Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ ПРЕМЬЕРА: опера «Кумуш» по мотивам романа А. Кадыри «Минувшие дни»

ПРЕМЬЕРА: опера «Кумуш» по мотивам романа А. Кадыри «Минувшие дни»

ПРЕМЬЕРА: опера «Кумуш» по мотивам романа  А. Кадыри  «Минувшие дни»

Оперный спектакль, приуроченный к 125-летию великого узбекского писателя-гуманиста Абдуллы Кадыри, в узбекистанском Большом поставил приглашённый режиссер Иркин Габитов из Мариинского театра.

Этого дня в театре ждали два года – именно столько шла работа над новой редакцией оперы выдающегося композитора Узбекистана М.Таджиева «Кумуш». Автор создал музыкальное произведение на либретто Иззата Султана по мотивам романа А.Кадыри «Минувшие дни» еще в 1988 году. Но в конце 80-х - начале 90-х годов время было непростое, и постановку оперы отложили на неопределённый срок.

Лишь в ноябре 2017 года в ГАБТе имени А.Навои приступили к работе над оперой М.Таджиева «Кумуш». Для постановки пригласили режиссера Мариинского театра Иркина Габитова – он приезжал в творческие командировки в Ташкент. Режиссёр совместно с постановочной группой взялся переработать либретто и музыкальный материал согласно требованиям классической оперной драматургии и времени. Прежняя сценическая версия, сочли постановщики, аморфна. И сосредоточили внимание на любовной линии романа А. Кадыри. При этом на первый план вывели яркий женский образ главной героини – Кумуш.

ПРЕМЬЕРА: опера «Кумуш» по мотивам романа  А. Кадыри  «Минувшие дни»

Новую редакцию литературного материала по предложению руководства театра выполнил, по согласованию с семьей А. Кадыри, народный поэт Узбекистана Усман Азим. На основе идеи Мирсадыка Таджиева, совместно с режиссером-постановщиком Иркином Габитовым и композитором Мирхалилом Махмудовым (братом М.Таджиева), поэт подготовил новое либретто к опере.
Как видим, судьба оперы, задуманной 30 лет назад, оказалась непростой. Новую версию музыкального материала к «Кумуш» написал Мирхалил Махмудов. Представитель национальной школы Узбекистана, уроженец Ташкентской области, он прошел композиторскую подготовку у Р. Д. Вильданова и Ф. М. Янов-Яновского. Автор разного рода инструментальных сочинений, «Симфонических эскизов», музыкальных поэм «Память» и «Памяти Шостаковича», музыки для струнного оркестра «Шелковый путь», М. Махмудов является также автором трёх симфоний, вокально-симфонических произведений на стихи Э. Вахидова, Т. Тулы и других узбекских поэтов. Но широкой публике запомнился как автор музыки более чем к 50-ти фильмам. Кто из нас не смотрел кинокартины «Бунт невесток», «Золотая стена», «Бабушка-генерал», «Минувшие дни»?! Музыка к опере «Кумуш» легко воспринимается слушателями. Мелодичная, легкая, прозрачная, она, как воспоминанье «от луга родины, где был когда-то цвет», несёт в себе привычный слуху национальный мелодический строй, обогащённый классическим содержанием.



Режиссёр-постановщик оперного спектакля «Кумуш», заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов хорошо знаком с узбекской культурой. И, хотя живёт в Санкт-Петербурге, где окончил Ленинградскую консерваторию по специальности режиссура музыкального театра, он кровно связан с Ташкентом, в котором родился и вырос. Имеет богатый опыт оперных постановок в театрах Казахстана и России, а в 2018 году поставил оперу «Демон» в Большом театре Узбекистана. Пришло время нового сценического языка, считает Иркин Габитов. И осуществляет свои принципы на деле.



Опера «Кумуш» - многокрасочное, динамичное и зрелищное представление. Язык постановки – узбекский. Но это не означает, что она интересна только для публики, владеющей узбекским языком. Слушаем же мы оперы на итальянском, французском, немецком, русском, понимая содержание. Музыкальная драматургия и сценическое действие, вкупе с артистическим талантом исполнителей, творят чудеса. Даже не владея языком, на котором исполняется оперное произведение, зрители захвачены происходящим на сцене и сопереживают героям. Выразительное вокальное исполнение доходит до сердец без перевода, как и самобытность этнографических сцен.







Так и с оперой «Кумуш». История любви Отабека и Кумуш, донесённая из минувших дней, трогает счастьем обретения влюблёнными друг друга. Любовь превращает молодую женщину, лишённую даже права выбрать по своей воле спутника жизни, в воительницу. Она не побоялась встать на защиту несправедливо обвинённого любимого. Но обстоятельства против счастья молодых. Традиции восточного брака приводят к драматической развязке.



Автор либретто и постановщик смягчили трагизм романа Кадыри, герои которого в книге погибают: Кумуш отравлена, Зайнаб теряет разум, что равнозначно концу жизни, Отабек покидает родной дом и гибнет в сражении.

Но действие оперы завершается мирной сценой – главный герой в финале остаётся с сыном на руках в кругу родных. Катарсис смягчён – зритель его просто-напросто не проживает. Драма превращается в мелодраму. Логичнее было бы, следуя фабуле романа Кадыри, уйти герою оперы в предрассветную даль. При той же открытости финала зритель прочувствовал бы драматизм произведения. И вынес высокие эмоциональные уроки вместо мелодраматичных житейских.

Приятно удивило, как много в оперной труппе талантливых исполнителей, способных выступать в национальной опере. В главных партиях премьерного показа блистательно выступили Малика Норматова (Кумуш) и Рустам Алимарданов (Атабек). Арии и дуэты солистов не раз вызывали возгласы «Браво!» в зале. Необыкновенно красивое, мягкого и теплого тембра, лирико-драматическое сопрано Малики Норматовой вызывает восторг и сопереживание образу героини. Она в полной мере продемонстрировала свои артистические и вокальные способности в глубоко трактуемом образе Кумуш.

Горячие аплодисменты заслужили и другие исполнители: Аминзода Жуманиязов (Хамид), Носир Юсупов (Хасанали), Махмад Рузиев (Мирзакарим Кутидор), Джабраил Идрисов (Юсуфбек Ходжи) Кушбеги – Мехриддин Мелиев.

Особо хочется остановиться на оркестровом исполнении. Музыкальным руководителем и дирижером оперной постановки выступил заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубджанов. Но в вечер премьеры за пультом был стажёр ГАБТ, дирижер-дебютант Камолиддин Азимов. И, заметим, молодой маэстро достойно справился со своей задачей, донеся до зрителей исполнительское богатство симфонического оркестра и тонкую лирику национального музыкального строя произведения.

Как всегда, полноту и звучность спектаклю придал хор (главный хормейстер - народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов).

Удачно обыграна сценография в исполнении художника-постановщика, заслуженного работника культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова, который дополнил декорации чёрно-белыми фотопроекциями на интермедийном занавесе. Художник по костюмам Лобар Палванова отразила мотивы ферганских и ташкентских традиций народного костюма.

Спектакль ярко расцвечен танцевальными номерами в исполнении артистов ансамбля «Тумор» при ГАБТе имени Навои. Хореограф - Чарос Джурабаева

Постановка осуществлена при спонсорской поддержке "Sothis Aegis" и Международного фонда Шодиева. Следующий премьерный показ состоится 14 ноября.
Уверена, зрители по достоинству оценят новую национальную оперу в репертуаре ГАБТ.

Тамара Санаева
Фото и видео автора
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

«Я первой в Ташкенте надела черные чулки и мини»: как Ирина Винер стала королевой гимнастики

Пассажиры самолета Uzbekistan Airways, не попавшие вовремя в Наманган, избили бортпроводника

В Узбекистане с автовладельцев будут взимать два новых вида сборов

Стала известна дата начала зимних каникул в школах Узбекистана

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева