Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Юбилей Титана оперной сцены

Юбилей Титана оперной сцены

Сегодня свой юбилей празднует главный режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои Фирудин Саттарович Сафаров, на счету которого свыше шестидесяти спектаклей, многие из которых стали театральной классикой.


Его музыкальность, талант, энергия, смелость и масштаб приятно удивляют и вызывают восхищение. Сегодня он принадлежит к замечательной плеяде признанных корифеев оперного театра. Его имя составляет гордость и славу не только узбекской, но и азербайджанской культуры. Не случайно его называют сыном двух народов, вписавшим не одну золотую страницу в развитие оперного искусства обоих государств.

Сафаров народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат Государственной премии, профессор. За заслуги в общественной и музыкальной деятельности награжден орденом «Буюк хизматлари учун» в Узбекистане и медалью «Тарагги» («Прогресс») в Азербайджане.

Юбилей Титана оперной сцены


Фирудин Саттарович всегда умел учиться, впрочем, он и сейчас продолжает этому следовать. В юности успешно занимался музыкой и спортом. Прекрасно играл в футбол, настольный теннис, шашки и шахматы. Поступив в Азербайджанскую государственную консерваторию имени У.Гаджибекова по классу ударных инструментов, освоил барабаны, литавры, ксилофон, маримбу, вибрафон, продолжая успешно играть в футбол в составе Национальной сборной команды Азербайджана, а по вечерам выступал с инструментальным ансамблем на эстраде городской танцплощадки. Не пропустил он и престижный Всесоюзный конкурс эстрады, заняв первое место как лучший ксилофонист. Далее последовало поступление на театроведческое отделение Азербайджанского государственного театрального института, где он успешно совмещал учебу с работой в симфоническом оркестре Бакинской консерватории.

Все это впоследствии пригодилось ему в профессии режиссера. Ведь позже Сафаров поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.Римского-Корсакова на факультет оперной режиссуры, где учился у выдающихся мастеров. Сегодня он с благодарностью вспоминает народного артиста России, лауреата Государственной премии, главного режиссера ряда крупнейших театров России Евгения Соковнина, патриарха классической музыкальной комедии, кинорежиссера Яна Фрида, историка театра с энциклопедическими знаниями Исаака Гликмана, музыковеда, профессора Анатолия Дмитриева, под редакцией которого издавались нотные тексты.

Самозабвенно учился Сафаров и на спектаклях великих режиссеров – К.Станиславского, Л.Баратова, Н.Смолича, Б.Покровского, Г.Товстоногова и многих других, жадно впитывая в себя шедевры их постановок.

На родину Фирудин Саттарович вернулся дипломированным специалистом в Государственный академический театр оперы и балета имени Ахундова, где работал главным режиссером, осуществив постановки «Кер-оглы» и «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова, «Пиковой дамы» П.Чайковского, «Оптимистической трагедии» А.Холминова, «Ван Гога» Н.Кодаллы. Молодой режиссер сразу проявил характер и профессионализм. Рассказывают, что он читал партитуры лучше, чем дирижеры. Вскоре о нем заговорили как об одном из самых талантливых современных режиссеров, смелом экспериментаторе, открывшем шлюзы режиссерских фантазий.

Юбилей Титана оперной сцены


В 1977 году последовало вначале приглашение из Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои для постановки «Пиковой дамы», премьера которой имела большой успех, а следом поступило предложение занять пост главного режиссера, и он егопринял. Сафаров пришел на возделанную ниву, где священнодействовала гениальная Дильбар Абдурахманова, одна из первых женщин-дирижеров на Востоке сумевшая стянуть на ташкентскую сцену незаурядные силы. В тандеме с ней он поставил не один десяток оперных спектаклей, среди которых оказалось немало шедевров.

Одно за другим возникали живые, сражающие свежестью, неожиданные прочтения: «Фауста» Ш.Гуно, «Трубадура», «Травиаты» и «Отелло» Д.Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Самсона и Далилы» К.Сен-Санса, «Любовного напитка» Г.Доницетти и многих других. Они экспериментировали с современной оперой: ставили «Петра Первого» А.Петрова, «Огненного ангела» С.Прокофьева, «Проделки Майсары» С.Юдакова. Их творения всегда получались яркими, зрелищными и очень динамичными. Они становились откровениями, излучавшими мощную энергию, причем каждому из них была дана долгая сценическая жизнь.

Юбилей Титана оперной сцены


В своих постановках Сафаров никогда не шел против музыки и музыкальной драматургии. От своих великих педагогов он научился работать с оперной партитурой, черпая в ней импульсы для своих режиссерских находок. Главным для него был диалог с автором. Он сумел создать новаторский оперный театр и воспитать не одно поколение звезд классической сцены. Он никогда не уставал восхищаться оперными певцами, хотя часто работа с ними требовала от него дьявольского терпения. Эту пору творчества Фирудин Сафаров вспоминает как счастливейшую в жизни. Все эти годы с ним органично работала Дильбар Абдурахманова. В марте ее не стало. Он тяжело переживал ее уход. Его привлекали в ней яркий темперамент, профессионализм, горение и полная самоотдача дирижера, заражающая певцов и музыкантов. Она ценила в нем мастерство, честность, влюбленность в профессию и музыку, а также стремление поднять на высокий уровень исполнительства мировой классики узбекские национальные кадры и благодарна за рождение в ней оперы, ведь до встречи с ним она была асом балетного дирижирования. Они оба всю жизнь были фанатично преданы своему делу, являясь непререкаемым авторитетом, совестью и камертоном Узбекского театра оперы и балета.

Сафаров был востребован не только в родном Азербайджане и Узбекистане. Его постановки в разные годы появлялись на сценах Анкары, Воронежа, Одессы, Алма-Аты и других городов. Его энергии хватало на все. У него было немало и лестных предложений, но он упорно был верен ташкентскому ГАБТу. Он и сегодня мечтает на его сцене осуществить ряд интересных постановок. А на вопрос: «Какое у вас хобби?» – без колебаний ответил: «Ставить оперные спектакли». Поистине, человека, для которого любимое занятие стало делом жизни, можно назвать счастливым.

Дорогой Фирудин Саттарович! Сегодня у Вас очередной юбилей! Сегодня Вы принимаете поздравления от великого множества людей, влюбленных в Ваш театр и в Ваше творчество. Сегодня Вам признаются в самых добрых чувствах очень и очень многие — и не только наши соотечественники, но и Ваши зарубежные коллеги, и друзья из разных уголков земного шара. Сегодня Вам будут аплодировать дольше, чем всегда, поздравляя с юбилеем. А потом мы опять будем ждать Ваших премьер, предвкушая встречу с очередным шедевром. Крепкого Вам здоровья, неиссякаемого вдохновения, новых творческих достижений и безграничной зрительской любви!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.
Комментарии
Фируддин Саттарович - настоящий подвижник, взыскательнейший и добросовестный профессионал и в то же время добрейший человек.
Благодаря таким людям живет наша культура.
Долгих лет жизни, уважаемый Фируддин Саттарович, здоровья, новых творческих проектов. Спасибо, что вы есть.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Официально: камеры в Ташкенте фиксируют 7 видов правонарушений

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова