Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Под знаком Бетховена и Мендельсона

Под знаком Бетховена и Мендельсона

Как стремительно летит время – казалось бы, совсем недавно на музыкально-исполнительском небосклоне зажглось имя талантливого пианиста Фазлиддина Хусанова, с блеском исполнившего финал Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова на открытии нового здания Государственной консерватории Узбекистана, когда благодарные слушатели встретили его овациями, а Первый Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов пожал юноше руку и сказал добрые слова. С тех пор прошло 17 лет…

Под знаком Бетховена и Мендельсона


На днях наш земляк вновь играл на сцене Большого зала ташкентской консерватории Второй фортепианный концерт, правда, на сей раз Людвига Ван Бетховена в сопровождении камерного оркестра «Туркистон» под управлением художественного руководителя и главного дирижера – Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова.

Пианист извлекал из рояля дивные, волшебные звуки, которые наполняли концертный зал, с сидящими и завороженными его игрой слушателями. А играл он так самозабвенно, что вся будничная суета куда-то исчезла, испарилась. Возник непередаваемый, прекрасный мир, наполненный радостным и свободным творческим полетом. Перед нами предстал увлекательнейший пианист с изумительным виртуозным аппаратом, юношеским огнем, чуткостью восприятия и влюбленностью в музыку. Звук рояля под его пальцами полный, глубокий, ясный, рельефный, а фразировка словно происходила от ощущения дыхания и инструмент как будто пел. Он не пытался сделать мягкие пассажи почти неслышными – это лишило бы их, на мой взгляд, эмоций и смысла.

Под знаком Бетховена и Мендельсона


Что еще поразило в исполнении Хусановым концерта Бетховена? Эмоциональность и мудрость. Его интерпретация отличалась настоящей артистической свободой и глубоким проникновением в художественный образ. Маэстро Азимов нашел превосходный баланс для оркестра, предложив прекрасную фразировку аккомпанемента, и позволивший Хусанову лидировать…

Внимая таланту прославленного соотечественника, невольно вспомнила его первого педагога великую Тамару Афанасьевну Попович – Заслуженного учителя Узбекистана, у которой ему выпало счастье учиться в классе специального фортепиано с первых дней поступления в РСМАЛ имени В.А.Успенского. Сегодня он бесконечно благодарен ей за любовь и преданность избранной профессии, за многочасовые занятия, когда она, не жалея ни сил, ни времени, полностью погружалась в работу со своими учениками. Эта она привила ему любовь к сцене, которая подобно фотопленке, фиксирует не только достоинства, но и недостатки исполнителя. Ее ученики всегда играли много, на различных сценах, и не всегда на хороших роялях, да и публика была самая разнообразная. Для Фазлиддина, как и для всех учеников Тамары Афанасьевны, это были отличные уроки профессионального становления. Ее мудрые советы он запомнил на всю жизнь. Они касались очень многого. Масштаб ее личности, мудрость и жизненный опыт всегда были для него духовной опорой во многих жизненных ситуациях.

Под знаком Бетховена и Мендельсона


По окончании «Успенки» Фазлиддин учился у других замечательных педагогов – Рейнхарда Беккера в Германии и Михаила Шрейдера в Великобритании. В 2002 году он стал лауреатом Государственной премии «Нихол». За его плечами участие и звание лауреата на многих престижных международных конкурсах. Впрочем, перечислю некоторые из них: Международный конкурс пианистов Центральной Азии и Казахстана (Ашхабад, Туркменистан), V Международный конкурс пианистов Junior Gina Bachauer (Солт-Лейк-Сити, США), Международный фестиваль de St. Pons (Франция), Международный конкурс пианистов (Лондон, Великобритания), Международный конкурс (Неаполь, Италия), Международный конкурс пианистов (Германия), Международный конкурс имени Shizuoka (Япония), Международный конкурс пианистов (Сицилия, Италия), III Международный конкурс пианистов имени С.В.Рахманинова (Лос-Анджелес, США) и другие.

С большим успехом Фазлиддин Хусанов ведет интенсивную концертную деятельность в странах Европы, Азии, Америки, сотрудничая с ведущими оркестрами многих стран мира. Его репертуар вмещает в себя широкий диапазон музыки разных эпох и стилей – от барокко, классицизма, романтизма до сочинений современных композиторов. Его часто приглашают в состав жюри крупных международных конкурсов. А свою исполнительскую деятельность музыкант успешно совмещает с педагогической. В течение 12 лет он вел класс специального фортепиано в Уэльской консерватории (Великобритания), а в настоящее время преподает на музыкальном отделе Кувейтского университета.

Однако вернемся к исполнению Второго фортепианного концерта Бетховена, написанного композитором в 1795 году, которым он дебютировал в Вене как пианист-виртуоз. В нем тонко ощущается влияние моцартовской школы, сказывающееся в филигранном исполнении некоторых тем, в чеканности и особом изяществе многих пассажей. Вместе с тем, здесь уже ощущается мужественный бетховенский дух. Концерт очень специфичный, очень ясный и мастерски сделанный. Каденция написана позже и ее часто сопоставляют с поздними сонатами композитора из-за схожести идей. В целом играть его трудно. Однако в трактовке Фазлиддина Хусанова от этого концерта захватывало дух. Его впечатляющая техника и аккуратность игры вызывали восхищение. В результате в зале буря восторга.

Под знаком Бетховена и Мендельсона


Не менее интересно прозвучал Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром Ф.Б.Мендельсона, исполненный Фазлиддином Хусановым и оркестром в ансамбле с известной ташкентской скрипачкой, лауреатом Международных конкурсов Динарой Сабитовой. Выпускница РСМАЛ имени В.А.Успенского (класс заслуженного работника культуры Узбекистана, почетного профессора М.Н.Зайко), а затем и Государственной консерватории Узбекистана (класс выдающегося скрипача-виртуоза В.Г.Юденича), она принимает активное участие в музыкальной жизни Ташкента. Ее концерты собирают полные залы и, как правило, сопровождаются бурными аплодисментами и криками «Браво!» благодарной публики. Слушатели до сих пор не могут забыть выступление Динары Сабитовой с замечательным альтистом Юрием Гандельсманом и оркестром «Туркистон» с Концертной симфонией В.А.Моцарта на фестивале «Золотая осень-2016». Их исполнение доставило слушателям истинное наслаждение. Сегодня Динара – концертмейстер «Туркистона» и успешный педагог ташкентской консерватории, из класса которой вышло уже несколько лауреатов международных конкурсов.

Однако вернемся к исполнению Двойного концерта Мендельсона, написанного композитором, когда ему было всего 14 лет и посвященного его педагогу Эдуарду Ритцу. Музыканты мгновенно захватили внимание зала и не отпускали до конца выступления. Чувствовалось, что играть перед публикой для них – счастье. Безусловно, слушатели давали им вдохновение. В исполнении концерта Мендельсона оба музыканта показали, что им не чужды и эмоциональные порывы и всплески. А эмоции в этом концерте были очень ярки, но нигде не вышли за рамки хорошего вкуса. Первая часть была исполнена в полном соответствии с авторским текстом. Без лишнего сентиментализма, но очень красиво прозвучала у них лиричная вторая часть. Замечательно был исполнен финал, в котором как скрипачка, так и пианист сполна продемонстрировали свои виртуозные способности, если учесть, что партия скрипки здесь очень трудная, чего только стоят в финале сексты, да и у рояля партия не простая. Солисты чисто и ярко исполнили все лихие пассажи. В целом мастерски сыгранное произведение вызвало шквал аплодисментов и восторженные отзывы слушателей.

Под знаком Бетховена и Мендельсона


С самой лучшей стороны показал себя и «Туркистон», звучавший замечательно, очень ровно и сбалансировано. Это, безусловно, заслуга его главного дирижера Эльдара Азимова, чутко аккомпанировавшего в обоих концертах – Бетховена и Мендельсона. Не случайно же зал после каждого исполнения разряжался бурей аплодисментов.

«Поразительно, насколько глубоко музыканты чувствуют музыку. Они играли настолько самозабвенно, настолько эмоционально, что музыка продолжает звучать в душе», – поделилась впечатлениями одна из слушательниц. Бесспорно, прошедший концерт вызвал у слушателей море положительных эмоций. Спасибо всем, кто принимал в нем участие и сделал этот музыкальный праздник!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Фариды Сабитовой.
Комментарии
Рахима Назарова
Спасибо автору за прекрасную статью, которая, несомненно, вызвала много эмоций, в том числе сожаление, что в этот день не смогла присутствовать на концерте!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Открытое письмо хокиму Ташкента Джахонгиру Артыкходжаеву или почему иностранные инвесторы пока думу думают…

Температурные рекорды: июль 2019 года может стать самым жарким за всю историю

Археологи Узбекистана обнаружили легендарную Александрию Оксианскую

Стройплощадка АЭС: что на ней происходит

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова