12.6 C
Узбекистан
Пятница, 2 октября, 2020

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Топ статей за 7 дней

В Ташкентской области от коронавируса умер 11-летний ребенок

Минздрав сообщил о смерти 11-летнего мальчика от осложнений, вызванных коронавирусом. Согласно данным ведомства, ребенок...

В Ташкенте за один день из-за коронавируса закрыли две школы

Согласно данным районного отделения санитарно-эпидемиологической службы были закрыты №№ 40 и 262 в Шайхантахурском районе, сообщили в пресс-службе...

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

Подпишитесь на нас

51,613участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,240участниковПодписаться
Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Часть 1

Нажмиддин Мавлянов — всемирно известный тенор, ведущий солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, приглашенный солист Большого и Мариинского театров России, приглашённый солист Королевского театра Ковент-Гарден, театра Метрополитен-опера, Фламандской оперы, Немецкой оперы на Рейне, Израильской оперы в Тель-Авиве.

Творческий график столь востребованного тенора расписан на месяцы и годы вперёд. В марте певец должен был выступить в Метрополитан в «Тоске», в апреле петь в «Аиде» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в мае – «Иоланту» в Мариинском, в мае-июне «Пиковую даму» в Германии…

Всё замерло в нашем общем земном доме с нагрянувшей на человечество пандемией. Не поднимаются в небо и не бороздят океаны пассажирские лайнеры, остановлены многие предприятия и учреждения, заморожены стройки, закрыты учебные заведения, музеи, галереи… Пустуют в ожидании зрителей театры. Но жизнь продолжается.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Нажмиддин и Любовь Мавляновы

— Дорогие друзья, — обратился к своим друзьям в социальных сетях всемирно известный оперный певец Нажмиддин Мавлянов. — Пока длится самоизоляция, я учу новые оперные партии, совершенствуюсь в итальянском языке, читаю книги. А еще занимаюсь спортом и, наконец-то, вновь взял в руки любимый инструмент — гитару. Желаю всем крепкого здоровья и веры в лучшее.

Первые шаги в оперном искусстве Нажмиддин Мавлянов делал на сцене узбекистанского Большого. Именно здесь студентом консерватории он впервые услышал оперу «Риголетто» и, как признаётся, бесповоротно влюбился в театр, который стал для него целым миром. В ГАБТе имени Навои и сам затем выступил во многих спектаклях. С блеском исполнил партию Хозе в премьерной постановке «Кармен» Бизе в постановке Фирудина Сафарова и музыкального руководителя, дирижера Дильбар Абдурахмановой. Именно тогда покорил самую взыскательную публику красотой и силой своего голоса в сложной теноровой партии.

Познакомилась с талантливым солистом в 2010 году и уверенно посулила ему успех и большое будущее, триумфы на лучших сценах мира. Расспросила о пути к оперному искусству, а затем в течение 10 лет следила за творческим развитием талантливого солиста, ставшего звездой мировой оперной сцены. Летом 2019 года вместе с заполнившей Большой театр публикой аплодировала выступлению Нажмиддина Мавлянова в партии Германа на Исторической сцене самого известного российского театра.

Хочется рассказать подробнее о знаменитом соотечественнике.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Самарканд

Детство и юность под небом Самарканда. Путь к искусству
Родился Нажмиддин в Самарканде. В доме любили петь, собираясь на семейные праздники. Красивый голос был у мамы, хотя времени на отдых у неё было мало – она работала на шелкоткацкой фабрике и, рано потеряв мужа, одна растила детей. Какие были увлечения у самаркандского школьника? Спорт, песни под гитару… Учиться по совету родных Нажмиддин пошел вначале в строительный колледж. Нужно было думать, как помочь маме. Занимался резьбой по ганчу (гипсу) — и получалось неплохо, он стал настоящим мастером по ганчу и отделке.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Дом офицеров в Самарканде

В то время при Доме офицеров в Самарканде создали музыкальную группу, и Нажмиддина пригласили в коллектив. Музыкант-самоучка, он пользовался успехом у публики, но времени на творчество оставалось мало – его занимала учёба, практика, работа.
Казалось бы, юноша мог стать известным народным усто, профессиональным строителем или эстрадным певцом. Классику в школьные годы не слушал и не пел. Но судьбы вершатся, по всей видимости, свыше.
В 1998 году он решил попытать удачу в Самаркандском училище искусств. Неожиданно для себя по итогам вступительных экзаменов был зачислен в училище и начал учиться профессиональному пению. Педагог по вокалу Алла Васильевна Щетинина помогла юноше раскрыть вокальные данные и заложила в талантливом самаркандском парне огромную любовь к большой музыке. Певец высоко ценит её уроки, бережно сохраняя память о своём первом педагоге.

Нажмиддин блистательно закончил обучение в училище и, заняв первое место по специальности на Республиканском конкурсе музыкальных училищ, без экзаменов был зачислен в Государственную консерваторию Узбекистана.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Государственная консерватория Узбекистана

-Что стояло за этим: труд или удача? – спросила Нажмиддина в Москве летом 2019 года.

— Это было в 2002 году. Да, мне повезло. В консерваторию зачислили вне конкурса. Но и в юности, и сейчас любил и люблю работать. Хорошо помню свои четыре студенческих года. Они прошли быстро. Я много занимался, изучал музыкальную литературу, посещал концерты и спектакли в оперном театре. На втором курсе консерватории меня пригласили стажёром в оперную труппу ГАБТ, а затем перевели в солисты.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Звучит итальянская песня. Нажмиддин Мавлянов, дирижёр Бобомурод Худайкулов. Ташкент

Получив диплом бакалавра, продолжил учёбу в магистратуре. Думаю, внеконкурсное зачисление, если даже оно было везением, я сполна оправдал трудом.

На смену моему педагогу по вокалу А. В. Щетининой пришла и осталась для меня главным наставником в консерваторский период и поныне заслуженная артистка Узбекистана Ольга Алексеевна Александрова. Я имел счастье учиться в её классе, советуюсь с нею и сегодня, спасибо ей. И всё же лучшая школа для певца – это сцена.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои

Первой такой школой стал для меня Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои. В оперной труппе этого театра я проработал семь лет. Бесконечно благодарен за все уроки и советы народному артисту Азербайджана и Узбекистана режиссёру Фирудину Сафарову, заслуженному деятелю искусств Андрею Слониму, народной артистке Узбекистана, дирижёру, Дильбар Абдурахмановой, всем моим старшим коллегам.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

С режиссёром Ф .Сафаровым (в центре) после спектакля «Кармен» в ГАБТ имени А. Навои
Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

С режиссёром А. Слонимом (в центре) после спектакля «Евгений Онегин» в ГАБТ имени А. Навои

Выступал в партии Хосе («Кармен» Бизе), пел Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского, Альфреда в «Травиате» Верди). Знаковой была партия Неморино в «Любовном напитке» Доницетти, интерес публики вызвали партии Господина Фогельзанга в опере «Директор театра» Моцарта и Рудольфа в «Богеме» Пуччини. Много было и концертных выступлений на различных площадках.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

На вечере немецкой музыки в театре Марка Вайля «Ильхом»

Запомнилось выступление в театре «Ильхом», где впервые исполнил на немецком языке вокальные произведения Малера. Всегда приятна была поддержка зрителей – я её чувствовал, и она воодушевляла.

«Москва, как много в этом звуке…»

Вера, талант и труд творят чудеса. Мечты Нажмиддина Мавлянова петь на лучших сценах мира сбылись. Грандиозный успех, как это принято в музыкальном мире, начался с участия в республиканских и зарубежных вокальных конкурсах. После одного из международных конкурсов молодого солиста пригласили в Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко для участия в опере Верди «Сила судьбы» (режиссёр Георгий Исаакян, дирижёр Феликс Коробов). Спустя 10 лет певец вспоминает, как 8 октября 2010 года дебютировал в партии Альваро. Это был настоящий экзамен. Острота сюжетных ситуаций, мелодическая красота оперы, драматизм действия, психологическая рельефность образа героя – всё волновало его в этой постановке, написанной композитором для премьеры на сцене Большого (Каменного) театра Санкт-Петербурга в далеком 1862 году.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Затем приглашённому солисту доверили партию Гофмана в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Дальше — Альфреда в «Травиате» Верди и Хосе в любимой им опере «Кармен» Бизе. Все эти оперы поставил знаменитый режиссёр (НАРОДНЫЙ АРТИСТ) Александр Титель. Творческая жизнь в московском театре сложилась блестяще. Год за годом рос репертуар певца, и сегодня в этом списке 40 с лишним оперных партий в спектаклях на музыку русских, итальянских, французских композиторов.

На вопрос, какие постановки и оперные партии особенно дороги, Нажмиддин ответил:

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Пинкертон в «Мадам Баттерфляй»

— Все. Многие спеты не раз и на разных сценах. В 2012 году я дебютировал в опере «Вертер» Массне, затем спел Эдгардо в «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. В том же году исполнил Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского. Этапным могу назвать 2013 год, когда впервые спел Рудольфа в «Богеме» Пуччини и Камилла де Россильона в «Веселой вдове» Легара. Потом были ведущие партии в операх Пуччини: Пинкертон в «Мадам Баттерфляй» и Каварадосси в «Тоске».

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

«Аида» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

В 2014 году Мавлянов выступил в «Аиде» Верди. Это была первая постановка «Аиды» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. К тому же, доверенная режиссёру, который до этого оперных спектаклей не ставил – знаменитому Петеру Штайну (дирижёр Феликс Коробов). Российский зритель к тому времени знал режиссёра по постановкам чеховских спектаклей «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» — они были показаны на Международном Чеховском фестивале. Нашумевшим спектаклем стала и многочасовая «Орестея» Эсхила, «Гамлет» с Евгением Мироновым в главной роли. И вдруг – опера! Приступив к работе, Штайн влюбился в «Аиду». От артистов, требовал не просто вокала, а полного психологического раскрытия образов и психологической достоверности в каждой мизансцене.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Радамес в опере Верди «Аида»

Дебют в партии Радамеса тенор Мавлянов считает для себя очень важным, в этой партии он затем блистал на многих сценах. В «Аиде» его покоряет и героика образа молодого полководца Радамеса, и рассказанная в ней история о драматичной любви.

Этапной в своём творчестве считает певец участие в грандиозной опере «Хованщина» Мусоргского, поставленной Александром Тителем. Вместе с дирижёром Александром Лазаревым режиссёр доверил Нажмиддину исполнить в ней две партии. Он спел Князя Андрея Хованского, а телезрителям (автору этого очерка, в том числе) повезло слушать «Хованщину» в записи по телевидению, где Мавлянов предстал в партии Князя Василия Голицына.
Наш соотечественник не раз становился героем телепередач Российского телевидения. В одной из них очень лестно отзывалась о нём блистательная прима Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Ясон в опере «Медея» Керубини

— Дебютировал с Хиблой Герзмава в партии Ясона в «Медее» Керубини, — говорит Нажмиддин. — Она прекрасная певица. Это было в 2015 году. Спектакль поставил Александр Титель. Он показал, какой хрупкой может быть гармония, как легко её разрушить. Мой герой Ясон, предав Медею, расплачивается за это жизнью невесты и своих детей. Музыкальная драматургия в этой опере передаёт мысль, что разрушение гармонии приводит к хаосу. Это очень важная для меня истина.

Мировая слава тенора

Яркому и плотному тенору Нажмиддина Мавлянова, с его невероятной энергетикой, подвластны все оттенки звучания, вся палитра эмоциональных красок. Летом 2019 года мне несказанно повезло послушать его в партии Германа и затем провести наполненный разговорами и впечатлениями день на ВДНХ, где отмечали 80-летний юбилей Выставки.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Opera Gent. Бельгия

Спросила, в каких странах успел выступить за 10 лет.

— Выступал в Германии, Голландии, Франции, Греции, Ирландии, Швейцарии, Италии, Австрии, Абхазии, Беларуси, Китае, Южной Корее, США, Израиле, Финляндии, Великобритании, Казахстане – не перечислить. Многое зависит от приглашений, я счастлив выступать во всём мире. И. С 2014 года я приглашённый солист Мариинского театра в Санк-Петербурге, дебютировал на его исторической сцене в партии Манрико в опере Верди «Трубадур». Не раз выступал на Приморской сцене Мариинского театра, в других театрах России. С начала 2015 года — приглашенный солист Большого театра.

Нажмиддин Мавлянов поёт не только в опере. В 2011 году он завоевал 1 место и специальный приз, выступив как лауреат конкурса вокалистов, призёров Всероссийских и международных конкурсов, в рамках фестиваля имени Леонида Собинова в Саратове. В декабре 2017 года удостоен Благодарности Мэра Москвы за большой вклад в развитие культуры и добросовестный труд.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Н. Мавлянов. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!». Концертмейстер-Ирина Соловьёва.

В ряду его концертных выступлений партии тенора в «Реквиеме» Моцарта и «Реквиеме» Верди, «Песне о земле» Малера, кантате Орфа «Кармина бурана». Он блистательно исполняет неаполитанские, испанские, английские, немецкие, русские народные песни, вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». Записал диск «Песня русская сердцем поётся» с Ансамблем «Россия» имени Л.Зыкиной. Диск издан фирмой Universal Music.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Известному тенору довелось петь в лучших театрах, работать с крупнейшими режиссёрами и дирижёрами. С каждым из них, по признанию Нажмиддина, он невольно вырастал сам. Достаточно посмотреть на график выступлений солиста в сезоне 2018 – 2019 года, чтобы понять, какой работоспособностью и талантом надо обладать, чтобы выдерживать столь насыщенную творческую жизнь:
— дебют в партии Пьера Безухова в опере Прокофьева «Война и мир» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, режиссёр Александр Титель;
— партия Туридду в опере Масканьи «Сельская честь» на сцене Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе;
— партия Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» на сцене Центра исполнительских искусств провинции Цзянсу в Китае (с труппой Мариинского театра);
— дебют в партии Макдуфа в опере Верди «Макбет» на Исторической сцене Мариинского театра;
— участие в рождественских гастролях Мариинского театра в Римини (Италия), выступление в партии Габриэля Адорно в опере Верди «Симон Бокканегра» (дирижёр Валерий Гергиев) на сцене Театра Аминторе Галли;
— дебют в партии Канио в опере Леонкавалло «Паяцы» на сцене Мариинского театра;
— серия спектаклей «Тоска» на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве;
— участие в спектаклях Венгерской государственной оперы на сцене Театра Эркеля в Будапеште;
— исполнение партии Макдуфа в премьерной серии спектаклей в постановке оперы Верди «Макбет» на сцене Фламандской оперы в Антверпене.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

На Приморской сцене Мариинского театра

Завершила прошлый сезон в августе 2019 года партия Радамеса в опере «Аида» (режиссёр Алексей Степанюк, дирижёр Павел Смелков) на торжественном закрытии IV Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский» во Владивостоке.
Каждое выступление Нажмиддина Мавлянова – триумф оперного искусства, вызывающий бурные эмоции и восторг зрителей.

Окончание очерка читайте во 2 части.

Тамара Санаева
Фото автора и из личного архива Н. Мавлянова, а также
из интернета: Nadine Koul, Александр Шварценштейн и др.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как детям правильно носить маску во время пандемии COVID-19

ВОЗ рекомендует при надевание и после использования маски обрабатывать руки антисептиком или вымыть с мылом. Не трогать...

Центральная Азия — регион возможностей и многостороннего сотрудничества

30 сентября состоялась международная онлайн-конференция на тему «Центральная Азия и ЕС: многостороннее сотрудничество для достижения устойчивого развития Евразийского региона».

ГУВД ищет жителя Ташкента, чтобы вернуть ему потерянные доллары

Неизвестный мужчина 1 октября потерял доллары на столичном рынке Абу-Сахий. ГУВД разыскивает владельца валюты, чтобы вернуть ему пропажу. Деньги...

В Узбекистан будет поставлена пробная партия российских автомобилей Lada

В Узбекистан будет поставлена пробная партия российских автомобилей Lada Xray Cross экспериментального образца. Сообщается, что в будущем планируется наладить сборку Lada на...

В Ташкенте водитель Lacetti не остановился по требованию сотрудника ДПС и повредил 6 автомобилей

1 октября в 14:00 водитель автомобиля Lacetti, 30-летний гражданин Т.А., двигался на высокой скорости по проспекту Мустакиллик.

Больше похожих статей