Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Поздравить создателя поистине народной музыкальной комедии в концертный зал "Зеравшан" пришли 2 декабря мастера кино, артисты, журналисты, студенты, зрители. Организованный Национальной компанией «Узбеккино», вечер обозначил некий рубеж в кинематографе Узбекистана. С его проведением появилась надежда, что спустя не один десяток лет, наконец-то восстановят истинную картину истории отечественного кино, вернут былую славу и блеск именам выдающихся кинодеятелей, отреставрируют и покажут новому поколению зрителей шедевры киноискусства.

Концертный зал светился экранами с праздничными заставками, посвященными знаменательной дате.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Их свет отражался в зеркальной глади стен за креслами и даже на поверхности сцены, где на глазах у зрителей оживали в исполнении нового поколения артистов песни и танцы из любимой киноленты, созданной 55 лет назад, звучала музыка, давно прописавшаяся в каждом доме и памяти нескольких поколений зрителей.



Затем на сцену поднялись главные герои вечера – известный режиссёр и сценарист Али Хамраев и народный артист Бахтиёр Ихтиёров. Каждый – легенда современной культуры Узбекистана.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Али Хамраев так или иначе вписан в биографию многих деятелей культуры своего времени. Сын известного артиста кино 30-х годов Эргаша Хамраева, погибшего в Великой Отечественной войне, он «заболел» этим искусством, увидев «Огни большого города». Чарли Чаплин, Куросава, Тарковский, Феллини, Антониони, Бергман, Хичкок, Форд, Спилберг, Параджанов стали навсегда для него кумирами и учителями, а режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК, мастерская Григория Рошаля и Юрия Геника) – профессиональной школой.

Диплом молодой режиссёр защищал полнометражным художественным фильмом «Маленькие истории о детях, которые...», снятым с М. Махмудовым. К выпускнику ВГИК, вернувшемуся в Ташкент в 1961 году, со вниманием и отеческой заботой отнесся руководитель республики Шараф Рашидов. С его рекомендацией, можно сказать, связан и первый яркий успех молодого режиссёра.

- В мае 1964 года, - вспоминает Али Эргашевич, - меня пригласил к себе в кабинет директор «Узбекфильма», писатель-фронтовик Ибрагим Рахим и сказал:
- Дорогой мой друг, Центральный комитет партии просит к 40-летию Узбекистана создать для нашего народа музыкальную кинокомедию. Этот почетный заказ поручается вам.
- Но я никогда не снимал комедий, - ответил я.
- Лично товарищ Рашидов Шараф Рашидович назвал ваше имя. И еще он добавил, что всюду нашу студию называют не «Узбекфильм», а «Басмачфильм»; нужно изменить мнение о ней, снять музыкальный фильм о мирной народной жизни.
- А что будет со сценарием Одельши Агишева и моим фильмом «Белые, белые аисты», который уже два года лежит без движения?
- Я, как и ваш отец Эргаш Хамраев, был на войне. Мне повезло, вернулся живым. Даю вам слово фронтовика, что после комедии вы снимете свою киноленту «Белые, белые аисты».

Буквально через несколько дней, как поведал Али Эргашевич, главный редактор «Узбекфильма» писатель Рахмат Файзи, сценарист Одельша Агишев и сам молодой режиссёр были отправлены в шикарный Дом отдыха Совета Министров в Дурмене. Там и началась работа над сценарием новой музыкальной кинокомедии.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Али Эргашев (справа) с артистами во время работы над фильмом

- Две недели мы пили армянский коньяк, - улыбаясь, рассказывает Али Эргашевич, - объедались шурпой, пловом, лагманом, нарыном, бешбармаком, шашлыками... Слушали рассказы Рахмата Файзи из жизни людей, которые мечтают сыграть свадьбу своим детям, придумывали ситуации, записывали диалоги, переставляли местами эпизоды. И хохотали! Больше всех хохотал Рахмат Файзи, добрый и искренний человек. Постепенно мы влюблялись в наших героев, по ходу спорили об актерах, исполнителях главных и эпизодических ролей в будущем фильме. Я любил комика из театра имени Мукимий великого Саида Ходжаева, в этом же театре работал молодой актер Бахтияр Ихтияров, который прекрасно сыграл главную роль в курсовой работе студента ВГИКа Эльёра Ишмухамедова «Свидание».

