Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Посвящение И.С.Баху

«Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха». Эти слова принадлежат величайшему немецкому композитору эпохи барокко Иоганну Себастьяну Баху – автору более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). В переводе с немецкого языка Бах означает ручей. Это о нем Бетховен сказал: «Не ручей! Море должно быть имя ему!». 21 марта гению полифонии исполнилось бы 334 года. Ему и был посвящен недавний концерт, успешно прошедший в Большом зале Государственной консерватории.

Посвящение И.С.Баху


Баховский вечер представил известный камерный оркестр «Солисты Узбекистана», его художественный руководитель и дирижер, заслуженный артист Узбекистана Анвар Раимджанов. Бах – единственный из композиторов эпохи барокко, кто пользуется такой страстной любовью меломанов и такой вызывает эмоциональный и интеллектуальный отклик.

Безусловно, внимание публики привлекли и замечательные исполнители, представившие в тот вечер бессмертные сочинения немецкого гения. Среди солистов – известная ташкентская пианистка, заслуженная артистка Узбекистана, профессор Сайера Гафурова, чьи баховские программы всегда отличаются концептуальностью и рафинированностью. Это она в концертном сезоне 2006-2007гг. исполнила в один вечер шесть клавирных концертов Баха с камерным оркестром «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова, а так же участвовала с этим коллективом в записи альбома, ставшего настоящим бестселлером своего времени.

Партнерами Гафуровой по сцене выступили ее ученицы – молодые пианистки, победительницы международных конкурсов Диляра Ислямова и Феруза Мухамедова, с которыми Сайера Акмаловна сыграла редко звучащие двойной и тройной концерты Баха. Органично вписались в программу клавирных концертов и скрипачи – лауреаты международных конкурсов Сардор Джумаев и его ученица Диана Галимова, исполнившие двойной скрипичный опус.

Посвящение И.С.Баху


Исполнительский дар обоих педагогов сочетается и у Сайеры Акмаловны, и у Сардора Сайфутдиновича с педагогическим. Оба не только любят своих учеников, но в каждом видят его индивидуальные особенности, умело замечая, развивая, воспитывая. Как признались после концерта молодые солисты, присутствие их педагогов рядом сразу сняло волнение перед сценой.

Немного о жанре инструментального концерта, возникшего в эпоху барокко. С того самого периода он остается самым любимым и у композиторов, и у исполнителей. Написано их много, причем для самых разных инструментов – клавесина, органа, фортепиано, скрипки, флейты, трубы и многих других. Есть даже концерты для голоса. Среди большого количества авторов выделяется И.С.Бах, которого называют вершиной барокко, а его инструментальные концерты – вершиной жанра барочного концерта, родившегося как своеобразный музыкальный диалог между солистом (или несколькими солистами) и оркестром. Композитор писал их для исполнения со своими сыновьями и учениками в рамках классических вечеров Collegium musicum.

Бах первый ощутил универсальность клавира, превратив этот инструмент в настоящую творческую лабораторию, где мог свободно экспериментировать и осуществлять самые смелые проекты и идеи. Его клавирные концерты включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром, три для двух, два для трех и один для четырех, а также концерт для флейты, скрипки и клавира с оркестром.
Программу баховского вечера открыл концерт для клавира с оркестром (ля-минор), соч.593. Солисткой выступила Диляра Ислямова. Этот опус прозвучал на одном дыхании, оставив за собой неповторимый аромат баховской мелодики, полифонизма и выразительной гармонии.

Посвящение И.С.Баху


Концерт для двух клавиров с оркестром (до-минор), соч.1060 представляет собой переложение утерянного концерта для двух скрипок или для гобоя и скрипки. Солировали Феруза Мухамедова и Сайера Гафурова чутко передавшие драматизм первой части и проникновенную лирику второй. Финал прозвучал в их исполнении мужественно и решительно. В результате зал взорвался бурными аплодисментами.

Посвящение И.С.Баху


Несколько слов о скрипичном наследии Баха, которое относительно невелико. Несмотря на это, оно оказало во многом определяющее влияние на становление европейского скрипичного искусства. Баховское наследие и сегодня сохраняет огромную художественную ценность. Почти все свои скрипичные, как и виолончельные опусы, композитор создал во время работы в Кётене, где не было хорошего органа. В княжеской капелле, которую Бах возглавлял, ему приходилось играть на скрипке, виоле, клавесине – инструментах, на которых музицировал князь. Его концерты для скрипки с оркестром входят в основной фонд скрипичного репертуара. Их отличает динамичность, концентрированность образов, волевое начало. В них композитор открыл новые выразительные возможности скрипки как масштабного, концертного инструмента.

Посвящение И.С.Баху


Ярким примером в этом плане является концерт для двух скрипок (ре-минор), соч.1043, принадлежащий к выдающимся образцам двойного концерта. Бах дал здесь замечательный пример драматического диалога двух инструментов. Контрапунктическая техника позволила ему сохранить индивидуальность голосов, подчеркнуть их своеобразие и создать впечатляющую картину состязания, «концертного» оживления. Скрипки Сардора Джумаева и Дианы Галимовой вели партнерский диалог, в котором музыканты то сливались вместе, то противопоставлялись друг другу, образовывая сложную, разветвленную полифоническую ткань, демонстрируя сплетение линий.

Особенно впечатлила в их исполнении вторая часть — Andante, с ее бесконечной мелодией, которая передавалась от скрипки Джумаева к скрипке Галимовой, а ансамбль по большей части ограничивался чуткой гармонической поддержкой оркестра под управлением маэстро Раимджанова.

Посвящение И.С.Баху


Несомненной удачей вечера стало исполнение концерта для трех клавиров (ре-минор), соч. 1063. Солисты – Феруза Мухамедова, Сайёра Гафурова, Диляра Ислямова. Исследователи творчества И.С.Баха предполагают, что он был переработан из утерянного концерта для скрипки, флейты и гобоя. Это предположение подтверждается главенствующей ролью первого клавира, партия которого, очевидно, переделана из скрипичной. Она наиболее виртуозна, в то время как оригиналами более скромных партий второго и третьего клавиров могли послужить солирующие голоса деревянных духовых.

Однако вернусь к исполнению. Каждый рояль в этом опусе звучал самостоятельно, цельно и, вместе с тем, без амбиций исполнителей, которые играли саму музыку. Рояль Мухамедовой звучал то мощно и экспрессивно, то чуть меланхолично. Инструмент под пальцами Сайеры Гафуровой задавал тон, служа своего рода камертоном для каждой части исполняемого концерта. А рояль Диляры Ислямовой отличала четкая ритмика и разнообразная динамика.

Посвящение И.С.Баху


Весь вечер солистам аккомпанировал оркестр под управлением Анвара Раимджанова, продемонстрировавший искусство ансамблевой слаженности, доставив слушателям истинное удовольствие. Публика очень тепло принимала исполнителей, а в конце устроила такую овацию, что финал тройного концерта пришлось бисировать. В тот вечер было много цветов, криков «Браво», искреннего восхищения. Думаю, баховский вечер запомнится ташкентским слушателям как яркое событие музыкальной жизни столицы.


Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Нурмахмат Мухамедов
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Снова жара: на этой неделе синоптики обещают повышение температуры до +38 градусов

Крупный пожар в Ташкенте тушили более двадцати единиц техники на протяжении нескольких часов

Перевозка пассажиров в автобусах и метро Ташкента обернулась убытком в 47 млрд. сумов

Из-за водителя, не пропустившего на перекрестке автомобиль, погибла женщина

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова