Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Проект архитектурного комплекса КГМИ имени Савицкого


Такого музея-красавца, обустроенного по последнему слову техники, в нашей стране больше нет. До его открытия осталась всего лишь неделя. Но дорога к моменту, когда будет перерезана ленточка у входа в новое здание, была долгой и непростой. И все же – она позади. Все мысли мои сегодня о том, чтобы финишная прямая завершилась, как и подобает, торжеством. Все рассыпанные на пути к победе камни были преодолены, и коллектив нукусского музея во главе с Мариникой Бабаназаровой продолжал нести то доброе и вечное, что зовется культурой, встречая на своем пути всемерную государственную и общественную поддержку своему благородному труду.

О том, как свершался этот путь, рассказывает Серго Михайлович Сутягин.

Разговор с главным архитектором проекта строительства второй очереди музея состоялся в августе 2013 года. Я пришла к Серго Михайловичу в отдел Научно-исследовательского и проектного института градостроительства (ОАО “Узшахарсолик ЛИТИ”) в Ташкенте, возглавляемый архитектором-ветераном. Если директор КГМИ имени Савицкого М.М. Бабаназарова не нуждается в особом представлении, то о Сутягине, чьи творения полвека украшают столицу и другие города Узбекистана, широкая публика могла и не слышать, потому вкратце расскажу о нем.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Академик Серго Михайлович Сутягин

Родился Серго Михайлович 23 февраля 1937 года в Москве. В 1960 году окончил архитектурное отделение стройфака СазПИ. Он заслуженный архитектор Республики Узбекистан, член президиума Союза архитекторов Узбекистана, лауреат государственных и международных премий, действительный член Международной академии архитектуры (МААМ), Член градостроительного Совета ГлавУАГ Ташгорхокимията.

Это его официальный статус. И заслужил он его замечательными авторскими работами. Их не счесть, но самые известные назову. Это Дворец искусств (Панорамный) в Ташкенте, станция «Проспект Космонавтов» Ташкентского метрополитена, республиканская библиотеки имени Навои, застройка центра столицы Узбекистана, столичная чайхана «Самарканд Дарбаза», мемориал «Журавли» в Чирчике, музыкально-драматический театр в Коканде, музей истории и амфитеатр на 2800 зрителей в Карши, реконструкция аэропорта в Бухаре и многие другие произведения зодчества.

Стоял архитектор-ветеран и у истоков проекта новых музейных зданий в Нукусе. Вот что он рассказал:
- Первое действующее здание музея (Блок-1) проектировалось в два этапа – в 70-е и 80-е годы. Главным архитектором назначили Игоря Ли – воспитанника узбекистанской архитектурной школы и нашей мастерской, в которой он, обучаясь в ТашПИ, готовил свои курсовые и дипломную работы, а потом выполнил здесь же проект первого блока музея в Нукусе. Основной проект утвердили в 1989 году. Проект предполагал строительство 3-х блоков: блок постоянной экспозиции с администрацией - он был сдан в 2003 году и уже 12 лет в эксплуатации; выставочный блок (Блок-2) и блок фондохранилища (Блок-3). В связи с отсутствием средств, блоки 2 и 3 были намечены на генплане как 2-я очередь строительства, но не были запроектированы и построены, и работы возобновились только в 2012 году. Главным архитектором проекта строительства второй очереди музея назначили меня.

Мы рассмотрели десятки вариантов, предложенных нашими сотрудниками, а когда проект был закончен в чертежах и комплексная проектная документация прошла госэкспертизу, он был согласован и утвержден на всех уровнях. Как авторы проекта, изучившие положение дел музея и работавшие в тесном контакте с его руководством, мы знали, что на 1 января 2011 года количество экспонатов музея составляло 85755 единиц хранения, и при максимальном уплотнении в первом блоке было выставлено всего 3 процента от общего числа экспонатов. Мы отметили это в концепции проекта, указав, что остальные экспонаты в настоящее время хранятся в бывшем здании горисполкома. Безусловно, они содержались в условиях стесненности, пожароопасности, не совсем подходящего температурного режима и воздухообмена, хотя сотрудники музея делали все возможное для максимальной их сохранности.

Руководство музея не сидело на месте, добивалось возобновления работ, и правительство приняло все меры, чтобы изыскать необходимые для этого немалые средства. Я побывал во многих странах, встречался со многими знаменитостями в архитектурном строительстве, накопил изрядный опыт. Но строительство музея – это очень непростое дело, оно относится к пятой, самой сложной категории проектируемых объектов, тогда как, к примеру, спортивные объекты относятся к третьей категории. При разработке проекта мы должны были учитывать все до мелочей, в том числе техническую оснащенность и оборудование. У нас нет отечественного оборудования для музеев, потому была поставлена задача изучить опыт строительства и оснащения хранилищ культурных ценностей за рубежом. С целевой установкой посмотреть, как их обустраивают, главный инженер проекта Н. Саакянц съездил в Санкт-Петербург, изучил опыт лучших музеев. Затем группа специалистов побывала в Голландии, где мы ознакомились с очень интересными старыми музеями – Ребранта, Гогена.
Поездка, прежде всего, обогатила нас новыми наниями и опытом, ведь чтобы что-то придумывать новое, надо много видеть.

Технологии у нас в сравнении с европейскими - на разных уровнях. В Голландии, к примеру, нас удивило отсутствие в хранилище датчиков по возгоранию и системы дымоудаления в случае пожара. На наш вопрос, почему не предусмотрены такие системы, нам пояснили, что возгорания у них исключены. Если в случае возгораний на обычных объектах мы гасим огонь тонко распыленной водой, там, где хранятся произведения искусства, требуется порошковое распыление или газовое, чтобы не повредить их. Для музея в Нукусе мы приняли газовое распыление, сохраняя, таким образом, и экспонаты, и жизнь людей, которые могут находиться в помещении с возгоранием. У них будет 15 минут для эвакуации, пока зал наполняется газом. Запланирована система дымоудаления - такая у нас в стране обязательная технология соблюдения техники безопасности.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Академик С.М. Сутягин с молодыми архитекторами

Познакомились мы и с «Новым Эрмитажем» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге - первым зданием в России, созданном специально для размещения художественных коллекций – оно было возведено по проекту немецкого зодчего Лео фон Кленце. Туда ездил наш молодой архитектор Ильгиз Тургунбаев.

Между возведением первого и последующих блоков музейного комплекса пролегло 10 лет. Они спроектированы разными авторами, но цельно и с учетом эколого-климатических и национальных традиций. Мы закладывали в проект несколько схем развития, перенесенных на бумагу и в чертежи. Замечу, мы не работаем в каком-то определенном направлении - просто сочиняем наши проекты. Творчество мастерской невидимо поддерживает весь опыт прошлого. У меня даже формула этой концепции разработана: «Родник прошлого питает древо настоящего и рождает плоды будущего». Вот в этом ключе и работаем. Естественно, исходим из традиций, но должны смотреть вперед. Я всегда учу этому своих учеников, и сам так поступаю, проектируя и возводя те или иные сооружения, начиная с Дворца искусств. Он не стареет. А ведь сооружению уже 50 с лишним лет, и все же оно смотрится современным. Надо смотреть вперед, ориентироваться в мировом пространстве, и как я уже говорил, питаясь прошлым, рождать плоды будущего.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Строительство 2 и 3 блоков. 2013 год.

Так было и с музеем в Нукусе. Задача перед нами стояла грандиозная. И мы справились с нею в отведенные сроки. На большой, зарезервированной под музейный комплекс территории в 2, 5 га здания занимают не столь большую часть, остальная территория принадлежит городу и ее благоустраивал хокимият. К музею, как заложено в проекте, ведет дорожка между двумя фонтанами. По диагонали к первому зданию встали новые корпуса, такого же размера, как и первый блок – 40 на 40 м. Блок № 2 - экспозиционный, общей площадью 4814,0 кв. м, подобен возведенному в 2003 году, предназначенному для основной экспозиции. Он включает конференц-зал, библиотеку с читальным залом, оснащенным современной компьютерной техникой, помещения для персонала и кафе для посетителей – все это на первом этаже. Выше – выставочные залы: на втором этаже разместится живопись, а на верхнем - экспозиция графики. В блоке №3, соединенном крытой галереей с первым и вторым выставочными, размещено фондохранилище общей площадью 5760,0 кв.м – оно более глухое, что сделано для надежной защиты фондов.

Выполнили мы и вспомогательные объекты, то есть внутриплощадочные инженерные сети – это котельная, резервуары, аварийная дизельная электростанция, санузлы, кондиционерные установки (чиллеры). Обеспечено автоматическое пожаротушение, проведено благоустройство территории. Наблюдение за строительством вел главный инженер Саакянц, группа архитекторов и инженеров нашей мастерской осуществляла архитектурный надзор, регулярно выезжая в Нукус. Дирекция музея, и прежде всего сама Мариника Маратовна Бабаназарова также не оставляли своими ежедневными заботами вторую очередь строительства.

Все, что связано с административно-бытовыми помещениями, не вызвало у нас затруднений. Мы рассчитали, где и какая нужна мебель, где и как будут расставлены кресла и столы - все необходимое для этой части музея заложено в бюджет и осметчено, как говорят. Пришлось думать о валютных ассигнованиях для приобретения музейного оборудования. В республике оно не выпускается, производится в Санк-Петербурге и в Китае. Китай ближе, и продукция, производимая там, дешевле. Решили вместе с Мариникой Маратовной, что надо составить совместную комиссию из архитекторов и музейных работников, так как очень трудно рассчитать, какое именно нужно оборудование, и во что это встанет. В основном, нужны были приспособления для разных по размеру и материалам экспонатов – от картин и графических листов до археологических атрефактов, предметов национального искусства и быта. Экспонаты настолько разнообразны, что мы, архитекторы, не могли самостоятельно рассчитать смету, все подсчитывали вместе, в зависимости от нужд музейной коллекции и экспозиции.

Этот двухлетней давности разговор с Серго Михайловичем - часть славной летописи музея. Казалось бы, можно поставить точку в рассказе о работе по сооружению музейного комплекса КГМИ имени Савицкого в Нукусе. Она растянулась на четыре с лишним десятка лет с начала замысла в прошлом веке и его воплощения в новом тысячелетии. Музей обрел даже не дом – дворец из трех блоков, благодаря государственной поддержке и инициативности директора М.М. Бабаназаровой.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 2)

Директор музея имени Савицкого Мариника Бабаназарова

Стоит упомянуть, что Маринике Маратовне 7 сентября 2015 года исполняется 60 лет. Но вместо своей подписи в поздравительном адресе академик Сутягин счел своим долгом выразить свой протест против несправедливого приказа об увольнении своей многолетней соратницы по строительству музея, как и сотни других людей, поддержавших требование коллектива вернуть директора. М.М. Бабаназарова заслужила высшую оценку своей деятельности плодами многолетнего труда – только избранные оставляют столь весомый вклад в истории культуры своего народа. За такой гражданский подвиг – иначе ее более чем 30-летнее служение музею и назвать невозможно – удостаивают высоких званий и правительственных наград, а не подвергают давлению, наветам и увольнению.

Как можно оценить действия, выводы и решение комиссии в Нукусе, которая явилась в музей с проверкой незадолго до проведения в нем юбилейных торжеств и открытия новых корпусов, подготовки двух новых юбилейных выставок и других важных дел? Не иначе, как нарушающими нормальную работу музея (если применить самые нейтральные выражения) в очень сложный и напряженный период подготовки к долгожданному празднику, на который ожидается приезд большого количества гостей и прессы со всех концов. Как подрывающими авторитет нашей республики в мировом сообществе. Узбекистан с древности был средоточием научной и культурной мысли, толерантности и миролюбия. Мы любим свою страну и мечтаем видеть ее просвещенной, культурно и экономически развитой, ни в чем не уступающей цивилизованным странам.

О проведении юбилейных торжеств в честь 100-летия основателя музея И.В. Савицкого и открытии музейного комплекса надеюсь рассказать в репортажах сентября.

Тамара САНАЕВА.

Фото автора и из мастерской С.М.Сутягина.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)