Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Потомки дракона

Потомки дракона Как для многих народов Центральной Азии символом мощи, красоты, силы традиционно выступают лев или тигр, как в России сакральное значение несет образ орла, так в Китае божеством, защищающим людей от злых сил, издревле почитается дракон. «Пусть дети твои станут драконами», – желают друг другу китайцы, имея в виду – умными, сильными, талантливыми. Первого императора Поднебесной Цин Шихуана называли «драконовым предком» китайцев. С драконом сравнивал философа Лао Цзы великий Конфуций...

И уж коль скоро прозвучало имя Конфуция (VI–V вв. до н.э.), нельзя не сказать несколько слов об этом величайшем из Учителей мудрости, чье учение на много веков вперед определило жизнь и сознание не только китайцев, но и всего человечества. Центральная идея конфуцианства – жэнь, или гуманность. Сам философ называл это любовью к человеку. Жэнь – это моральный идеал и цель воспитания. Принципы жизни общества и управления государством Конфуций видел не в применении закона и насилия, а в моральном воспитании и в добродетели правителя. Таким образом, Учитель обращался прежде всего к человеческому сердцу: воспитание добродетели, моральное самосовершенствование было для него основой достижения всеобщего мира. А умиротворение Поднебесной было заветной целью конфуцианцев…

И все же, несмотря на то, что идеи великого китайского мудреца и по сей день пронизывают менталитет человечества – не в меньшей степени, чем учения Платона и Аристотеля, – большая часть истории Китая прошла в войнах.

В III веке нашей эры рухнула существовавшая на этой территории могущественная держава Хань, сметенная восстанием рабов. Китай вступил в новую полосу истории – раннее средневековье. Это была тревожная и смутная пора. Непрерывное вторжение кочевых племен длилось почти 150 лет. Китай был разделен на ряд государств. Юг и север страны на несколько столетий оказались отрезанными друг от друга: там возникли свои государства. На юге, куда от преследователей бежала большая часть коренного населения, важнейшим культурным центром стал Цзянькан (близ современного Нанкина). В нем нашли убежище многие ученые, поэты и живописцы. На севере, захваченном племенами кочевников-сяньбийцев, к концу IV века образовалось крупное царство Северная Вэй, со столичными центрами Пинчэн (современный Датун) и Лоян.

Захват севера кочевниками принес не только бедствия и разрушения, но и сыграл важную роль в судьбе Китая. Он помог установлению культурных связей с азиатскими народами. Вэйским правителям необходима была моральная опора для поддержания своей власти. Такой опорой для них стал буддизм, пришедший из Индии. Он быстро распространился в Китае благодаря своей проповеди милосердия, всеобщего равенства перед лицом страданий, обещаниями благ за добрые дела и наказания за дурные. И сегодня можно видеть буддийские храмы в скалах, где древние мастера изваяли из камня целые повести и притчи из жизни Будды и его учеников. Одухотворенная красота изображений буддийских святых внесла совершенно новые черты в искусство Китая. Это был толчок к развитию новых направлений и в изобразительном искусстве, и в культуре в целом.

Именно тогда, в эпоху раннего средневековья, наряду с храмовыми росписями, получила развитие живопись на свитках. Горизонтальные свитки-повести включали в себя, помимо картин, поэмы или изречения мудрецов, выполненные красивым каллиграфическим почерком. Главным стала передача не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, самого дыхания жизни.

Еще большую полнокровность и яркость китайское искусство обрело в пору развитого средневековья. Культурные достижения двух крупных государств – Тан (618–907) и Сун (960–1279), возникших после нового объединения страны, оставили блестящий след в истории. Духовная жизнь Китая пережила на протяжении трех веков высокий взлет. Подъем отразился в архитектуре и живописи, скульптуре и прикладном искусстве, поэзии и прозе. Расцвет культуры во многом был связан с развитием городов. Расширившиеся китайские города, порой с многомиллионным населением, стали не только центрами торговли и ремесленного производства, но и средоточием научной, художественной жизни. В городах существовали библиотеки, разного рода учебные заведения, процветала поэзия. Тогда же был изобретен ксилографический способ печатания, который в ХI веке сменился более совершенным – печатанием разборным шрифтом.

Переживало расцвет и зодчество: возводились дворцы и храмы, широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми кверху краями не только защищали здания от зноя и проливных дождей, но и придавали им красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птиц…

Государственные деятели того времени были еще и поэтами, ценителями искусства. Знание живописи, умение слагать стихи считались обязательными для всякого образованного человека. О том, насколько важную роль играло в ту пору искусство, говорит создание в Х веке при императорском дворе Академии живописи, где художники заняли почетные места. Получить должность чиновника мог только тот, кто сдал государственные экзамены на чин, причем в экзаменационные задания входило не только знание конфуцианских книг, но и стихосложение, и умение разбираться в искусстве.

Три дня и три ночи мела метель –
Бело от снежных холмов.
Мне старого друга нечего ждать –
Метель пути замела…

Это стихи Ван Вэя, блистательного сановника, покинувшего свой пост при дворе и уединившегося от суеты на лоне природы, чтобы писать картины и предаваться размышлениям…

В VII–XIII веках живопись у китайцев почиталась как важнейший из видов искусства. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае. Как никогда, живопись приближалась к поэзии: картины не мыслились без стихотворной надписи, в стихах рождались зримые, красочные образы. Художники эпох Тан и Сун расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные живописные композиции на веерах. На многометровых горизонтальных свитках изображали пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты легенд…

Периоды Тан и Сун – время расцвета и многих видов декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла. Заслуженной мировой славой пользуются старинные китайские изделия из резного камня, лака, дерева, кости, фарфора, танская и сунская керамика, мебель, вышивка, бронзовые сосуды, серебряные зеркала, изделия ткачества, как бы подхватившего эстафету живописи… Все это было в средневековом Китае не просто предметами ремесла, а самостоятельными высокохудожественными произведениями рукотворного искусства. В изделиях художественных ремесел средневековья воплотились богатая фантазия и тонкое декоративное чутье китайского народа.

В 1127 году Китай пережил огромное потрясение: чжурчжэни захватили север страны и разграбили столицу. Все, кто мог, бежали на юг, в Ханчжоу. Здесь вновь восстановилась Академия живописи и постепенно возродилась художественная жизнь. Однако настроение и стиль пейзажей этого времени изменились, они часто грустны и тревожны, в них читаются боль и горькие воспоминания о дорогих сердцу краях...

Монгольское нашествие в конце XIII века принесло стране очередные бедствия и разрушения. Почти на 90 лет в Китае воцарилась династия Юань, а вся огромная его территория оказалась под чужеземной властью. Сгорели прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности. Хотя монгольские правители стремились привлечь ко двору выдающихся ученых, поэтов и живописцев, – далеко не все принимали их приглашения. Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на вершины искусства великих мастеров периода Сун, они культивировали старину, достижения прошлого, однако вносили в искусство свои новые чувства, переживания. Особое значение приобрели каллиграфические надписи на картинах, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Сами изображения тоже были символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра: он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы…

Период Мин (1368–1644), начавшийся после того, как Китай, сбросив чужеземное владычество, снова стал самостоятельной державой, очень сложен и противоречив. В XV–XVI веках страна переживает пору экономического и духовного расцвета. Вновь поднимаются города, возводятся великолепные архитектурные ансамбли, бесконечно разнообразны изделия художественных ремесел. Но уже к XVII веку империя вновь приходит в упадок. В 1644 году страну захватили маньчжуры, правившие до 1911 года. С воцарением маньчжурской династии Цин начался постепенный спад в экономическом и культурном развитии Китая. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск искусства периодов Тан и Сун. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Непокорные подвергались суровым наказаниям. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу. На протяжении почти шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали многие талантливые живописцы, пытавшиеся внести в искусство новые веяния.

В то же время период Мин – время бурного градостроительства, расцвета зодчества и декоративного искусства, создания торжественных архитектурных ансамблей. За короткий срок были отстроены и украшены первая, а затем и вторая императорские резиденции – Нанкин и Пекин.

В XVIII веке, в период Цин, наблюдается расцвет фарфорового производства. Большим спросом продолжают пользоваться и предметы красного резного лака, изделия из перегородчатой эмали, своими переливчатыми узорами напоминающей парчу или вышивку. Виртуозной техники достигли китайские мастера XV–XVIII веков и в резьбе по камню. Из горного хрусталя, нефрита, халцедона и яшмы создавались печати, вазы, настольные экраны, принадлежности для письма… Прикладное искусство этой поры имело очень важное значение, развивая лучшие художественные традиции китайской культуры.

Неудивительно, что народ, обладающий столь поэтической душой и тонким художественным чутьем, породил и такой чудесный цветок национального искусства, как знаменитый театр теней. Насчитывающий 2000-летнюю историю, театр теней, где тени кукол проецируются на ярко освещенный экран, был одним из популярнейших в народе театральных жанров. В наши дни театру теней, как и многим другим видам народного искусства, угрожает исчезновение. В Китае уже говорят о необходимости внести заявку на включение театра теней в Реестр объектов мирового наследия ЮНЕСКО, чтобы не дать исчезнуть этому виду древнего восточного искусства.

Столь же уникальное явление – национальная опера Китая. Среди 300 видов китайской оперы самая распространенная и влиятельная – пекинская, появившаяся в начале XIX века. Опираясь на двухсотлетнюю практику сценического искусства, она соединяет в себе элементы драмы, пения, музыки, танца, акробатики и боевых искусств. И хотя сегодня кино и телевидение соперничают друг с другом за зрителя, – к счастью, не редеют и ряды поклонников традиционного национального искусства. Как не иссякает и поток современных прилежных учеников великого Учителя древности…

Мы начали рассказ об удивительной культуре удивительной страны с дракона – излюбленного образа жителей Поднебесной. Похоже, что уже сам выбор в качестве покровителя нации именно этого причудливого мифического создания, не существующего в природе, но не одно тысячелетие живущего в воображении людей, многое говорит о самих китайцах. Тонкие ценители прекрасного, владеющие тайнами древней мудрости. Умеющие за обыденным видеть чудесное, поэтизировать каждую травинку и в любую обиходную безделушку вдыхать душу настоящего искусства. Народ философов и поэтов. «Потомки Дракона»…

Дилором НУРМУХАМЕДОВА.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Бесчинства по адресу Ок-йул 59 завершены, или как пенсионерке вернули участок

Руководство Республиканского центра акушерства и гинекологии присвоило более 15 миллиардов сумов

С 1 января услуги централизованного теплоснабжения будут оплачиваться по новой системе

Авиарейс Москва-Фергана совершил вынужденную посадку в Самаре из-за смерти пассажира-узбекистанца

expo
Похожие статьи
Теги
Китай, Дилором Нурмухамедова