34.9 C
Узбекистан
Четверг, 6 августа, 2020

Юрий Жданов. Он жил среди нас…

Топ статей за 7 дней

До какого числа в Узбекистане продлят карантин (опрос)

На этой неделе Шавкат Мирзиёев согласился с предложением Республиканской специальной комиссии о продлении карантинных ограничений. Стало понятно,...

Наедине с болезнью: жительница Ташкента рассказала, как COVID-19 забрал ее мать, и никто не пришел на помощь

Шокирующую историю борьбы своей семьи с коронавирусом рассказала на своей странице в Facebook жительница Ташкента Евгения. Девушка...

В Ташкенте в экспериментальном порядке будет внедрена система «Добросовестный налогоплательщик»

27 июля Шавкат Мирзиёев провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.

Подпишитесь на нас

51,570участниковМне нравится
22,003участниковЧитать
2,130участниковПодписаться

Последний день июня принес вокальному искусству трагическое известие – на 81-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный артист Узбекистана Юрий Жданов.

Печальная весть об его уходе настигла всех нас на самоизоляции. И принять ее, признаюсь, было очень трудно. Утрата жесточайшая и абсолютно невосполнимая. Это был необыкновенно талантливый певец с божьей искрой и замечательный человек, заряженный исключительным добром к людям. У него был настоящий лирический тенор легкого звучания и полного диапазона, хорошей подвижности. Во всех оценках голоса Жданова всегда подчеркивается лирическое обаяние его тембра голоса и особая задушевность и искренность звучания. Он не был громогласным публичным человеком и никогда не претендовал на ведущие роли, где бы то ни было.

Писать о нем в прошедшем времени очень сложно, если учесть, что мы вместе учились в течение пяти консерваторских лет. Мы были друг у друга на виду, как на ладони. Поэтому за этот период я смогла хорошо его узнать. В Ташкентскую консерваторию мы вместе поступили в 1971 году: он – на вокальный факультет, а я – на музыковедческий.  К тому времени Юра уже был заслуженным артистом Узбекистана, отцом пятерых детей. За его плечами – музыкальное училище имени Хамзы и работа солиста в Ансамбле песни и пляски ТуркВО (ныне Центральный ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Республики Узбекистан), где начался его профессиональный путь, и где он был счастлив десять творческих лет. Интересный, талантливый, он был очень скромным, застенчивым и абсолютно не конфликтным человеком. Все, с кем я общалась, не только его уважали, но и очень любили. Как правило, мы встречались на поточных лекциях и семинарах по общеобразовательным предметам, на которых группа музыковедов объединялась с группами исполнителей. Жданов всегда был на этих занятиях предельно собран и серьезен. Помимо этого, мы пересекались на концертах классов педагогов и спектаклях оперной студии нашего музыкального вуза, где Юра был невероятно активным. Сегодня память ярко фокусируется на деталях, связанных с образом моего сокурсника.

Студенческие годы, первые встречи. Жданов в светлом выходит из своей машины – у него одного тогда был Москвич-412 – и медленным шагом направляется к главному входу консерватории. При встрече со мной его лицо светлеет и расплывается в улыбке. Тепло, поприветствовав друг друга, мы расходимся по своим аудиториям… А вот он работает над романсом С.Рахманинова «Вешние воды», трепетно относясь к каждой музыкальной фразе. Его голос звучит, его голос поет, и невозможно не увлечься его исполнением… С ностальгией вспоминаю и концерты с участием Юрия. Но об этом позже.

Он высоко чтил своих учителей – И.П.Брызгалова, у которого занимался в музыкальном училище имени Хамзы, а также своего консерваторского профессора – народного артиста Узбекистана Г.С.Израэльяна. Это были замечательные педагоги, относящиеся к той плеяде, которую принято называть «золотым веком вокальной педагогики». Позже он претворит их педагогические принципы, когда вернется в родное музыкальное училище в качестве педагога.

 Граф Альмавива. «Севильский цирюльник»

А в 1982 году Юрий Жданов становится солистом Государственного академического Большого театра имени А.Навои, на сцене которого в течение 20 лет создаст немало партий, среди которых Папагено («Волшебная флейта» В.А.Моцарта), граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Ричард и Альфред («Бал маскарад» и «Травиата» Д.Верди), Шуйский («Борис Годунов» М.Мусоргского), Ленский, Водемон, Чекалинский («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» П.Чайковского) и другие. И для каждого из них он находил свои вокальные и сценические краски. Замечательный певец был участником многих премьер ташкентского Большого театра. Серьезная и вдумчивая работа, большая требовательность к себе, настойчивость в достижении цели всегда приводили Жданова к успеху. Критики единодушно признали его высокие вокальные достоинства, выразительную декламацию, взволнованность исполнения, глубину проникновения в образ.

В памяти сохранился его привлекательный Ленский в «Евгении Онегине» П.Чайковского, к образу которого он нашел свой путь: по-своему пережил и перечувствовал радости и страдания своего героя, по-своему донес их до слушателя. Артист рисовал его на заре юности, немного капризным, обидчивым и вспыльчивым, но очень чистым и непосредственным во всех своих чувствах, во всем своем отношении к действительности. В его исполнении знаменитой арии «Куда, куда вы удалились…» была бездна разнообразия, гибкости, оттенков. Те же достоинства отмечались и в исполнении других партий.

 Ленский. «Евгений Онегин»

Всех буквально поразили такие его герои, как находчивый и остроумный граф Альмавива в «Севильском цирюльнике», пылкий и импульсивный Альфред в «Травиате», мечтательный и поэтичный Водемон в «Иоланте». Помню, когда Юрий в партии бургундского рыцаря Водемона произносил слова: «О, боже, она слепа, несчастная!», зал не мог удержаться от слез. Это было так горячо и убедительно, что забыть его никак нельзя. В партии Водемона проявились лучшие стороны исполнительской индивидуальности Жданова – музыкальная и сценическая культура, красивый голос, художественный вкус, искренность и драматическая одаренность.

Он был очень занят в театре. Причем пел не только свои спектакли, но нередко заменял заболевших коллег. Он никогда не жаловался на усталость, и всегда рвался петь. В театр приходил за два-три часа до начала спектакля. Его гримировали. Потом, сидя в одиночестве, он погружался в образ очередного героя. Коллеги это знали, и старались ему не мешать, как и его домочадцы. В день его выступления в доме Ждановых царил настоящий культ тишины: дети всегда знали, когда у папы спектакль – об этом заботилась их мама. С Ириной Леонидовной – будущей супругой – Юрий Леонидович познакомился в музыкальном училище в классе своего педагога по специальности, у которого очаровательная девушка работала концертмейстером. Между молодыми людьми вспыхнул красивый роман. Юрий сразу понял, что Ира и есть та единственная и неповторимая. Вскоре они поженились, и у них родился сын, потом дочь…

Семья росла, и чтобы ее содержать, он остался на сверхсрочную службу в известном военном ансамбле песни и пляски, куда был призван после окончания музыкального училища. Хрустальный, чистый, красивый голос певца завораживал сотни поклонников, которые называли его «русским соловьем». Когда Юрий Жданов выходил на сцену, зал взрывался аплодисментами. И чтобы он ни исполнял, будь то «Однозвучно гремит колокольчик», «Вечерний звон» или «Калинка», – слушатели только так и встречали его. Пел он легко. Его дивный голос словно парил в небесах.

Несмотря на признание и успех, его любимая Ира, растворявшаяся в его профессии, настояла на поступлении мужа в консерваторию. Эта верная женщина всегда была рядом, в горе и радости, разделяя его мечты, надежды и чаяния. Свою карьеру пианистки она, поступив в консерваторию, принесла в жертву семье. Ирина Леонидовна полностью, самозабвенно, погрузилась в мужа и материнство. Правда, с музыкой она не расставалась никогда: разучивала с Юрием весь его репертуар, преподавала в Детской музыкальной школе №15 Чиланзарского района, музыкой занимались и дети Ждановых – это было обязательным условием мамы, как и посещение спортивных секций. Все свои силы и весь свой темперамент Ирина Леонидовна отдала тому, чтобы сложный механизм семьи и профессии певца шел полным ходом, не сходя с рельсов их очага. Она создавала Юрию Леонидовичу возможность не участвовать в движении этого механизма, а заниматься любимым делом. Поэтому весь свой пыл мудрой и верной жены, все свои несбывшиеся мечты она направила на развитие его таланта. И он их оправдал сполна…

Достигнув пенсионного возраста, Жданов ушел из театра, но сцену не оставил, став широко известным концертным певцом. Его исполнение заражало не только партнеров, но и публику, не скупившуюся на бурные аплодисменты после романсов П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова, неаполитанских и русских народных песен. Он хорошо чувствовал стиль любого произведения. Был сценичен, вокально, актерски выразителен и артистически обаятелен. Это подтверждали и его коллеги. Незабываемы его выступления с Государственной хоровой капеллой Узбекистана, когда ее художественным руководителем и дирижером был его младший сын, заслуженный артист Узбекистана Дмитрий Жданов внешне удивительно похожий на отца. До этого каждый из них шел своим путем, однако момент совместного творчества, о котором, думаю, оба мечтали, все-таки состоялся и был представлен благодарной публике. Здесь в капелле Юрий Леонидович открыл немало секретов своей профессии молодым певцам. Он учил их всегда петь в полную силу голоса, не щадить себя, не жалеть…

Уход Юрия Жданова — огромная потеря для всех нас, но остался свет, который он нес и который не погаснет для тех, кто любит вокальное искусство и кому дорог подлинный музыкальный театр. А кто знал этого певца, тот запомнит его как человека душевного, скромного и благородного. Он ушел тихо, унеся частичку нашего сердца с собой. Его светлый образ всегда будет с нами.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива семьи Ждановых

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Бесконечно горько воспринимать эту весть… Ушёл Юрий Леонидович Жданов… Наш Юра Жданов, замечательный, высокоодаренный певец и артист ГАБТ имени А.Навои, с которым связана целая эпоха жизни театра, и жизней каждого из нас. Его путь — это путь устремленногог талантливого человека. Начав свою певческую деятельность в Ансамбле ОДО, он заявил о себе ярко и внятно. И своё звание Заслуженного артиста Узбекистана получил ещё во время служения там. И в консерваторию для окончательного профессионального образования Юрий Жданов поступил уже с этим званием — что, согласитесь, практически не встречается в биографиях оперных певцов. Уже во время учёбы он проявил себя настолько самобытно, что на него обратили внимание многие коллеги, творческие руководители — да и ташкентская общественность. Мне довелось ставить с его участием два дипломных спектакля оперной студии консерватории — «Травиату» в 1975 году и «Севильского цирюльника» в 1976 году. Этими ключевыми образами лирического тенора Юрий Жданов блестяще закончил консерваторию. Работать с ним было интересно — он стремился к выразительности фразы, к нюансам, активно отзывался на предложения по действию и психологии образов и рождал очень интересный творческий результат. Могу сказать, что в сильной теноровой группе нашего театра он с самых первых лет занял свое особое, ни с кем не делимое место. Причём, будучи по амплуа лирическим тенором — Юрий Жданов уверенно и интересно раскрывал о образы характерные — например, он был и очень ярким Шуйским в «Борисе Годунове» — и наряду со своим «коронным» Ленским, блистал и в роли боярина Шуйского на нашем пушкинском фестивале в честь 200-летия Поэта. В работе он был буквально одержимым творцом. Помню одного из наших премьерных «БОРИСОВ»(к юбилею А.С.Пушкина мне довелось поставить новый спектакль-композицию по опере «БОИС ГОДУНОВ») — отлично прошел спектакль с незабвенным Куркмасом Мухитдиновым и другими его яркими коллегами, Юрий Леонидович, как всегда — ярко провел своего Шуйского. По окончании спектакля с удовольствием благодарю его и слышу в ответ: «Спасибо, Андрей Евсеевич… А ведь у меня — разгар простуды, сегодня температура 38,5… Я знал, что замены мне нет, и пришел на спектакль…». Не забуду и нашей работы с ним над образом Принца Тамино в первые осуществляемой в Узбекистане «Волшебной Флейты» Моцарта в моей постановке. Со всей полнотой отдачи, с удивительной непосредственностью Юрий Леонидович искал и черты лиричности Тамино, и его юношескую незащищенность от козней и испытаний, и первозданную доброту, и рыцарство… И — моцартовскую филигранность исполнения. В течение нескольких лет он был практически бессменным Тамино — и этот образ тоже стал в его биографии знаковым и ярким. Пел он практически всё, что должно было исполнять тенору на нашей сцене — и Альфреда, и графа Ричарда в «Бале-Маскараде», и Водемона, и многие другие главные партии, не отрекаясь от возможности выступить в «Пиковой Даме» в характерном образе Чекалинского. Много выступал Юрий Леонидович и в концертах. В особенности, в преддверии 200-летия А.С.Пушкина мы давали силами солистов театра многие концертные композиции — и всегда как в русском романсе, так и в песенном репертуаре Юрий Жданов неизменно покорял сердца слушателей истинно сердечным и искренним исполнением! Юрия Леонидовича очень любили и ценили в театре, в общении он неизменно был светел, добр, никогда не касался дебрей закулисных «водоворотов»… Ушел он тогда, когда сам определил необходимость своего ухода — но и официально не служа в театре, продолжал заниматься творчеством и педагогикой вплоть до своего тягостного недуга… Будем же светло и жизнелюбиво помнить о замечательном певце и человеке Юрии Леонидовиче Жданове,.. И да будет мир и упокоение светлой душе его за неведомым нам Пределом…

  2. Вечная память замечательному человеку и большому культурному деятелю Узбекистана. Мои самые искренние соболезнования его большой семье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Миллий тикланиш» выступила за бесплатную тонировку. Общественный деятель Ниязматов назвал это предложение плагиатом

Демократическая партия «Миллий тикланиш» направила в Кабинет Министров предложение об отмене разрешения и платы за тонировку стекол автомобилей.

Личные финансы, семья и карьера – какие ориентиры узбекистанцев в 2020 году

Совместное исследование Noblet Media и Info Sapiens демонстрирует жизненные цели и приоритеты потребителей в 6 странах, включая Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову...

Казахстан преодолел критическую ситуацию с коронавирусом и ведёт борьбу на опережение

Казахстан преодолел сложившуюся в июле месяце критическую ситуацию, вызванную вспышкой Covid-19, говорится в сообщении, распространенном посольством Казахстана в Узбекистане. 

Российская вакцина от COVID-19 поступит в Узбекистан не ранее 2021 года

Российская вакцина от коронавируса может быть использована в Узбекистане не ранее 2021 года. Об этом заявил ректор Ташкентской медицинской академии Лазиз Туйчиев.

Сафари туры станут дешевле?

Для туроператоров организаторов сафари туров определены льготы при приобретении автотранспорта повышенной проходимости. 🚙В целях организации сафари туров в Бухарской,...

Больше похожих статей