесспорно, сложилась счастливо. А по-другому и не могло быть, ведь она родом из династии прославленных деятелей узбекской музыкальной культуры.

Поэтому ее успехи в исполнительской деятельности были закономерно заложены поначалу в семье, затем в знаменитой «Успенке» и Ташкентской консерватории. Думается, музыкантом она все-таки стала благодаря маме – Офелии Юнусовны Юсуповой – первой узбекской пианистки, успешно представлявшей фортепианное искусство нашей республики в ближнем и дальнем зарубежье.

Заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор, ректор Ташкентской консерватории, избранный коллективом, музыкально-общественный деятель она всегда была и остается для дочери ярким примером неистового служения профессии. Однако и от отца – доктора математических наук, профессора Акмаля Аббасовича Гафурова Сайера унаследовала очень многое, если не главное: жизненную целеустремленность, огромное трудолюбие, внутреннюю потребность в добросовестном исполнении долга. И, конечно, от обоих родителей – доброжелательное отношение к людям, стремление к справедливости, деликатность.

Годы, проведенные в РССМШИ имени В.А.Успенского вначале в классе легендарного педагога Т.А.Попович, затем профессора Г.Б.Калмыковой и в Ташкентской консерватории в классе профессора А.М.Геккельмана, а в аспирантуре у своей мамы, были приобщением  к высочайшим художественным откровениям. Ее первое публичное выступление на концертной эстраде состоялось в десять лет, и с тех самых пор она стала участницей многих концертных программ. За ее плечами немало самых различных фортепианных конкурсов  и участие в фестивалях, лауреатом и дипломантом которых она всегда становилась. Сайере Гафуровой горячо аплодировали в Турции, Германии, Италии, Англии, Китае, Азербайджане, Казахстане. Она выступает как солистка и ансамблистка. В ее репертуаре опусы западноевропейской классики и композиторов Узбекистана. Многолетняя творческая дружба связывает Сайеру Гафурову с камерным оркестром «Туркистон» и его руководителем, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Эльдаром Азимовым. Вместе они сыграли немало концертов. Но самой дорогой и незабываемой их совместной работой стало исполнение шести клавирных концертов И.С.Баха, сыгранных в один вечер. Причем два из них прозвучали в Ташкенте впервые. Позже, записанные все шесть на лазерный диск, они сразу же стали раритетом.

А мне вдруг вспомнилось: далекий июнь 1992 года, Большой зал старого здания Ташкентской консерватории, монографический концерт «Вольфганг Амадей Моцарт»… На сцене камерный оркестр «Академия культуры», его художественный руководитель и дирижер Эльдар Азимов. Концертную программу открывает знаменитая Сороковая симфония (соль минор) великого австрийца, исполненная темпераментно, эмоционально, с увлечением, затем удивительно цельно и одухотворенно звучит Дивертисмент (Фа мажор), а под занавес монографического вечера на сцене появляются воспитанницы профессора А.М.Геккельмана – Сайера Гафурова и Барно Хакназарова – в ту пору студентки, лауреаты  регионального конкурса музыкантов-исполнителей республик Средней Азии и Казахстана. Им предстоит исполнить известный концерт для двух фортепиано (Ми бемоль мажор) Моцарта. Сольные партии в этом сочинении изобилуют всевозможными пианистическими трудностями, которые молодые пианистки уверенно преодолели. Соперничая друг с другом, они до мельчайших деталей использовали выразительные средства своих партий: различные варианты сопоставлений звучностей, тембровые контрасты, ритмическую характерность. В результате аплодисменты и цветы восторженной публики…

Вспоминается и фестиваль «Приношение Моцарту», проходивший в 2006 году по инициативе неутомимого музыканта-энтузиаста Эльдара Азимова, который, не отставая от мирового музыкального сообщества, отмечавшего Год Моцарта, вместе с единомышленниками поработал во славу австрийского гения. В их числе была и Сайера Гафурова, которую публика принимала с большим энтузиазмом: в заключительном вечере фестиваля она легко, вдохновенно, на эмоциональном подъеме исполнила два фортепианных концерта В.А.Моцарта (№20 и №24).

Кстати, Гафурова, невзирая ни на какие препятствия и обстоятельства, на участие в жюри конкурсов и мастер-классах, сама любит устраивать такие грандиозные мероприятия, как исполнение ряда фортепианных опусов Ф.Шопена в один день. Запомнился узбекистанским слушателям и фестиваль «Золотой музыкальный Листопад», посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ф.Листа, в честь которого ЮНЕСКО 2011 год объявило Международным годом Листа, а креативная Сайера Гафурова выступила организатором этого проекта, который поддержали коллеги кафедры специального фортепиано. Концерты этого масштабного музыкального форума прошли не только в Ташкенте, но и в Самарканде. И это еще не все.

Осенью 2015 года пианистка закрутила очередной уникальный проект «Все фортепианные концерты Людвига ван Бетховена» – цикл из трех вечеров, посвященный 245-летию со дня рождения гения немецкой музыки, творчество которого оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX столетий. Эту идею Сайера вынашивала в течение многих лет. Безусловно, воплощение такого грандиозного замысла требовало не только творческого мужества, но и исполнительской зрелости, ведь большинство бетховенских концертов сопоставляют по величественности замыслов с его симфониями. Но для Гафуровой обращение к циклу из всех фортепианных концертов Бетховена стал своеобразным итогом ее многолетних творческих поисков. Она не только играла опусы этого автора, но и с пристрастием изучала страницы жизненной и творческой биографии композитора, разъясняя его музыку в беседах с коллегами и студентами. Идею Сайеры поддержало руководство Национального симфонического оркестра Узбекистана, оркестранты и заслуженный артист республики Камолиддин Уринбаев, под управлением которого все три вечера и звучала музыка Бетховена.

Игру солистки и оркестра под чутким управлением маэстро Уринбаева отличала ансамблевая слаженность, чувство меры, интонационное чутье. В этой бетховенской программе С.Гафурова проявила артистический темперамент, техническое мастерство, свободное владение роялем. Прекрасным завершающим аккордом этих замечательных вечеров стали цветы и аплодисменты благодарных слушателей. Исполнителям музыки великого гения удалось высечь огонь из их сердец!

 Однако дивные звуки рояля, рожденные под пальцами героини этого очерка, звучат не только в концертных залах, но и в классе №1-03, где занимается со своими воспитанниками Сайера Акмаловна, в стенах которого звучит также и ее голос, полный душевного тепла и любви к своим студентам. Пройдя путь от преподавателя до профессора, она главной своей задачей считает воспитание яркой индивидуальности. К каждому ученику у нее свой подход и методика обучения. На уроках профессор всегда сама сидит за роялем и много играет, показывая, как лучше исполнить тот или иной опус, дополняя интересными ассоциациями и музыкальными аналогиями.

Вспоминаются выступления Гафуровой в монографических вечерах «И.С.Бах», в которых она со своими студентами исполнила клавирные концерты великого композитора для двух, трех и четырех фортепиано. Помню, как девочки после одного из концертов, признались, что присутствие Сайеры Акмаловны за соседним роялем в определенной мере сняло их волнение и негативное напряжение, ведь на репетициях она неоднократно говорила им: «Играйте с удовольствием!». К этому следует добавить, что их педагог всегда понимала и понимает, что не каждому дан природный артистизм, поэтому и старается в этом плане им как-то помочь. Она никогда не ставит каких-то сверхзадач чисто спортивного плана, а всегда пытается объяснить ученикам какая это большая радость – сыграть на экзамене, на концерте или даже на конкурсе.

Вот и Баховские вечера она провела с удивительной легкостью: никакого внешнего волнения ни за кулисами, ни на сцене, все друг друга поддерживали. А в финале публика устроила им горячий прием. Никто не спешил покидать концертный зал, в котором царила теплая атмосфера духовного единения и удовольствия. Счастливы были и солисты этих незабываемых вечеров, в которых слились исполнительские и педагогические принципы Сайеры Гафуровой, уходившей со сцены в их окружении с большими букетами цветов, не умещавшимися в руках.

 А в день ее юбилея, все ее ученики, где бы они ни находились, звонили    и поздравляли любимую Сайеру Акмаловну, выражая ей огромную благодарность за уроки мудрости  и путевку в профессиональную жизнь. Присоединяемся к их поздравлениям и мы – коллеги и друзья, с пожеланием крепкого здоровья, талантливых студентов, вдохновения и огромного терпения в этой нелегкой, но такой нужной профессии, тем более, сегодня профессор Гафурова полна энергии и новых замыслов в своей музыкальной Вселенной!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива учеников С.Гафуровой.

             

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Uzbekistan Airways опубликовала цены на чартерные рейсы Ташкент — Дели — Ташкент

Национальный авиаперевозчик Uzbekistan Airways объявляет о выполнении чартерных рейсов по маршруту Ташкент - Дели - Ташкент. Рейсы будут выполняться по...

Больше похожих статей

ЎЗ