Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ 5 августа исполняется 110 лет Сабиру Абдулле

5 августа исполняется 110 лет Сабиру Абдулле

Сабир Абдулла (Абдуллаев Собирджан) родился 5 сентября 1905 года в городе Коканде (Ферганская область РУз) в семье служащего. Отец Сабирджана Абдуллажон Алимов (1863—1933) — был мирзо (писарь) и, будучи весьма образованным человеком, слыл знатоком классической узбекской и таджикско-персидской литературы, страстным поклонником поэзии Бедиля, прекрасным шахматистом, и дружил с видными поэтами того времени: Мукими, Фуркат, Завкий, Мавлоний Йюлдош и др. Мама — Хожарбиби Мухаммадамин кизи — также была образованной женщиной, и именно она научила сына довольно рано читать и писать.5 августа исполняется 110 лет Сабиру Абдулле

Под ее влиянием у Сабирджана с раннего детства проявилась тяга к поэзии, которой, кстати, способствовали также его старшая сестра и тетя, писавшие газели под псевдонимами «Ногирон» и «Осиё» и поэтому, как говорил много позже сам поэт — «я всем сердцем мечтал о поэзии!».

К восьми годам Собирджан уже свободно читал в оригинале произведения многих поэтов востока, стараясь понять глубокий смысл газелей, маснави, касыда, а также сам пытался слагать стихи.

После окончания школы в 1920 году он продолжил учебу в Кокандском Институте Просвещения. В 1924—1926 годах, работая в юмористическом отделе «Чиғирик» газеты «Янги Фарғона» (Новая Фергана), он активно печатает свои стихи в местных и центральных республиканских газетах и журналах; параллельно работает секретарем Ферганского облисполкома. В 1927 году он впервые пробует себя в жанре драматургии: выходит в свет его первая пьеса «Муҳбирга хужум» (Налет на корреспондента).

С 1928 году, после окончания курсов подготовки журналистов, Сабир Абдулла возвращается в родной Коканд и продолжает работу в качестве специального корреспондента республиканской газеты «Қизил Ўзбекистон» (Красный Узбекистан) по Ферганской долине. С этого же года и до конца своей жизни он тесно сотрудничает с республиканским сатирико-юмористическим журналом «Муштум», выступая на его страницах с рассказами и очерками в стиле едкой сатиры, клеймящей малограмотность, бездушие, алчность, стяжательство и другие пороки некоторых представителей современного ему общества.

Новый этап в жизни Сабира Абдуллы, как талантливого драматурга, начинается в 1931 г. в Узбекском Государственном музыкальном театре (ныне Театр музыкальной драмы и комедии им. Мукими в Ташкенте), куда его приглашают на должность заведующего литературной частью. Затем трудовая и творческая деятельность продолжается в театрах музыкальной драмы в гг. Самарканде, Андижане, и вновь в Ташкенте, и это плодотворное сотрудничество продолжалось на протяжение всей его жизни. Сабир Абдулла создал около 30 сценических произведений. Они ставились на сценах многих театров не только в Узбекистане, но и в Киргизии, Таджикистане. Некоторые из них («Тахир и Зухра», «Алпомиш», «Мукимий», «Гул ва Навруз»), как классика современной узбекской драматургии, и по сей день находят свое место в репертуарах театров республики. Так, в честь 100-летнего юбилея поэта и драматурга Сабира Абдуллы и 110-летнего юбилея композитора Тохтасина Джалилова, написавшего музыку к драме «Тахир и Зухра», Государственный Академический Большой Театр имени Алишера Навои в Ташкенте вновь возобновил постановку ее оперного варианта.
Сабир Абдулла проявил себя и как талантливый киносценарист. Художественный фильм «Тахир и Зухра» (1945 г.), снятый по его (совместно с А. Спешневым) киносценарию, с большим успехом обошел мировые экраны и занял достойное место в сокровищнице мирового киноискусства.

Сабир Абдулла был одним из очень немногих современных узбекских поэтов, в совершенстве владевших и широко использовавших в своем творчестве стихотворную форму «аруз». Форму, корни которой уходят вглубь веков, форму бессмертных творений великого Алишера Навои (Алишер Навои). Это, однако, нередко вызывало нападки критиков от «соцреализма», считавших «аруз» хоть и классической, но устаревшей, архаичной формой стихосложения.

Но время все расставило на свои места. Работая на стыке эпох, Сабир Абдулла явился как бы связующим звеном между классической и современной узбекской литературой и сумел сохранить в своих произведениях утонченную лиричность, музыкальность и загадочность восточной поэзии. Создавая свои лирические произведения он, продолжая лучшие традиции поэтов-классиков, первым из современных поэтов создал свой «Девон» (Диван), в который вошли его оригинальные произведения: стихи, газели, хажвия (юмор), мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды, маснави, рубаи.

Сабир Абдулла является автором многочисленных сборников стихов. Никто не подсчитывал, сколько лирических стихов и газелей Сабира Абдуллы переложено на музыку, но доподлинно известно, что многие из них стали сегодня классикой узбекского песенного искусства. Они любимы народом и до сих пор исполняются на концертах, звучат по радио и телевидении. Каждое свадебное торжество в Узбекистане и сегодня открывается песней «Туйлар муборак…!» (ария-свадебное поздравление из музыкальной драмы «Тахир и Зухра»), впервые прозвучавшей в 1939 г.

Умер Сабир Абдулла 24 октября 1972 года. Похоронен на Чигатайском кладбище (Чигатайское кладбище) в г. Ташкенте.

По данным архивных материалов.
Архивное фото.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Продавцы картошки устроили панику на ташкентских рынках

МВД рассказало, как будут наказывать водителей за вождение личного автомобиля без стикера

Ташкент. Первый день запрета на движение автомобилей

ИНФОРМАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИИ: C 30 марта в стране вводятся ограничения на передвижение автотранспорта

expo
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, Сабир Абдулла, Ферганская область, Коканд, Ташкент