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Один из рабочих моментов съёмки

Всего несколько месяцев оставалось до юбилея республики, а съёмочной группе надо было провести подготовительный период, отснять фильм, смонтировать и сдать его к октябрю 1964 года. Нам помогали все: и партийные, и хозяйственные органы, простые люди снимались бесплатно, лишь бы побыть рядом с великими актерами Шукуром Бурхановым, Раззаком Хамраевым, Олимом Ходжаевым, Рахимом Пирмухамедовым, Хамзой Умаровым, Гани Агзамовым, Турсуной Джафаровой, Саибом Ходжаевым и молодым Бахтияром Ихтияровым. В фильме танцевали великая Галия Измайлова и виртуозная Гульнара Маваева, пели песни Батыр и Луиза Закировы, Саодат Кабулова, Эргаш Юлдашев, Таваккал Кадыров. Музыку и песни для фильма писали Дони Закиров, Манас Левиева, Сулейман Юдаков и Альберт Малахов.
Хочу подчеркнуть: ни один чиновник какого бы то ни было ранга не диктовал мне имена тех артистов, кого надо занять в фильме, не вмешивался в работу над фильмом. Всё я решал сам, единолично! Это была настоящая свобода творчества. Руководство республики и сам Шараф Рашидов похвалили фильм, и в качестве награды удовлетворили мою просьбу: за три дня (при обычном сроке в три месяца!) оформили мне документы для поездки в США – и вскоре я с открытым ртом бродил по Голливуду.
Ибрагим Рахим сдержал свое слово - в 1965 году я создал свой лучший фильм «Белые, белые аисты». За этот фильм писатель-фронтовик Ибрагим Рахим по формулировке «за идейные недостатки в работе» был снят с должности директора «Узбекфильма».
Такие были непростые времена…
«Ёр-ёр» - в версии на русском языке «Где ты, моя Зульфия?» - вышел на экраны в 1964 году и сразу же покорил публику зажигательным весельем и душевностью, красивыми видами родной земли и яркими актерскими ролями.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Али Хамраев после просмотра фильма с ташкентскими студентами

После полюбившейся зрителям картины «Ёр-ёр» одна за другой были сняты «Любит — не любит?», «Белые, белые аисты», «Дилором», «Чрезвычайный комиссар», «Седьмая пуля». Режиссёру одинаково успешно давались все жанры: драма, комедия, приключенческое кино, мюзикл. Ближе к концу 70-х его исторический фильм «Человек уходит за птицами» завоевал премию на Всесоюзном кинофестивале за изобразительное искусство и премию «Серебряный павлин» за лучшую режиссуру на VI международном кинофестивале в Дели, а драма о послевоенной жизни «Триптих» получила Гран-при на Международном кинофестивале в Сан-Ремо (Италия). Приходилось и сражаться за свои картины – некоторые из них чуть не по десятку раз просматривали разного рода комиссии.
Последующие ленты подтвердили талант и мастерство режиссёра: «Телохранитель» с Александром Кайдановским и Анатолием Солоницыным, «Жаркое лето в Кабуле», «Невеста из Вуадиля». И последний из фильмов советского периода - «Сад желаний», снятый в 1987 году. В нём - тема репрессий, они коснулись его семьи и всего народа.

В 90-е – новые катаклизмы и перемены. Дети поселились в Италии. Поближе к ним переехал и Али Эргашевич, наездами бывая то в Москве, то в Узбекистане и занимаясь авторскими проектами - художественными и документальными лентами. Нередко режиссёр сам пишет сценарии к своим фильмам - «Бо Ба Бу» (Италия, Франция, Узбекистан, 1998) и другим.
Истинным домом для А. Хамраева по-прежнему остаётся Узбекистан. В 2019 году он провёл на родине большую часть года, по-прежнему заполняя всё своё время творческой работой. Даже торжество не отвлекло его от мыслей и чаяний о любимом искусстве, его судьбах и развитии в современном Узбекистане. Полушёпотом он говорил о нём с руководителем «Узбеккино» во время показа юбилейной ленты, во всеуслышание – во время обсуждения, которое возникло само по себе после просмотра весёлой музыкальной кинокомедии. Несмотря на благодушность, картина невольно перекликалась с современными темами: сносом домов, свадебными традициями.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

Жаждущего романтики, влюблённого героя Бахтияра Ихтиярова, который в марте отметит 80-летие, можно было узнать в артисте по его открытой улыбке. Актер музыкальной драмы, он закончил второй вуз - режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института. Работал актером в Бухарском областном театре музыкальной драмы и комедии им. Садриддина Айни, затем играл и занимался режиссурой в Узбекском государственном музыкальном театре им. Мукими, был главным режиссером театра «Ёш гвардия».
У артиста более 60 ярких ролей образов в болгарских, таджикских, югославских, афганских фильмах. Народный артист, он любим публикой, и встреча с его экранным героем в фильме-юбиляре доставила большое удовольствие как мастерам узбекского кино, так и зрителям.

В Ташкенте торжественно отметили 55-летие кинокартины «Ёр-ёр» режиссёра Али Хамраева

- Сам факт проведения юбилея фильма, - высказался писатель, сценарист и кинорежиссёр Джасур Исхаков, - вызывает глубокое уважение. Хочется от всей души поздравить не только нашего талантливого кинорежиссера Али Эргашевича Хамраева, любимого актёра Бахтияра Ихтиярова, но и "Узбеккино" с возрождением прекрасной традиции - вспоминать лучшие фильмы национального кинематографа. Их любил и до сих пор любит наш народ. "Ёр-ёр" или "Где ты, моя Зульфия?" - по жанру комедия ситуаций, но её можно смело назвать народной кинокомедией. Уже 55 лет эта картина не стареет! Несколько поколений наизусть знают реплики из фильма, забавные эпизоды и приключения героев. Сюжет фильма незамысловат. Молодой человек, влюбленный в девушку, знает только её имя и начинает её поиски вместе со своим отцом. Этот сюжет не раз повторялся в так называемых ремейках, но того обаяния, юмора, симпатии к героям не получалось. Нельзя не вспомнить выдающегося комика Саиба Ходжаева. Он словно продолжение легендарного фольклорного узбекского героя Ходжи Насреддина. В нём и лукавая хитрость, и необыкновенный юмор, и искреннее добродушие.
Актёрскую судьбу часто сравнивают с лотереей, и Бахтияр Ихтияров в начале пути вытащил счастливый билет. В первой короткометражке Эльёра Ишмухамедова "Свидание" он сыграл обаятельного парня, открывающего мир. А роль главного героя в фильме Хамраева "Ёр-ёр" в момент сделала его любимцем публики, открыла в нём талант не только комедийного актера. Этот фильм показывают по нашему телевидению по несколько раз в году. И зритель продолжает смеяться, переживать вместе с героями. Еще раз - поздравления Али Хамраеву и всему нашему кино! Праздник должен продолжиться.



О необходимости помнить великих мастеров, проводить вечера памяти мэтров кино прошлого века - Наби Ганиева, Камиля Ярматова, Шукура Бурханова, Раззака Хамраева и других, привлекать молодёжь к изучению истории кино говорили Али Хамраев и Серго Сутягин. Генеральный директор Национальной компании «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов поделился планами организации музея кинематографии, мастер-классов, творческой лаборатории для молодых кинематографистов,
С благодарностью обсуждали фильм зрители.
- Спасибо за подаренную радость, - высказала свои чувства зрительница Рамиля Сурмятова. - Вы вдохновляете нас своими фильмами. Сегодня увидела в вашей картине находки (эпизоды на реке, в дороге), которые затем повторяли другие мастера кино.

- «Ёр –ёр» - один из любимых фильмов моей молодости, - тепло отзывается о картине детский врач, координатор социальных проектов Доно Турсунова. - Фильм вышел в 1964 году, а телевизор, помню, появился у нас чуть позже. Собирались перед голубым экраном все, успев переделать дела: мои молодые родители, дяди, тёти, бабушка, сёстры, братья. Ещё и соседей приглашали, у кого дома не было телевизоров. Набиралось человек 20, а может и больше. И всем хватало места. Это был настоящий праздник.
Спасибо режиссёру Али Хамраеву за такую добрую картину. Смотрела её вновь с ностальгической нежностью. На экране - зелёные, чистые, политые улицы. Легко узнаваемы некоторые районы, магазины в центре города. Много девушек в атласных платьях и тюбетейках, у людей открытые и красивые лица. А какие пейзажи – сады, степи, поля с маками! Слушала с удовольствием любимые песни: «Кучалар», «Дугоналар» в исполнениии Мухаббат Шамаевой и Саодат Кабуловой. Когда-то сама напевала их с подругами. Сам фильм – пример трогательных, теплых взаимоотношений между отцом и сыном. Меня поймут многие родители, которые хотят женить сына и находятся в поисках невесты. Ничего не изменилось – у нас те же переживания. И, конечно, хочу отметить замечательную плеяду актеров, подаривших нам этот удивительный фильм.



Казалось бы, народная любовь и заслуги перед узбекистанским кинематографом, который Али Хамраев прославил не на одном международном фестивале, давно должны принести ему самые престижные звания на родине. Нет, не слышала ни о званиях, ни о наградах. Пока правительство не собралось вручить легенде узбекского кино ни того, ни другого. Тем не менее, режиссёра не оставляют мысли о развитии узбекского кино и обеспокоенность судьбами киноискусства Узбекистана. Об этом он сказал, завершая торжество. Он мог получить всё. Но выбрал свободу говорить прямо - о чём душа болит. И снимать картины о родной земле, оставаясь сыном своего народа.

Тамара Санаева
Фото и видео автора
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Хокимам запретили дарить машины и квартиры по своему усмотрению: стало известно, откуда они брали на это деньги

Метановые заправки массово воруют газ «особо продуманным» методом: ущерб дошел до 30 миллиардов сумов

Обращение к Министру здравоохранения Республики Узбекистан

Минздрав отреагировал на обращение Елены Царевской, потерявшей ребенка: начата проверка

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева