Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Вечер классической музыки прошел в Ташкенте

Вечер классической музыки прошел в Ташкенте

«Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». Эти слова принадлежат немецкому писателю и поэту XIX столетия Бертольду Ауэрбаху, который неоднократно писал о необходимости того, чтобы у людей разных национальностей, религиозных конфессий, социальных положений не было поводов для разногласий и вражды. Интересно, а какой бы была наша жизнь без музыки? Этот вопрос в течение многих лет задавали себе люди и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим.

Вечер классической музыки прошел в Ташкенте


Действительно, музыка – это самый сильный вид магии. Она никогда не фальшивит, помогая полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Многие великие композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись любовью, природой, счастьем, печалью и многим другим. Созданные ими нетленные музыкальные произведения и сегодня приносят людям ни с чем несравнимый душевный покой и умиротворение, о чем свидетельствовала на недавнем классическом вечере возвышенная музыка Георга Филиппа Телемана и вдохновляющая Отторино Респиги. Вот уж воистину, где звучит классика, там отдыхает душа. В тот вечер классическая музыка в живом исполнении ташкентских музыкантов Асене Овчинниковой, Дмитрия Овчинникова и камерного оркестра «Туркистон» под управлением его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова, творила удивительные вещи, вызвав бурю самых разных эмоций.

Вечер классической музыки прошел в Ташкенте


Программу концерта, состоявшегося в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, открыл Альтовый концерт Георга Филиппа Телемана – немецкого композитора эпохи барокко. Его имя было широко известно за пределами Германии. Он работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Помимо этого Телеман внес значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии. Он был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Среди его друзей были такие величины, как И.С.Бах и его сын Ф.Э.Бах, являвшийся крестником Георга Филиппа. Перу Телемана более 40 опер, 44 оратории, свыше 20 духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, фуги и камерно-инструментальная музыка. Достойное место среди них занимает жанр сольного концерта, в котором Г.Ф.Телеман, наряду с Бахом и Вивальди, был одним из пионеров. Уточню, что все его концерты относятся к типу concerto grosso (большой концерт), и их построение основано на чередовании соло отдельных инструментов или групп и tutti всего оркестра.

В интерпретации Дмитрия Овчинникова и «Туркистона» Альтовый концерт (соль мажор) Телемана, в котором партию клавесина исполняла Аделя Фатхутдинова, прозвучал галантно – ближе к позиции аутентизма, поэтому по характеру звукоизвлечения, манере исполнения Концерт Телемана стал близок музыке, которая звучала так, как это представлял себе сам композитор. Солист уделил пристальное внимание и динамической палитре барочного опуса. Все каденции он играл собственные. Инструмент в руках музыканта (предположительно тирольского мастера) – легенда. Возраст – около двухсот лет.


Вечер классической музыки прошел в Ташкенте


Дмитрий Овчинников – выпускник Государственной консерватории Узбекистана (класс альта профессора А.В.Полонского). Выступает как солист и ансамблист. Круг его интересов широк: от барочной музыки до сочинений современных композиторов, включая и авторов Узбекистана, доверяющих альтисту премьеры своих опусов. Выступал с заслуженным коллективом Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, симфоническим оркестром Музыкального театра-студии консерватории, «Туркистоном», «Солистами Узбекистана». В настоящее время заведует кафедрой оркестровых инструментов и ведет активную педагогическую деятельность, приобщая студенчество к своему любимому инструменту. Дмитрий Петрович обсуждает с молодежью проблемы исполнительства, тенденции развития мирового альтизма, затрагивая и серьезные вопросы их воспитания.

«В наше динамичное время альтистов не так мало, как это было раньше, ведь сольные исполнители на этом инструменте появились только в ХХ веке, – рассказывает Овчинников. – И репертуар был небольшой. Я думаю, это было связано с тем, что играть на альте не так удобно, как на скрипке. Гриф скрипки идеально создан под руку, а альт крупнее и строй у него на квинту ниже, что требует несколько другого отношения к звукоизвлечению. Сегодня, к счастью, картина изменилась: именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали миру насколько виртуозен, прекрасен и популярен этот инструмент. Поэтому я категорически не согласен с мнением, что альт в версии соло звучит на концертной эстраде довольно редко. Не случайно же композиторы разных стран сегодня охотнее сочиняют для этого инструмента. А отсюда растет и увеличивается репертуар для него. Альт – удивительный инструмент, глубоко-личностный, со своим собственным бездонным звуком. За годы своего существования он смог подняться на один уровень с «королевой сцены» – скрипкой».

Вечер классической музыки прошел в Ташкенте


В народе говорят – альт, это большая скрипка. Вот и в прошедшем классическом вечере прозвучал не один, а два концерта, причем второй – для двух альтов. И вновь Г.Ф.Телеман с очередной порцией положительных эмоций. Гендель, поражаясь, говорил о своем коллеге, что тот «пишет свои сочинения также быстро, как пишут письмо». И вместе с тем Телеман был большой труженик, считавший, что в музыке, «этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы». В каждом жанре, как и в сольном концерте, он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так в его Концерте для двух альтов (соль мажор) переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью. Все это удалось передать как солистам – Асене Овчинниковой и Дмитрию Овчинникову, Аделина Фатхутдиновой (клавесин), так и оркестру под управлением Эльдара Азимова.

Главным выразительным средством музыки Телемана является мелодия, простая и ясная. Композитор всегда стремился быть доступным и просил «не превращать музыку в нечто вроде черной магии». Исполнение концерта у Асене и Дмитрия получилось как вечный диалог мужского и женского начала. Их альты то пели в каждой из четырех частей концерта, то философствовали, а порою и печалились. Звук солистов был прекрасен и глубок. Они – равноправные партнеры – несли своим исполнением огромный духовный посыл барочной музыки Телемана.


Вечер классической музыки прошел в Ташкенте


Немного о солистке. Имя Асене Овчинниковой изредка встречается на афишах нашего города в качестве альтистки. Слушателям привычнее видеть ее со скрипкой. Выпускница Государственной консерватории Узбекистана (класс скрипки известного музыканта В.Г.Юденича), она принимает активное участие в концертной жизни нашего города, выступая как солистка и ансамблистка. Сегодня Асене с увлечением занимается педагогической деятельностью. Она работает на струнном отделе Республиканской Специализированной школы-интерната музыки и искусств Узбекистана, где успешно ведет классы скрипки и альта. Многие ее ученики – лауреаты различных исполнительских конкурсов. С камерным оркестром «Туркистон» Асене связывает давняя дружба: в течение пяти лет она играла в группе первых скрипок и некоторое время была концертмейстером коллектива. Однако альт ей близок не только потому, что на нем играет ее супруг Дмитрий, но и тем, что это инструмент-философ, немного печальный и негромкий. Как верно подметил французский музыковед Альбер Лавиньяк, автор книги «Музыка и музыканты»: «Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе».

Однако вернусь к концерту, заключительным аккордом в котором прозвучал оркестровый опус «Античные танцы и ария» Отторино Респиги – итальянского композитора конца XIX начала ХХ веков, основное значение в наследии которого, имеет музыка для симфонического оркестра. Его трилогия «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима» выдвинула его в первый ряд итальянских музыкантов. Дж.Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Слаженно и свежо прозвучали «Античные танцы и ария» Респиги. На увлеченный ансамбль оркестрантов приятно было смотреть. Им удалось передать живость и непосредственность эмоций данного сочинения богатого палитрой оркестровых красок – от звонкого, сочного звука до матового, приглушенного.

Кстати, Органный зал Ташкентской консерватории – прекрасная площадка для таких концертов, в которых между исполнителями и слушателями возникает неповторимая атмосфера душевного контакта с музыкантами, необходимая для полного погружения в музыку. Продолжительные аплодисменты благодарной публики завершили славный Вечер классической музыки.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Рахмет Палванов.
Комментарии
Cпасибо автору публикации. Жаль, пропустила концерт. Инесса Гульзарова - прекрасный пропагандист классической музыки.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Он в одиночку уничтожил 52 миллиарда человек

Стали известны подробности убийства надзирательницы в пакистанской тюрьме российскими женщинами

Заплатите деньги, и таможня даст «добро»

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова