Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Первая бардовская песня была написана в Фергане

Первая бардовская песня была написана в Фергане

28 марта исполняется 92 года со дня рождения Михаила Анчарова – поэта, барда, художника, киносценариста. Основоположнику авторской, или, как ее еще называют, бардовской песни. Захотелось рассказать об этом многогранно талантливом человеке.

В далеком 1965 году в журнале “Юность” прочел я удивительную и необычную повесть неизвестного тогда мне Михаила Анчарова “Теория невероятности”. Иллюстрирована она была самим автором.
Первая бардовская песня была написана в Фергане
Первая бардовская песня была написана в Фергане


Прочел я ее взахлеб. Повесть о физиках и лириках, перемежающаяся воспоминаниями главного героя. Воспоминаниями печальными и радостными. О любимых и утраченных людях, о пройденных дорогах. О любви.

До сих пор помню поразившую тогда меня начальную фразу - “Этой весной у меня наступила пора любви. Я совсем юный. Мне сорок лет".

А мне тринадцать, и у меня тоже пора любви. Так я открыл для себя Анчарова-писателя. А позже с магнитофонных бобин пришли и его песни.

Первая песня, которую я услышал в конце 60-х, была “Слава Богу, погода мглистая”, – и лишь много позже я узнал, что называется она “Любовницы”, и речь в ней о судьбе женщин послевоенной поры, когда остро ощущался недостаток мужчин.

А тогда я слушал эту запись, многократно переписанную с магнитофона на магнитофон, поражаясь ее немного таинственной, сексуально-гротесковой сути. Она совершенно не походила на песни Высоцкого, Кима, Окуджавы, тех авторов, которых я тогда уже знал, и чьи песни пел в дворовых компаниях.

Выучил я ее моментально и тут же включил в свой репертуар дворового семиструнника.

Слава Богу, погода мглистая,
На дворе - шаром покати.
Покупаю "Герлен" за триста я,
За семьсот пятьдесят - "Коти".
Приходи ко мне ночью, ночью.
Я нужна тебе, я нежна.
Ляжем ночью, закроем очи...
А жена!.. Подождет жена.

Эй, вдовец, собери овец!
Где ты бродишь, чугун луженый?
Где ты спишь, молодой вдовец?
Незамужние стонут жены.
Половинки бредут в ночи -
Половинки сердец, быть может.
Я юна, я смела. Скачи!
Я смогу тебя растревожить.

Приходи, приходи скорей!
А не то на слепом рассвете
Ты услышишь хрип батарей
И меня не успеешь встретить.
И опять миллионы жен,
Разгребая руками ветер,
Будут лезть с тоски на рожон -
И опять не родятся дети...

Ты не плачь, девчонка, не плачь!
Ты капрон свой стирай в лохани.
Год пройдет, как мимо палач.
Не горюй - он придет, коханый.
Вот окончится Новый год,
Новый год превратится в старый...
Возрастное. Это пройдет,
Как проходят вдали отары.

Слова были малоразборчивы, к тому же, что такое “Герлен” и “Коти”, я тогда не знал, и у меня получалось что-то спекулятивное.

Покупаю гирлянд за триста я.
За семьсот пятьдесят купи.

Так я узнал Анчарова-барда.

Анчаров – эта поэтическая фамилия, напоминающая знаменитые пушкинские стихи, подлинная, а отнюдь не псевдоним - появился на свет 28 марта 1923 года в семье инженера-конструктора Московского электролампового завода Леонида Михайловича Анчарова и его жены, преподавателя немецкого языка, Евгении Исаевны.

Родился он в Москве, в промышленном районе, называемым в просторечии Благуша. Это был рабочий район, хулиганский, и именно вот в таких местах, наверное, и рождаются настоящие поэты. Эту свою малую Родину он воспел впоследствии в песнях, картинах и прозе. Поколение, родившееся в 1923 году – поколение, юность которого опалена Великой Отечественной войной, поколение тех, кто первым ушел на фронт в 1941 году. И, забегая вперед, скажу, война чрезвычайно сильно повлияла на творчество Анчарова.

А пока он растет, ходит в школу, обычную и музыкальную, обнаружив тягу к живописи, посещает детскую изостудию при ВЦСПС. Жадно читает книги о приключениях, обожает Грина и, как все мальчишки, мечтает о путешествиях.

В четырнадцатилетнем возрасте начинает писать и исполнять первые песни, пока на чужие стихи – Александра Грина, Веры Инбер, Бориса Корнилова.

В 1940 году Анчаров оканчивает среднюю школу (он 4-й в верхнем ряду) и поступает в Архитектурный институт.
Первая бардовская песня была написана в Фергане


Но окончить его ему не довелось. В июле 1941 года Анчаров забирает документы из института и вместе со своим другом, с которым учился в изостудии, Юрием Ракино подает заявление в райвоенкомат с просьбой зачислить добровольцем на фронт. Военкомат, однако, распорядился иначе и направляет его в Военный институт иностранных языков Красной Армии, куда Михаил после успешно сданных экзаменов и поступает. В институте он изучает китайский и японский языки.

В это же время он женится на своей однокласснице Наталье Суриковой, в которую был влюблён с 4-го класса.

В конце октября 41-го года институт переводят в Узбекистан, в г. Фергану. И именно в Фергане Анчаров пишет первую песню на свои стихи. Это "Песня о моем друге - художнике" и посвящена она тому самому Юрию Ракино, товарищу по изостудии, с которым они написали заявление в военкомат.

Он был боксером и певцом -
Веселая гроза.
Ему родней был Пикассо,
Кандинский и Сезанн.
Он шел с подругой на пари,
Что через пару лет
Достанет литер на Париж
И в Лувр возьмет билет.
Но рыцарь-пес, поднявши рог,
Тревогу протрубил,
Крестами черными тревог
Глаза домов забил.
И, предавая нас "гостям",
Льет свет луна сама,
И бомбы падают свистя
В родильные дома.
Тогда он в сторону кладет
Любимые тома,
Меняет кисть на пулемет,
Перо - на автомат.
А у подруги на глазах
Бегучая слеза.
Тогда, ее в объятья взяв,
Он ласково сказал:
"Смотри, от пуль дрожит земля
На всех своих китах.
Летят приказы из Кремля,
Приказы для атак.
И, прикрывая от песка
Раскосые белки,
Идут алтайские войска,
Сибирские стрелки.
Мечтал я встретить Новый год
В двухтысячном году.
Увидеть Рим, Париж... Но вот -
Я на Берлин иду.
А ты не забывай о тех
Любви счастливых днях.
И если я не долетел -
Заменит друг меня".
Поцеловал еще разок
Любимые глaзa,
Потом шагнул через порог,
Не посмотрев назад.
И если весть о смерти мне
Дойдет, сказать могу:
Он сыном был родной стране,
Он нес беду врагу.

Юрий Ракино не вернулся с войны.

А Михаила Анчарова после окончания института направляют на Дальний Восток, где он принимает участие в боевых действиях против Кваньтунской армии Японии в китайской провинции Маньжурия.

Служит в разведке и в 1945 году с группой десантников принимает участие в операции по захвату последнего императора Манчжурии Пу И. За эту операцию он получает орден Красной Звезды, который, как известно, давался исключительно за личное мужество.
Первая бардовская песня была написана в Фергане


А параллельно появляются и его «менестрельные» песни. Так называл их сам Анчаров. Понятие бардовской песни тогда еще не существовало. Почти всю войну он не расставался с семиструнной гитарой. Пел и сочинял песни, когда это было возможно. Они были глубоко личные, но переходили, что называется, из уст в уста. И Анчаров очень удивился, когда узнал, что его песни – так же под гитару - поют солдаты на разных фронтах.
Первая бардовская песня была написана в Фергане

Михаил Анчаров. Маньчжурия.


После демобилизации, в 1947 году, Анчаров возвращается в Москву, где живет на случайные заработки. В этом же году у него рождается дочь Елена.

Война, безусловно, наложила отпечаток на творчество Анчарова. В песне “Баллада о парашютах” явственно ощущается фронтовой опыт поэта.

Парашюты рванулись
И приняли вес.
Земля колыхнулась едва.
А внизу - дивизии
"Эдельвейс"
И "Мертвая голова".
Автоматы выли,
Как суки в мороз;
Пистолеты били в упор.
И мертвое солнце
На стропах берез
Мешало вести разговор.

В 1948 году, выдержав конкурс, Анчаров поступает на живописное отделение ВГИКа. Однако вскоре он знакомится с дочерью известного поэта Ильи Сельвинского Татьяной, студенткой МГХИ им. Сурикова и переходит туда. Между Татьяной и Михаилом вспыхивает роман, и он уходит от жены.
Первая бардовская песня была написана в Фергане


Татьяна Сельвинская


Официально отношения с новой возлюбленной Михаил не оформляет, живет гражданским браком в доме Сельвинских в Лаврушинском переулке.

Институт он закончил в 1954 году, и примерно в это же время расстается с Татьяной Сельвинской. Расстается внезапно, в сильнейшем эмоциональном порыве, встретив другую женщину. Солнечный удар, как в рассказе Ивана Бунина. Вот как это было.

Однажды днем Михаил вышел из дома купить папирос. На его глазах упала с велосипеда девушка. Разбила колено. Он взял ее на руки и отнес в поликлинику Литфонда, которая находилась в подвале того же дома в Лаврушинском. Дождался, пока ей окажут помощь, спросил, куда ее отнести - ступить на ногу она не могла. Оказалось, что нести недалеко, жила она в соседнем подъезде. По словам Анчарова: "Была она легкая, как ребенок". Сбегал в аптеку за анальгином... и все, так там и остался.

Звали девушку Джоя Афиногенова. Была она дочерью известнейшего и, с моей точки зрения, выдающегося советского драматурга Александра Николаевича Афиногенова, погибшего в 1941 году во время бомбежки в возрасте 37 лет. Матерью Джои была американская танцовщица.
Всю войну Джоя с сестрой и мамой прожила у бабушки-миллионерши в Америке, а перед самым закрытием "железного занавеса" вернулась в Советский Союз. Во время рейса на корабле случился пожар, в результате которого мать Джои погибла.

К моменту встречи с Анчаровым ей было 17 лет, она была несовершеннолетней, а опекуном ее был первый секретарь Союза писателей СССР Александр Фадеев.

Первая бардовская песня была написана в Фергане

Джоя Афиногенова


Надо сказать, Анчаров любил ее безумно, страстно, безрассудно, и когда, прожив с ним 10 лет, Джоя ушла к его другу, это был для Михаила страшный удар, от которого он долго не мог оправиться. Об этой личной трагедии он написал несколько песен, одна из них - “Она была во всем права”, или, как еще называл ее Анчаров, “Цыганочка”.

Она была во всем права -
И даже в том, что сделала.
А он сидел, дышал едва,
И были губы белые.
И были черные глаза,
И были руки синие.
И были черные глаза
Пустынными пустынями.

Справедливости ради надо сказать, что те 10 лет, которые Анчаров прожил с любимой женщиной, были в творческом отношении весьма плодотворны. В это время написано большинство его песен, он пишет картины, заканчивает 3-годичные курсы киносценаристов, пишет сценарии фильмов “Мой младший брат” , “Апассионата” (совместно с Дж. Афиногеновой).

После ухода Джои Анчаров долго не может прийти в себя, погружается в депрессию и алкогольное забытье. Он действительно делал попытки повеситься. Об этом вспоминает его друг В. Лившиц. Дело было на даче, Анчарова успели спасти. Наступает трудный период в его жизни. Друзья вспоминают, что встречали Анчарова неряшливо одетым, опустившимся. Но он был сильным человеком; огромный жизнелюб, он сумел преодолеть и это тяжелое время.

Этот период найдет отражение и в прозе, в повести “Этот синий апрель”.

“...Когда однажды он очнулся и увидел, что выброшен на грязный заплеванный пол пустой комнаты своей бывшей квартиры - без дома, без семьи, без денег, без работы, без перспектив, без положения, без сил, без желания работать, - и только тогда стало ясно - сейчас или никогда. Надо писать. Созрело”.

Спасает его работа. Совместно с журналистом Анатолием Аграновским, Анчаров пишет сценарий художественного фильма “Иду искать”, вышедшего в 1966 году. В это же время начинает писать прозу.

О своих песнях сам Анчаров говорил так: "Специалисты называли мои песни 50–60-х годов по-разному: окраинные песни, московские, уличные, городские... Для меня они были переломными, ибо родились они на каком-то изломе эпохи, когда в душах людей появились признаки разочарования в том официальном принудительном оптимизме, который изливался потоками со страниц газет и с телеэкранов. Мне хотелось противопоставить этому бесплодному, внешнему оптимизму другой оптимизм - внутренний, общечеловеческий, запасы которого, как мне кажется, неиссякаемы".

Песни свои Анчаров начал писать и исполнять до т.н. магнитофонной эпохи, поэтому распространялись они, как говорится, из “уст в уста”, но тем не менее песенное творчество Анчарова оказало, на мой взгляд, огромное влияние на таких классиков жанра, как Галич и Высоцкий.

Владимир Высоцкий прямо называл Анчарова своим учителем. Совершенно очевидно, что Высоцкий написал свою “Дорожную историю” под впечатлением от Анчаровской песни “Мазы”.
И там, и там застрявший "Маз". И там, и там герой рассказывает о нелегкой своей судьбе.
Сохранился черновик Высоцкого к ненаписанному стихотворению, там такие строки:

Машины идут, вот еще пронеслась –
Все к цели конечной и четкой, –
Быть может, из песни Анчарова – "Маз",
Груженный каспийской селедкой.

Военные песни Анчарова также оказали огромное влияние на Высоцкого. Сравним “Балладу о парашютах” Анчарова и “Воздушный бой” Высоцкого. В обеих песнях речь идет о смертельном бое с врагами. У Анчарова на земле, у Высоцкого в небе. В обеих песнях погибшие десантники (у Анчарова) и летчики (у Высоцкого) попадают в рай. И в раю и те и другие продолжают с оружием в руках - только в этот раз небесным – защищать (хранить) мир на Земле.

У Анчарова есть песня о штрафных батальонах (Цыган Маша), вероятно первое произведение, в котором затронута эта тема. Есть песня о штрафниках и у Высоцкого. Анчаров написал песню “Баллада о танке "Т-34”, в которой наделяет грозную машину душой, и песня поется от имени танка. Тоже впервые применив в песне этот прием.

Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель.
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель.

Есть в Подмосковье “Музей истории танка "Т-34”, перед входом в музей, на постаменте стоит легендарная машина.
Под ней на мраморной доске выбиты, слегка искажённые анчаровские строчки:

...Я застыл, как забытый бой.
Пламенеют мои бока.
Человек, ты узнал меня?
Я - любовь,
Воскресшая на века

И под ними надпись: Михаил Анчаров поэт-танкист.

Танкистом Анчаров никогда не был, но настолько сильны были строки, что устроители памятника решили, что это мог написать только танкист.

А Высоцкий, позже используя тот же прием, написал песню “Як истребитель":

Я Як истребитель, мотор мой звенит.
Небо моя обитель.
А тот, который во мне сидит.
Считает, что он истребитель.

А вот уже упоминаемая песня “Цыганочка”. У Высоцкого есть песня с точно таким же названием, на тот же мотив, и, по его собственному признанию, написана она именно как подражание Анчарову.

Она на двор - он со двора, -
Такая уж любовь у них.
А он работает с утра,
Всегда с утра работает.

Ее и знать никто не знал,
А он считал пропащею,
А он носился и страдал
Идеею навязчивой.

Более того, иногда Высоцкий предварял исполнение своей “Цыганочки” куплетом из “Цыганочки” Анчарова.

Первая бардовская песня была написана в Фергане

В.Высоцкий и М. Анчаров


Не встретиться и не сойтись близко эти два бесконечно и многогранно талантливых человека просто не могли.

Несмотря на разницу в возрасте они сразу перешли на “ты” и сохраняли теплые отношения до конца жизни. В Анчарове в огромной степени было все, что так ценил в мужчинах Высоцкий, - мужество, порядочность, талант.

Сам Анчаров относился к тому, что он является учителем Высоцкого, довольно иронично. Вот что он сам об этом говорит:

“Он (Высоцкий) был настоящим мастером и все, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему не надо было учить - это вздор, - ему достаточно было сказать, что у него хорошо получается, а все остальное он понимал сам - это свойство больших художников. Потом спустя некоторое время я слушал пленку с записью его концерта, на котором он спел мою песню о водителе "Маза", о таком разбитном, видавшем виды парне (она была тогда очень популярна), при этом он все-таки вставил - эдак многозначительно, - что поет песню своего учителя Михаила Анчарова. А мне и тогда уже, ей богу, было неловко это слышать, потому что он был самородком, самостоятельно родившимся мастером... “

Не такое явное, но все-таки влияние оказали песни Анчарова и на песенное творчество Галича.
Более того, и бардом Галич стал именно благодаря Анчарову. Об этом случае, похожем на анекдот, рассказал Валентин Лифшиц.

Как-то Галич приехал в Ленинград по каким-то киношным делам и остановился в гостинице "Московская". В этой же гостинице жил Анчаров, тоже приехавший в Питер по таким же киношным делам, они были знакомы. Вечером Галич и Анчаров столкнулись в номере у одной дамы, приятной во всех отношениях, также проживавшей в этой гостинице. Оба были большими жизнелюбами и имели успех у дам. При этом очень ценили свой успех и относились к этому весьма ревностно. В номере у дамы стояло пианино, и Галич, владевший инструментом, сел за него и спел несколько песен Вертинского и русских романсов (своих у него тогда еще не было). После этого он решил, что победа на любовном фронте обеспечена. Не тут-то было. Анчаров сходил в номер за гитарой, спел несколько своих песен и… Анчаров остался с дамой, а Галич ушел к себе в номер не солоно хлебавши.

Затем Галич приехал домой в Москву, снял с антресолей гитару и начал писать песню. По свидетельству жены Галича Ангелины, сказав при этом: "Если Анчаров может, я тоже это смогу". Ну а чем все это закончилось, знают все. Первая песня Галича "Леночка" ("Весенней ночью Леночка стояла на посту….") очень напоминает по своему балладному построению песни Анчарова”. Да и песня “Монолог шофера” написана не без влияния все той же песни “Маз”.

Таким образом, совершенно очевидно, что поэтическое творчество Анчарова подготовило почву для дальнейшего развития тематических, языковых и интонационных возможностей жанра авторской песни, оказав несомненное влияние на его становление.

Начиная с 1963 года, песни Анчарова обретают широкую известность и популярность, он выступает на вечерах самодеятельной песни в вузах, домах культуры, творческих клубах Москвы и Ленинграда, записывается на домашние магнитофоны.

Первая бардовская песня была написана в Фергане

В 1971 году на телеэкраны страны выходит многосерийный телевизионный фильм “День за днем” по сценарию Михаила Анчарова. Михаил Леонидович и здесь выступил первопроходцем, это был первый отечественный сериал. В каждой серии телефильма звучала песня Анчарова. 17 серий - 17 песен.

“Ты припомни Россия”, “Товарищ”, “Песня о циркаче”, “Я ночью шла по улице”, “Кап-кап” и другие. Одна из них в исполнении Нины Сазоновой стала практически народной: “Стою на полустаночке в цветастом полушалочке”.

На съемках фильма Анчаров знакомится с молодой актрисой, исполнительницей одной из главных ролей, Ниной Поповой и вскоре женится на ней.
Первая бардовская песня была написана в Фергане


С Поповой Анчаров прожил 6 лет, до 1975 года, а затем женится последний раз на собственной домработнице Ирине Биктеевой, с которой прожил до своей кончины. Ирина родила ему сына Артёма.

Надо сказать, это был мезальянс. Ирина никак не соответствовала его интеллектуальному уровню, к тому же была неравнодушна к спиртному и часто устраивала скандалы.

Спасала его старое испытанное средство - литературная работа.

Правда, после 72-го года Анчаров перестал писать песни и стал работать в других жанрах.

Константин Симонов когда-то подметил, что поэты, достигая определенного возраста, уходят в прозу. Наверное, это так, вспомним Пушкина:

Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят.

Вот и Анчаров с годами обратился к повествовательному жанру.

В 1979 году выходит второй телесериал по сценарию Анчарова “В одном микрорайоне”, но такой популярности, как у первого, у него не случилось. Возможно, и потому, что там анчаровских песен уже не было.

В 80-е годы Анчаров окончательно переходит на крупную прозу, в это время выходят его романы "Самшитовый лес", "Записки странствующего энтузиаста", «Как птица Гаруда».

Эти книги о самом важном в человеческой жизни, и в них с невероятной мощью проявлена сила прозаического слова.

В эти годы Анчаров необычайно популярен, его много издавали, как сейчас говорят – он был культовым писателем.

Скончался Михаил Анчаров 11 июля 1990 года и похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.

Первая бардовская песня была написана в Фергане

Михаил Анчаров. Автопортрет


Очень точно сказал об Анчарове один литературный критик:
«Что может быть реальнее утонченной и незаурядной художественной личности, прошедшей войну, побывавшей в различных житейских переплетах, познавшей людей в самых изощренных ситуациях и сохранившей свою любовь, свою веру, свою фантазию. Личности, преодолевшей саму реальность жестоких человеческих отношений и создавшую реальность свою – новую, светлую. Сервантес создал "Дон Кихота", Александр Грин – «Алые паруса» и свой особый гриновский мир, Михаил Анчаров – фантастическую трилогию «Сода-солнце» и свой анчаровский мир: песен, картин, стихотворений, удивительно реальной и поэтически светлой прозы».

Михаил Анчаров не только создал свой особый мир в искусстве, но и стал основателем бардовской песни, яркими представителями которой стали такие поэты, как Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Ким. И невольно охватывает чувство гордости от того, что первая песня в этом жанре была написана Анчаровым именно в нашей республике, в городе Фергане.

Этот очерк хочется закончить словами одной из самых пронзительных песен Анчарова - “Ты припомни, Россия”:

Я люблю и смеюсь,
Ни о чем не жалею.
Я сражался и жил,
Как умел - по мечте.
Ты прости, если лучше
Сказать не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!

И в заключение даю ссылку на сайт, где можно посмотреть картины Михаила Анчарова, почитать его стихи, скачать песни. А также ссылку на документальный фильм о нем.

ancharov



Владимир ФЕТИСОВ.
Комментарии
Об этом авторе молодежь почти и не знает. Хорошо бы провести концерт в память Анчарова при поддержке Россотрудрничества - все же он не только автор песен, но и участник Великой Отечественной войны, хорошо бы в мае вспомнить героя-орденоносца концертной программой. Владимир, это вам по силам. А поддержку попробуем обеспечить общими усилиями, не помешала бы и поддержка "Новостей Узбекистана".
С интересом и увлечением прочитал этот содержательный очерк о Михаиле Анчарове, выдающейся личности эпохе советской "оттепели". Узнал много новых, знаковых фактов его творческой биографии. Спасибо автору статьи.
Анчаров, общепризнанный родоначальник, первооткрыватель, создатель современного воплощения авторской песни России. Совершенно выдающийся бард (поэт, писатель, мыслитель, герой времени - это уж в дополнение), не только заложивший основы жанра (а, пожалуй, и целого вида искусства), но и во многом предопределивший, обозначивший пути и направления его развития в будущем. До сих пор многие авторы открывают для себя новые приёмы, темы, методы творчества, черпая их из наследия Михаила Анчарова.
К сожалению, его творчество почти не известно современной аудитории и мы прилагаем для заполнения этого культурного пробела. В ноябре прошлого года мы провели вечер, посвящённый его жизни и деятельности, в котором вкратце рассказали о судьбе этого выдающегося человека, его вкладе в отечественную культуру. Прозвучали песни Анчарова в исполнении московских бардов и артистов песенного жанра, записи с его живым голосом. Слушатели открыли много для себя.
Ещё раз благодарю автора очерка за прекрасный и своевременный материал.
Владимир Капгер.
Я им зачитывался. От его книг невозможно оторваться!!!
Спасибо за статью! помню Анчарова и по публикациям, и по сериалу, по песням из сериала, он произвел на меня глубокое впечатление.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Пластиковые карты Uzcard не работают больше суток

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
В. Фетисов, М. Анчаров